Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма государственного устройства




 
 


Форма государственного устройства

 

Унитарное государство Федерация Конфедерация

Форма государственного (территориального) устройства представляет собой национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти.

По форме территориального устройства все государства делятся на простые и сложные.

Простая (единая) форма территориального устройства предполагает существование слитного государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные единицы и потому не включающего в себя никаких государственных образований (Великобритания, Швеция, Финляндия и др.).

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1) единые общие для всего государства высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

2) на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, единое гражданство;

3) составные части государственным суверенитетом не обладают;

4) в унитарном государстве - единая денежная система, проводится единая налоговая и кредитная политика.

Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются областями, провинциями, землями, губерниями; единицы районного звена именуются районами, округами, уездами; сельские административно-территориальные единицы нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т.д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города.

Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления выбираются жителями соответствующей территории. В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами государственной власти.

Наряду с административно-территориальными единицами, унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т.д.).

Сложные государства могут существовать в виде федераций и конфедераций.

Федеративное государство – это сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты, ступившие в федерацию, теряют индивидуальный государственный суверенитет и, следовательно, перестают быть государствами.

Признаками федеративных государств являются:

1) территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (республик, штатов, земель, городов и т.д.);

2) государственный суверенитет осуществляется всей федерацией, отдельные субъекты не являются суверенными образованиями;

3) у субъектов отсутствует право на сецессию (право на выход из состава федерации с целью присоединения к другому государству или создания суверенного государства);

4) субъекты федерации обладают правом принятия собственных конституций, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

5) на территории федерации формируются единое правовое пространство и двухуровневая система законодательства (законодательство федерации и законодательство субъектов), при этом законодательство субъектов не должно противоречить законодательству федерации;

6) границы субъектов изменяются лишь с их согласия;

7) интересы субъектов в законодательном собрании федерации реализует палата, формируемая из представителей субъектов;

8) взаимодействие субъектов с органами федеральной власти основывается на принципе разграничения полномочий;

9) основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации. В основу национальных федераций положен принцип проживания на территории субъекта коренной национальности (СССР).

Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ).

В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной РФ республики являются национальными субъектами, а области – политико-территориальными).

Структура различных федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т.д.). Такие федерации принято называть симметричными (СССР).

Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей (США, РСФСР с 1991 по 1993 гг.).

Конфедерация как форма территориального устройства отличается большей степенью самостоятельности субъектов, чем федерации.

Основными признаками конфедерации являются:

1) территорию конфедерации составляют территории субъектов;

2) единое правовое пространство и многоступенчатая система законодательства (законодательство конфедерации, законодательство субъектов);

3) единое членство в международных организациях;

4) гражданство конфедерации, осуществление налогово-кредитной политики, представительство на международной арене определяется путем заключения договоров между субъектами;

5) субъекты обладают правом выхода из состава конфедерации.

Именно большая степень (по сравнению с федерацией) самостоятельности субъектов обусловливает нестабильный характер этих государств. Возникнув для достижения определенных целей (как правило, военного или экономического плана), конфедерации после разрешения общей задачи чаще всего трансформируются в более стабильные формы (унитарную, федеративную) или распадаются на суверенные государства.

Примерами конфедераций могут служить США с 1781 по 1789 г.г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г.г., Сенегал и Гамбия с 1982 по 1989 г.г. и др.

Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся, по существу, оборонительными или наступательными союзами (антигитлеровская коалиция периода второй мировой войны).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.