КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Франсуа Рабле
Франсуа Рабле (1494— 1553) — один из наиболее ярких представителей французского гуманизма и педагогической мысли эпохи Возрождения. Священник, врач и профессор анатомии, он получил широкую известность как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», представляющего собой сатиру на феодальный строй и весь образ жизни того времени. В своем романе ряд страниц Рабле посвятил вопросам воспитания и образования. Подвергнув острой сатирической критике схоластическую ученость, Рабле выступил провозвестником нового, гуманистического воспитания, защитником реальных, практически полезных знаний, активных и наглядных методов обучения. Он сторонник гармонического развития детей, которое может, быть, достигнуто путем вооружения их научными знаниями и практическими умениями в сочетании с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» дает художественно яркое представление о воспитательных идеалах Рабле. В главе XXIII Рабле пишет «о методе, применявшемся Панократом, благодаря которому у Гаргантюа не пропадало зря ни одного часа». Увидев, какой неправильный образ жизни ведет Гаргантюа, Панократ решился обучать его наукам иначе... Чтобы у него лучше пошло дело, Панократ очистил с помощью специального снадобья мозг Гаргантюа «от всякой скверны» и заставил забыть все, чему его научили прежние воспитатели... Затем он составил план занятий таким образом, что Гаргантюа не терял зря ни часу: все его время уходило на приобретение полезных знаний. Вставал Гаргантюа около четырех часов утра. В то время как его растирали, он должен был прослушать несколько страниц из Священного Писания, которое ему читали громко и внятно, с особым выражением, для каковой цели был нанят юный паж по имени Анагност. Затем Гаргантюа отправлялся в одно место, дабы извергнуть из себя экскременты. Там наставник повторял с ним прочитанное и разъяснял все, что было ему непонятно и трудно. На возвратном пути они беседовали на астрономические темы, наблюдая состояние небесной сферы. После этого Гаргантюа одевали, причесывали, завивали, наряжали, опрыскивали духами и в течение всего этого времени повторяли с ним заданные накануне уроки. Он отвечал их наизусть и тут же старался применить к каким-либо случаям из жизни; продолжалось это часа два-три и обыкновенно кончалось к тому времени, когда он был одет. Затем три часа он слушал чтение. После этого выходили на воздух и, по дороге обсуждая содержание прочитанного, отправлялись заниматься гимнастикой и играми. В ожидании обеда они внятно и с выражением читали наизусть изречения, запомнившиеся им из сегодняшнего урока. В начале обеда читалась вслух какая-нибудь занимательная повесть о славных делах старины,— читалась до тех пор, пока Гаргантюа не принимался за вино. Попутно Гаргантюа выучил в короткий срок соответствующие места из греческих и римских классиков. Чтобы проверить себя, сотрапезники часто во время таких бесед клали перед собой на стол книги этих авторов. Далее разговор возвращался к утреннему уроку, а потом, закусив вареньем из айвы, Гаргантюа чистил зубы, ополаскивал глаза холодной водой, после чего благодарил бога в прекрасных песнопениях, прославлявших благоутробие его и милосердие. Затем он занимался арифметикой, геометрией, астрономией, математикой, музыкой. Потом они пели, разбившись на четыре или пять голосов, или же это было что-нибудь сольное, приятное для исполнения. На подобные упражнения тратили около часа; за это время процесс пищеварения подходил к концу, и Гаргантюа шел облегчить желудок, а затем часа на три, если не больше, садился за главные свои занятия, т. е. повторял утренний урок чтения, читал дальше и учился красиво и правильно писать буквы античные и новые римские. По окончании занятий Гаргантюа брал уроки верховой езды, военного искусства, плавал, играл, выполнял различные физические упражнения и пр. Чтобы развить грудную клетку и легкие, он кричал, как сто чертей. После подобных занятий, возвращаясь, он наблюдал природу, сравнивал и собирал растения... Придя домой, они, пока готовили ужин, повторяли некоторые места из прочитанного, а затем садились за стол. За ужином возобновлялся обеденный урок, и длился он, пока не надоедало; остальное время посвящалось ученой беседе, приятной и полезной. Прочтя благодарственную молитву, пели, играли на музыкальных инструментах, принимали участие в разных забавах, иногда посещали общество ученых или путешественников, коим довелось побывать в чужих странах. Темной ночью, перед сном, смотрели на небо, наблюдали кометы, расположение светил. Затем Гаргантюа в кратких словах рассказывал... наставнику все, что он прочитал, увидел, узнал, сделал, услышал за нынешний день. Кроме того, иногда они ходили на публичные лекции, на торжественные акты, на состязания в искусстве риторики, ходили слушать знаменитых адвокатов и евангелических проповедников. Так воспитывался Гаргантюа, с каждым днем показывая все большие успехи и, понятное дело, извлекая из постоянных упражнений всю ту пользу, какую может извлечь юноша в меру своего возраста. Как видно из изложенного, Франсуа Рабле, несмотря на гротеск и остро сатирическую направленность своего романа, касается здесь довольно широкого круга вопросов общего, гармонического воспитания своего героя, и в частности формирования у него необходимо правильной речи. Здесь и слушание образцов чтения, выступлений, риторических споров; и беседы, оттачивающие мастерство красноречия; и ответы уроков наизусть, пение, чтение вслух, тренировка письменной речи; и развитие грудной клетки и легких для развития голоса и пр. Фактически Франсуа Рабле предлагает целую систему развития речи вкупе с интеллектуальным и физическим воспитанием. Задания для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте эпоху феодализма в Западной Европе V —XVI вв. 2. Раскройте особенности обучения в период Средневековья. 3. Объясните прогрессивное значение идей просветителей-гуманистов в борьбе со схоластикой и аскетизмом Средневековья. 4. Расскажите о воспитательных идеалах Франсуа Рабле. На примере воспитания Гаргантюа разберите систему предлагаемых Рабле практически полезных знаний, активных и наглядных методов обучения. Выделите места, касающиеся развития речи. 5. Какие можно сделать выводы об имевшихся в период Средневековья представлениях о речевых расстройствах и приемах их устранения?
Глава 5 РУСЬ. IX-KVI вв. Несмотря на довольно раннее заселение среднего Приднепровья славянскими племенами, возникновение Древнерусского государства относится лишь к концу IX — второй половине X вв. Именно к этому времени на Руси происходит переход от язычества к христианству, появляется связанная с христианством письменность, развивается оригинальная и переводная литература. Однако в последующие века развития русского государства, в периоды феодальной раздробленности, разобщенности, постоянных междоусобиц русских князей, вынужденных отражений многочисленных нападений со стороны печенегов, половцев, немецких и шведских феодалов и др., монголо-татарского ига, повальных моров и эпидемий, периодически обрушивающихся на Русь, — все это часто вело к бессмысленному уничтожению накопленных культурных и материальных ценностей. Таким образом, сложные и суровые условия жизни наших предков послужили причиной тому, что литературные памятники о Руси до XVIII в. почти не сохранились. Поэтому о представлениях древних славян о речевых расстройствах и приемах их устранения можно судить лишь по материалам изучения и анализа сохранившихся летописей, словарей, русских пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |