КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объективный и субъективный идеализм. Пантеизм, гилозоизм, деизм. Монизм, дуализм, плюрализм
Исторические формы материализма Исторические формы материализма. Объективный и субъективный идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм
Материализм и идеализм как основные направления решения вопроса отношения бытия и мышления. · Первичная форма материализма - материализм Древней Греции (Фалес, Демокрит, Гераклит). · Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе (Галилей, Бэкон, Ламетри) · Диалектический материализм (К.Маркс, Ф. Энгельс, Ленин). · Последовательный материализм (марксизм) и непоследовательный материализм (Л.Фейербах). · Научный (марксизм) и вульгарный материализм. (Фохт, Молешотт, Бюхнер). Материализм и идеализм как основные направления решения вопроса отношения бытия и мышления. Сущностное различие философских воззрений идеализма и материализма: · Объективный идеализм (Платон, Ф.Аквинский, Гегель); · Субъективный идеализм (Дж. Беркли); · Солипсизм как крайняя форма субъективного идеализма (Фихте); · Пантеизм («бог везде»), гилозоизм (одушевленность всей природы), деизм (Бог – перводвигатель мира) – как направления философии, которые, оставаясь в рамках монизма, занимают промежуточное положение между идеализмом и материализмом. · Особенность монизма, дуализма и плюрализма в решении проблемы первоначала бытия.
РАЗДЕЛ 2 История философии Тема № 1 Философская культура Древнего Востока 6. Философия Древней Индии: периодизация, основные понятия и проблемы ◘ Периодизация. Зарождение философии в ДревнейИндии связано с возникновением в I тыс. до н.э. ряда текстов отнесенных к «священным», т.е. полученным людьми от богов. Веды – это основные сборники философских знаний того времени. Под философией Древней Индии понимают философские учения периода Древности и Средневековья (I тыс. до н.э. – ХVIII в.). Здесь принято различать три периода: I Ведический - первая половина 1 тыс. до н.э. (время разложения первобытно-общинного строя, возникновение раннеклассовых рабовладельческих обществ). В этот период формируется так называемый «ведический комплекс»: Ригведа, Самведа, Яджурведа, Атхарваведа, «Лесные книги», Упанишады, Веданги. II Эпический период – вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления и развития системы общественного строительства, основанного на форме варно-кастового деления общества). Основные произведения: эпическая поэма «Махабхарата» и ее шестая книга «Бхагавадгита»; «Рамаяна»; «Свод законов Ману». III Классический – (с I в. до ХV11-ХV111 вв.) – возникновение и развитие феодализма на основе сословно-кастовой структуры. Здесь различают два главных направления философских учений и школ: 1) ортодоксальное (признающее авторитет Вед): Веданта, Миманса, Санкхъя, Йога, Нъяя, Вайшешика; 2) неортодоксальное (не признающее авторитет Вед): Ч арвака-Локаята, Джайнизм, Буддизм. ◘ Основные проблемы и понятия. Философская проблематика Древнеиндийской философии в области онтологии опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания. • «пракрити» — материальное сознание; • «пуруша» — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди); • «майя» — сознание сновидения, мираж. Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности. Душа виндийской философии состоит из двух начал: атмана; манаса. Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами. Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |