Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные и муниципальные унитарные предприятия




Унитарное предприятие -это организация, учреждаемая государством, субъектом Федерации, муниципальным образова­нием в целях удовлетворения общественных потребностей, имею­щих стратегическое значение либо обеспечивающих националь­ную безопасность государства, действующая на основе предоставленного собственником неделимого имущества (на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления).

До принятия части первой ГК РФ предприятия могли соз­даваться на базе любой формы собственности. В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарные предприятия создаются теперь только на базе государственной и муниципальной собствен­ности.

Имущество унитарных предприятий неделимо, так как оно принадлежит собственнику – государству или муниципальному образованию.

Закрепленное за унитарным предприятием иму­щество, как переданное учредившим предприятие собственни­ком, так и приобретенное впоследствии, принадлежит пред­приятию на праве либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления, является неделимым и не может быть разделено на доли или паи, в том числе между работниками предприятия.

В отличие от иных коммерческих организаций, унитарные предприятия создаются для выполнения социальных, стратеги­чески важных для государства задач, поэтому перечень таких случаев четко определен в Законе.

Так, государственное или муниципальное предприятие может быть сформировано лишь в следующих случаях.

—если необходимо использовать имущество, приватизация которого запрещена, в частности, оно необходимо для обеспе­чения безопасности страны;

—в целях решения социальных задач, в том числе реализа­ции определенных товаров и услуг по минимальным ценам, а также организации и проведения закупочных и товарных ин­тервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

—для осуществления деятельности, предусмотренной зако­нами исключительно для государственных унитарных предпри­ятий;

—когда необходимо осуществление научной и научно-техни­ческой деятельности в отраслях, связанных с обеспечением бе­зопасности страны;

—когда необходима разработка и изготовление отдельных видов продукции, которые важны для государства и обеспечи­вают его безопасность;

—когда необходимо производство отдельных видов продук­ции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Условия создания казенных предприятий еще более жесткие. Они создаются:

—для выпуска продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, предназначенных для нужд государства, общества;

—для использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства, иных стратегических интере­сов страны;

—для решения социальных задач;

—для выпуска отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность страны, либо изъятой из оборота или ограничен­ной в обороте;

—для осуществления дотируемых видов деятельности и веде­ния убыточных производств, а также предназначенных исклю­чительно для казенных предприятий.

Закон разрешает унитарным предприятиям быть участником коммерческих и некоммерческих организаций при условии согласия собственника имущества.

Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее испол­нение обязательств государственное или муниципальное предп­риятие несет всем принадлежащим ему имуществом. Собствен­ники имущества таких предприятий отвечают по обязательствам последних лишь в случае их несостоятельности в результате ви­новных действий самого собственника имущества.

Так как казенные предприятия не могут по законодательству быть признаны в судебном порядке несостоятельными, то собственники имущества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по всем обязательствам таких предприятий при недостаточности их имущества, а не только в случае банкротства.

Для осуществления своей деятельности унитарное предприя­тие наделяется имуществом, сформированным за счет средств собственника, доходов самого предприятия и иных не противо­речащих законодательству источников.

Если меняется собственник имущества, то такое предприятие продолжает со­хранять право на это имущество.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Кроме уставного фонда унитарное предприятие создает за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли резер­вный фонд, исключительно использующийся на покрытие убытков предприятия.

Управление унитарным предприятием осуществляет собствен­ник имущества, обеспечивающий решение важнейших задач предприятия.

Основная задача руководителя предп­риятия — организовывать выполнение решений собственника имущества. Он, подобно государственному служащему, не впра­ве быть учредителем (участником) юридического лица, зани­маться иной государственной деятельностью, работать в органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих ор­ганизациях.

Виды унитарных предприятий:

Это прежде всего государственное и муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Соз­дается оно по решению собственника — на базе федеральной и муниципальной собственности.

Государственные и муниципальные предприятия обладают определенной хозяйственной самостоятельностью. Однако она ограничивается предметом и целями деятельности, предусмот­ренными в уставе предприятия. В этих пределах предприятие са­мостоятельно решает вопросы своей хозяйственной деятельнос­ти, в которые вышестоящие органы не должны вмешиваться.

Правовой статус государственных предприятий, действую­щих на праве оперативного управления (казенные предприя­тия), урегулирован в законодательстве значительнее полнее, чем статус государственных и муниципальных предприятий. Кроме ГК РФ и Закона о государственных и муниципальных предприятиях прежде всего следует отметить Указ Президен­та РФ от 23 мая 1994 «О реформе государственных предприя­тий»; Типовой устав, утвержденный Постановлением Прави­тельства РФ от 12 августа 1994 г.; Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г.

Имущественная самостоятельность казенного предприятия весьма ограниченна.

Согласно ст. 296 ГК РФ, казенное предпри­ятие, обладая правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, осуществляет в пределах, уста­новленных Законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества владе­ние, пользование и распоряжение им. При этом распоряжение имуществом как движимым, так и недвижимым, возможно толь­ко с согласия собственника имущества.

Собственник вправе в любое время изъять у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущест­во и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, имущественная база деятельности казенного предприятия весь­ма неустойчива.

На первый взгляд обычные государственные предприятия и акционерные общества со 100%-ным государственным капита­лом — государственные акционерные корпорации — имеют оди­наковый правовой статус. Ведь единственным собственником тех и других является государство, и, следовательно, с точки зре­ния правового статуса, они мало чем отличаются от унитарных предприятий, обладающих правом хозяйственного ведения. Од­нако это не совсем верно. Смысл образования акционерного об­щества со 100%-ным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей бо­лее широкие, нежели для унитарных предприятий, возможнос­ти проявления инициативы и самостоятельности, активной де­ятельности на рынке. Форма акционерного общества по определению предполагает и широкую предпринимательскую деятельность, и преобразование организационной структуры го­сударственного предприятия. Собственником имущества в данном случае является не государство, а акционерное общество. По законодательству непосредственно общество несет самостоя­тельную имущественную ответственность, что предполагает воз­можность обращения взыскания по долгам на имущество такого предприятия. Право собственности на имущество и ответствен­ность по своим долгам создают объективные предпосылки для «рыночного поведения» акционерного общества с государствен­ным капиталом. Государство, субъект Федерации - учредители непосредственно не управляют производством, они лишь пери­одически оценивают деятельность своих представителей в госу­дарственных акционерных корпорациях. Все это обусловливает коммерциализацию деятельности рассматриваемых акционер­ных корпораций и как результат - повышение эффективности производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.