Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды признаков Судного часа




Тема I. Признаки Судного Часа и их виды

 

Арабское слово «ашрат» (ед. ч. «шарт») означает «признаки», «предзнаменования». Существует мнение, что оно используется в значении «начало». В толковом словаре «Лисан аль-Араб» сказано, что «эти два слова близки по смыслу, потому что любая вещь начинается с предзнаменований».

Слово «саа» (букв. «час») означает «промежуток времени». Оно используется в значении «День воскресения». Всевышний сказал: «У Него – знание о Часе» (аз-Зухруф, 85).

Час – одно из названий Дня воскресения, которое часто встречается в шариатских текстах и используется в разговорной речи. Судный День получил такое название, потому что он наступит внезапно и в миг застанет людей врасплох.

Признаками Судного Часа называются предзнаменования, которые предвещают его наступление. Всевышний сказал: «Неужели они ожидают чего-либо, кроме Часа, который явится к ним внезапно? Ведь уже явились его приметы» (Мухаммад, 18).

 

Все признаки и предзнаменования Судного Часа делятся на три группы.

В первую группу входят отдаленные признаки, которые уже проявились и исчезли.

Одним из таких признаков была пророческая миссия Мухаммада, саля Ллаху алейхи ва салам, о чем упоминается в хадисе Анаса бин Малика, переданном аль-Бухари и Муслимом. В нем сообщается, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Я был отправлен вместе с Судным Часом, как эти два пальца». Затем он соединил указательный и средний пальцы своей руки.[ «Сахих аль-Бухари» (6504), «Сахих Муслим» (2951).]

Другим таким признаком было раскалывание Луны, что подтверждается писанием Аллаха: «Приблизился Час, и раскололся месяц» (аль-Камар, 1).

К ним же относится извержение из земли Хиджаза огня, который осветил шеи верблюдов в Бусре. Аль-Бухари и Муслим передали хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Судный Час не наступит до тех пор, пока из земли Хиджаза не вырвется огонь, который осветит шеи верблюдов в Бусре». [ «Сахих аль-Бухари» (7118), «Сахих Муслим» (2902).]

Извержение огня в Хиджазе действительно произошло, как это было предсказано Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам, в начале месяца джумадаль-ахиры 654 г.х. Произошло это к востоку от Медины, после чего целые долины были переполнены огненной лавой, а люди были в ужасе. Сияние этого огня было замечено даже жителями Шама, а жители Бусры, небольшого поселения вблизи Дамаска, благодаря этому смогли даже рассмотреть в темноте шеи верблюдов, что и было предсказано Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам,.

Ко второй группе относятся средние признаки, которые уже проявились, но до сих пор не исчезли. Напротив, они продолжают усиливаться и учащаться, и таких признаков очень много.

К ним относятся предсказания о том, что рабыня родит свою госпожу,[ Это значит, что рабыни будут рожать детей от своих хозяев, а те превратятся в их господ, потому что имущество хозяина переходит к его детям.] а босые, голые и обездоленные пастухи верблюдов будут соревноваться в постройке высоких домов. Об этом сообщается в известном хадисе о Джибриле, переданном Муслимом, который мы уже цитировали в первой главе этой части. В нем сказано: «Расскажи мне о Часе», – попросил человек. Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Спрашиваемый сведущ не более спрашивающего». «Тогда расскажи мне о его признаках», – попросил мужчина. «Рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и обездоленные пастухи верблюдов будут соперничать в постройке высоких домов», – ответил он».[ «Сахих Муслим» (8).]

К ним также относится появление тридцати лжецов, каждый из которых провозгласит себя пророком. Об этом сообщается в хадисе Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не появятся лжецы и обманщики. Их будет около тридцати, и каждый из них будет заявлять, что является посланником Аллаха». [ «Сахих аль-Бухари» (3609).] Абу Дауд и ат-Тирмизи же передали хадис Саубана о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Воистину, среди моих последователей появятся тридцать лжецов, которые провозгласят себя пророками. Однако я – последний из пророков, и после меня уже не будет пророков». [ «Сунан Абу Дауд» (4252), «Сунан ат-Тирмизи» (2219). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.]

Еще одним из таких признаков является спад воды в Евфрате, на месте которого появится золотая гора, и люди будут сражаться за это золото. Это предзнаменование упоминается в хадисе Абу Хурейры о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не спадет вода в Евфрате, а на его месте появится золотая гора. Люди будут сражаться друг с другом за это золото, и девяносто девять человек из каждых ста погибнут. При этом каждый из них будет говорить: «Возможно, именно я спасусь». [ «Сахих аль-Бухари» (7119), «Сахих Муслим» (2894), «Муснад Ахмад» (2/261).] Следует отметить, что это предзнаменование до сих пор не сбылось.

В третью группу входят большие признаки, сразу после проявления которых наступит Судный час. Таких признаков – десять, и ни один из них еще не проявился. В «ас-Сахихе» Муслима приводится следующий хадис Хузейфы бин Усейда: «Однажды, когда мы беседовали, нас увидел Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам,. Он спросил: «Что вы обсуждаете?». Люди сказали: «Мы говорим о Судном часе». Тогда он сказал: «Воистину, он не наступит до тех пор, пока вы не увидите десять его признаков». В их числе он назвал появление дыма, пришествие Лжемессии, появление животного из земли, восход солнца на западе, сошествие Исы бин Марьям, пришествие Йаджуджа и Маджуджа, а также три провала: на Востоке, на Западе и на Аравийском полуострове. В конце он упомянул огонь, который вырвется наружу в Йемене и сгонит людей на место сбора.[ «Сахих Муслим» (2901).] В некоторых других хадисах, которые мы рассмотрим ниже, упоминается также появление Мехди, разрушение Каабы и вознесение Корана с земли на небо.

Большинство исследователей считает, что к десяти большим признакам Судного часа относятся эти три признака, а также признаки, перечисленные в хадисе Хузейфы, за исключением трех провалов. И хотя они тоже относятся к предзнаменованиям Судного часа, что не вызывает никаких сомнений и подтверждается текстом хадиса, они произойдут до проявления десяти больших признаков, будучи их предвестниками. В пользу этого мнения свидетельствует другая версия хадиса Хузейфы бин Усейда, переданная Муслимом. В ней подчеркивается, что провалы будут предшествовать остальным признакам, поскольку Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Воистину, Судный час не наступит до тех пор, пока не проявятся десять признаков: провал на Востоке, провал на Западе, провал на Аравийском полуострове, появление дыма, пришествие Лжемессии…». [ «Сахих Муслим» (2901).] В продолжении хадиса перечисляются остальные признаки. Аль-Куртуби сказал: «Согласно этой версии, первыми из признаков являются три провала. Один из них уже произошел при жизни Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам,. Об этом сообщил Ибн Вахб». Далее мы более подробно обсудим эти десять признаков вместе с их доказательствами.

Первый признак – появление Мехди. Это – мужчина из числа потомков внука Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, аль-Хасана бин Али. Он появится, когда на земле будет господствовать тирания и несправедливость, и принесет на землю справедливость и беспристрастие. Его имя и отчество совпадают с именем и отчеством Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам,. Об этом сообщается в хадисе Абдуллаха бин Мас’уда, переданном Абу Даудом и ат-Тирмизи, о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Конец света не наступит до тех пор, пока над арабами не воцарится мужчина из числа членов моей семьи, имя и отчество которого будут совпадать с моим именем и отчеством. Он заполнит землю справедливостью и беспристрастием, хотя до него она будет полна тирании и несправедливости». [ «Сунан Абу Дауд» (4282), «Сунан ат-Тирмизи» (2230). Текст хадиса приведен по версии Абу Дауда. Ат-Тирмизи же назвал его хорошим и достоверным.]

Второй признак – пришествие Лжемессии. Это – мужчина из рода человеческого, который появится перед наступлением Конца света и станет искушением для многих людей. Аллах позволит ему совершать сверхъестественные дела, и он провозгласит себя Господом, однако его ложь будет очевидной для верующих. Он сможет войти в любые города, кроме Мекки и Медины. У него будут огонь и сад, но в действительности его огонь окажется садом, а его сад – огнем. О его пришествии свидетельствуют достоверные предания, одним из которых является хадис Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, переданный Муслимом в «ас-Сахихе». В нем сообщается, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Лжемессия появится среди моих последователей и пробудет среди них сорок… Я не знаю, это будет сорок дней, сорок месяцев или сорок лет. Затем Аллах отправит Ису бин Марьям; внешне он очень похож на Урву бин Мас’уда. Он будет искать его и убьет его…». [ «Сахих Муслим» (2940).]

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима также приводится хадис Абдуллаха бин Умара: «Однажды посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, встал посреди людей, восславил Аллаха достойными словами и начал рассказывать про Лжемессию. Он сказал: «Я предостерегаю вас от него, и нет такого пророка, который бы не предостерег от него свой народ. Даже Нух предостерег от него своих соплеменников. Но я скажу вам о нем то, чего не говорил своим соплеменникам ни один другой пророк. Знайте же, что у Лжемессии кривой глаз, тогда как Аллах – не кривой». [ «Сахих аль-Бухари» (3057), «Сахих Муслим» (169). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.]

Третий признак – сошествие Исы бин Марьям. Он сойдет с небес на землю и станет справедливым правителем. Он будет ломать кресты, убивать свиней и покончит с Лжемессией, что подтверждается текстами из Корана и Сунны. В Коране по этому поводу говорится: «Воистину, он (Иса, или Ко­ран, или Мухаммад) является признаком Часа» (аз-Зухруф, 61).

Многие комментаторы считают, что этот аят указывает на сошествие Исы, что подтверждается высказыванием Ибн ‘Аббаса. В «аль-Муснаде» Ахмада приводится следующий комментарий Ибн ‘Аббаса к этому аяту: «Речь идет о пришествии Исы бин Марьям перед наступлением Дня воскресения».[ «Муснад Ахмад» (1/318).] Кроме того, сошествие Исы подтверждается достоверными хадисами. В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани находится моя душа! Скоро уже сын Марьям сойдет к вам, чтобы править по справедливости. Он будет ломать кресты, убивать свиней и отменит джизью, и богатства будет так много, что никто не станет принимать подаяние, а один земной поклон будет лучше, чем земной мир со всем, что есть в нем». [ «Сахих аль-Бухари» (2222), «Сахих Муслим» (155). Текст хадиса приведен по версии Муслим.]

Четвертый признак – нашествие племен Йаджудж и Маджудж. Это – многочисленные народы, сражаться с которыми будет не под силу никому другому. Существует мнение, что они являются потомками одного из сынов Нуха, Йафета. Об их нашествии также свидетельствует Коран и Сунна. Всевышний сказал: «…когда Йаджудж и Маджудж будут выпущены и устремятся вниз с каждой возвышенности. & Приблизится истинное обещание, и тогда закатятся взоры неверующих» (аль-Анбийа, 96-97).

Аль-Бухари и Муслим передали хадис Зейнаб бин Джахш о том, что однажды посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, вошел к ней испуганный и сказал: «Нет божества, кроме Аллаха! Горе арабам, зло уже приблизилось к ним! В завале Йаджуджа и Маджуджа появилось вот такое отверстие». Затем он соединил в кольцо большой и указательный пальцы руки.[ «Сахих аль-Бухари» (3346), «Сахих Муслим» (2880).]

Пятый признак – разрушение Каабы и разграбление ее украшений. В Сунне содержатся достоверные свидетельства того, что Каабу разрушит эфиоп с короткими ногами. Аль-Бухари и Муслим передали хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Каабу разрушит коротконогий эфиоп». [ «Сахих аль-Бухари» (1591), «Сахих Муслим» (2909).] Имам Ахмад же передал в «аль-Муснаде» хадис Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса о том, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Каабу разрушит коротконогий эфиоп. Он разграбит ее украшения и обнажит ее стены. Я словно смотрю на него: лысый, кривоногий. Он будет ломать ее лопатой и киркой». [ «Муснад Ахмад» (2/220).]

Шестой признак – появление дыма. Коран и Сунна свидетельствуют о том, что перед наступлением Конца света с неба сойдет густой дым, который окутает всех людей. Всевышний сказал:

«Подожди же того дня, когда небо принесет ясный дым, & который окутает людей. Это будут мучительные страдания!» (ад-Духан, 10-11).

К доказательствам из Сунны относится уже упомянутый нами ранее хадис Хузейфы бин Усейда о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Воистину, он не наступит до тех пор, пока вы не увидите десять его признаков». В их числе он назвал появление дыма, пришествие Лжемессии, появление животного из земли и прочее.[ «Сахих Муслим» (2909).]

Седьмой признак – исчезновение Корана на земле и вознесение его на небо. Коран будет вознесен на небо, после чего ни один коранический аят не останется ни на бумаге, ни в сердцах людей, что подтверждается свидетельствами из Сунны. Ибн Маджа и аль-Хаким передали хадис Хузейфы о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Ислам исчезнет, как стирается вышивка на одежде, и люди ничего не будут знать о посте, намазе и жертвоприношениях. В одну из ночей писание Великого и Могучего Аллаха тоже будет поднято, и на земле от него не останется ни одного аята…». [ «Сунан Ибн Маджа» (4049), «Мустадрак аль-Хаким» (4/473). Аль-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.]

Восьмой признак – восход солнца на западе. Это знамение также подтверждается текстами из Корана и Сунны. Всевышний сказал: «В тот день, когда явятся некоторые зна­мения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро» (аль-Ан’ам, 158).

Целая группа комментаторов считала, что под знамением Господа здесь подразумевается именно восход солнца на западе. Ат-Табари после упоминания мнений комментаторов по поводу этого аята сказал: «Наиболее правильное мнение по этому вопросу, подтверждаемое высказываниями посланника Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, состоит в том, что это произойдет после восхода солнца на западе».[ «Тафсир Ибн Джарир» (8/97).] Аль-Бухари и Муслим передали хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока солнце не взойдет на западе. Когда же оно взойдет оттуда, и люди увидят это, они уверуют все вместе. Однако тогда вера уже не принесет пользу душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро». [ «Сахих аль-Бухари» (4636), «Сахих Муслим» (157).]

Девятый признак – появление животного из земли. Это будет огромное животное. Говорят, что его длина составит шестьдесят локтей. У него будут конечности, и будет оно покрыто шерстью. Существует мнение, что отдельные части его тела будут походить на части тела различных животных. Появление такого животного незадолго до наступления Судного часа подтверждается текстами из Корана и Сунны.

Всевышний сказал: «Когда же свершится над ними Слово, Мы выведем к ним из земли животное, которое скажет им, что люди не были убеждены в Наших знамениях» (ан-Намль, 82).

Муслим передал хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Восход солнца на западе, пришествие Лжемессии и появление животного из земли. Когда проявятся эти три признака, вера уже не принесет пользу душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро». [ «Сахих Муслим» (158).] Имам Ахмад же передал со слов Абу Умамы, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Когда выйдет животное, оно заклеймит носы людей. Затем пройдет много времени, и они рассеются среди вас настолько, что мужчина купит верблюда, а когда его спросят: «У кого ты купил его?», он скажет: «У одного из тех, чей нос заклеймен». [ «Муснад Ахмад» (5/268).] Цепочка рассказчиков хадиса признана достоверной аль-Хейсами и другими хадисоведами.

Десятый признак – извержение огромного огня. Он вырвется наружу в Адене и станет сгонять людей к месту сбора, и это будет последним из больших предвестий Конца света. Этот признак нашел свое подтверждение в Сунне, в частности, в упомянутом ранее хадисе Хузейфы бин Усейда, переданном Муслимом. В нем сказано: «Последним из них будет огонь, который вырвется наружу в Йемене и сгонит людей на место сбора». [ «Сахих Муслим» (2901).] Другая же версия этого хадиса гласит: «…огонь, который вырвется наружу из ямы в Йемене и заставит людей выселиться оттуда…».

Эти признаки являются самыми важными предзнаменованиями Судного часа. Они проявятся незадолго до наступления Конца света, и по воле Аллаха сразу вслед за ними наступит Судный час. Из преданий известно, что эти признаки поочередно будут следовать один за другим, подобно бусинам в ожерелье, и сразу после проявления одного из них за ним последуют все остальные. Ат-Табарани в «аль-Аусате» передал со слов Абу Хурейры, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Знамения последуют друг за другом, подобно тому, как следуют друг за другом бусины в ожерелье». [ «аль-Муджам аль-Аусат» (4283).]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.