Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты энергетической политики Европейского союза (ЕС)




Дополнительная информация

В 1970-х годах было положено начало формированию совместной энергетической политики ЕС, охватывающей все подсекторы энергетики. Непосредственным толчком к формированию собственно энергетической политики стал нефтяной кризис 1973–1974 гг., наглядно засвидетельствовавший уязвимость энергетики стран ЕС, обусловленную высоким уровнем ее зависимости от импорта энергоносителей.

Создание стратегических запасов нефти и/или нефтепродуктов в Европе начато после нефтяного кризиса 70-х годов. Общее планирование совместных стратегических запасов и управление ими осуществляет Международное энергетическое агентство. Нынешний суммарный запас составляет более 500 млн. т нефти, что соответствует 114-дневной потребности в импорте.

Сохранение доступа к угольным резервам производится из соображений энергетической безопасности несмотря на их убыточность. Субсидирование шахт будет продолжено, но будет ограничено рамками необходимости: сохранение доступа к угольным резервам; поддержание оборудования в рабочем состоянии; поддержка профессиональной квалификации шахтеров; сохранение технологий.

Государственная поддержка угольной отрасли ЕС регулируется регламентом Совета ЕС, предусматривающим предоставление государственной помощи для реструктуризации угольной отрасли с учетом ее социальных и региональных аспектов и в значительной мере для сокращения деятельности в отрасли.

Повышение энергетической эффективности (ЭЭ). Реализация мер по повышению ЭЭ не только укрепляет энергетическую безопасность, но и дает значительный экологический эффект. В этой части ЕС осуществляет последовательную политику, предусматривающую как активизацию научных исследований, так и реализацию конкретных мероприятий c привлечением законодательных и экономических механизмов их стимулирования. В результате, преимущественно благодаря мерам по повышению ЭЭ, страны ЕС имеют один из самых низких показателей энергоемкости ВВП – 0,16 т нефтяного эквивалента/$1000 ВВП (среднее значение). Для сравнения: аналогичный показатель Украины – в 3–4 раза больше.

Использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Целью использования ВИЭ является увеличение внутреннего энергетического потенциала ЕС и защита окружающей среды. Сейчас в общем энергетическом балансе ЕС ВИЭ составляют лишь 6%, из них 2% приходятся на гидроэнергетику. Вместе с тем в энергетических балансах отдельных стран ЕС доля ВИЭ значительно выше (преимущественно за счет использования гидроэнергии и древесины).

Использование ядерной энергии при условии обеспечения максимальной безопасности эксплуатации АЭС. Сейчас в ЕС не существует совместной политики развития ядерной энергетики, каждая страна – член ЕС самостоятельно определяет необходимость и масштабы ее развития.

Вместе с тем в сфере наблюдается борьба двух тенденций. Значительная часть стран – членов ЕС являются сторонниками дальнейшего развития ядерной энергетики, что диктуется их экономическими интересами (например, Франция); в то же время заметно усиливается влияние, обусловленное, в частности, приходом к власти «зеленых» партий и движений и принятием в ряде стран политических решений об отказе в перспективе от использования ядерной энергии.

Формирование внутреннего энергетического рынка ЕС. Договор о Европейском Союзе определяет внутренний рынок ЕС как «пространство, лишенное внутренних границ, в котором обеспечено свободное движение товаров, людей, услуг и капиталов...» и устанавливает общие основы его формирования. Все это в полной мере распространяется на внутренний энергетический рынок ЕС.

Осуществление указанных мероприятий делает возможным открытие рынка – как для внутренней конкуренции, так и для внешних поставщиков и потребителей, что повышает уровень конкуренции в энергетике и превращается в фактор ее самовоссоздания и развития. Следовательно, результатом либерализации рынков является создание конкурентной рыночной среды, что, в свою очередь, приводит к снижению цен и тарифов и обеспечению права потребителей на выбор поставщика.

Правомерность этого вывода в общем подтвердила практика стран–членов ЕС, с начала 90-х годов либерализовавших свои внутренние энергетические рынки, в частности, в плане их открытия. Открытие электроэнергетического рынка привело к ощутимому снижению цен как для крупных промышленных потребителей, так и небольших предприятий и населения, причем наибольшее снижение произошло в странах, где достигнуто 100% открытия рынка.

Ситуация на газовом рынке несколько сложнее – падение цен происходило между 1998 г. и 1999 г., когда цены на нефть составляли менее 73 долл. за тонну (цены на газ на границе в Европе связаны с ценой на нефть). А в дальнейшем цены повышались во всех странах ЕС – за исключением Великобритании, где рынок открыт на 100%. Тем не менее, уровень конкуренции среди поставщиков не является значительным. Пока что лишь только ограниченное число крупных потребителей газа получили возможность выбора поставщиков; полная реализация положений базовой директивы тормозится рядом проблем, среди которых эксперты ЕК выделяют: высокие транспортные тарифы, использование нерыночных режимов регулирования, неэффективную реорганизацию ВИНК и т.п




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.