Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причина и следствие, необходимость и случайность




Сущность и явление, содержание и форма

КАТЕГОРИИ ВЗАИМОСВЯЗИ

У всех предметов есть единство внутренних и внешних сторон. Внешнее – это то, что открыто, лежит на поверхности, внутреннее – то, что до некоторого времени скрыто. Сущность – это внутренняя сторона предметов, относительно скрытая и устойчивая, определяющая их существование и развитие; это общее и необходимое в массе явлений. Явление – это внешняя сторона предметов, выражение их сущности.

Сущность и явление представляют собой противоположности и находятся в диалектическом единстве. Они не отделимы друг от друга. Сущность является, явление существенно. Другими словами, сущность скрыта лишь относительно, а не полностью, она рано или поздно, так или иначе проявляется, обнаруживает себя в явлениях. Аналогичным образом – явление: имеющее известную самостоятельность, оно всегда демонстрирует скрытую за ним сущность.

Если талант поэта – его сущность, то написанные им стихи – проявления этой сущности. Талант поэта проявляется в стихах, а стихи как явление показывают талант. Непроявленная сущность недостоверна. Гегель высмеивал тех поэтов, которые говорили, что они лучше, талантливее своих произведений. Философ также иронизировал по поводу того, что мы можем быть собой вполне довольны, но человеческая сущность (как и всякая другая) действительна только когда является, реализуется в поступках.

Любой процесс познания идет по пути от явления к сущности, от многих явлений к сущности. Поэтому если бы сущность и явление не были связаны, не свидетельствовали бы друг о друге, наука была бы невозможна (как и философия, поскольку она тоже направлена на постижение истины). Представление об отсутствии достоверной связи между сущностью и явлением было сформулировано в ХVIII в. И. Кантом. Он считал сущность непознаваемой и называл ее «вещью в себе». Неверно также пространственно-геометрическое оперирование сущностью, когда она понимается в прямом смысле слова как нечто внутреннее, а явление – просто как нечто внешнее, довесок к сущности (наподобие яйца и скорлупы). Внутренний характер сущности – это лишь метафора, означающая относительно скрытый и устойчивый ее характер, а вовсе не пространственное расположение. Противоположная ошибка – непонимание различия между сущностью и явлением. Если бы они полностью совпадали, познание становилось бы излишним в силу изначальной ясности предмета.

Одно явление и даже несколько явлений не раскрывают полностью сущности. С этим связана еще одна ошибка, когда за сущность принимают видимость, вытекающую из однократной являемости. Сущность неразрывно связана с законом, поскольку он всегда и главным образом раскрывает существенную связь. Сущность и закон беднее по отношению к явлениям, ибо не полностью охватывают их многообразия. Так, можно открыть законы развития общества (как его сущность), но сумму всех конкретных проявлений исторической действительности охватить нельзя.

Проявление динамично, оно постоянно изменяется, одно явление уступает место другому. Сущность изменяется гораздо медленнее, но ее тоже нельзя считать неизменной. Сущность имеет процессуальнуюприроду, она – не только состояние, но и процесс. В этой связи раскрыть сущность – значит не просто исследовать ее явления методом накопления информации, а раскрыть закон функционирования и развития.

Категория содержания характеризует сущность на уровне ее существования, т.е. представляет ее в процессе развития. Содержание включает в себя совокупность составных частей объекта, но обязательно – как существенную целостность, и в этом смысле содержание может быть названо конкретизированной сущностью. Форма же связана с содержанием именно тем, что показывает как(в какой форме) содержит себя сущность. Форма есть внешний образ предмета, который является способом существования содержания.

Содержание и форма находятся в диалектическом единстве: содержание оформлено, форма содержательна. Очевидно, что содержание первично в смысловом отношении, а форма должна ему соответствовать, т.е. быть адекватной. Так, форма сосуда должна быть удобной для хранения определенного вида жидкости, а научный трактат лучше писать прозой и с использованием соответствующих понятий, а не в форме стихотворения с художественными образами. Взаимосвязь рассматриваемых категорий исключает возможность существования разных форм одного и того же содержания. Различие форм поэтому – свидетельство различия в содержании. Так, демократия в президентской и парламентской республике не тождественны.

Содержание и форма рассматриваются не только в функциональной связи, но и в процессе развития. Содержание более динамично, оно развивается постепенно и постоянно, форма же более консервативна, она изменяется радикально и периодически. В определенном смысле форма терпит (или ее терпят) до предела, пока изменившееся содержание не обретет новую, более подходящую для него форму. Рано или поздно последующее развитие подойдет к такой точке, когда новая форма опять устареет и не будет устраивать содержание. Тогда процесс радикального и единовременного разрушения формы повторится, и так далее в бесконечной перспективе развития.

Форма не только вторична и консервативна, она активно воздействует на содержание в том смысле, что обеспечивает лучшие или худшие условия его существования, а также способствует или препятствует его развитию. Неправомерное преувеличение значения формы называется формализмом, который может проявляться в любой сфере человеческой жизни самым деструктивным образом. Некорректна также недооценка формы: важно не только «что», но и «как». Если природа показывает полное соответствие содержания и формы, то вся человеческая деятельность является, в известном смысле, бесконечным поиском оптимальных форм.

 

Диалектический принцип всеобщей связи конкретизируется в категории причинности. Любой произвольно взятый отрезок развития можно рассматривать как взаимодействие причины и следствия. Другими словами, сменяющиеся явления выступают перед нами одно как причина, другое – как следствие, а из совокупности таких взаимодействий слагаются всеобщая связь и развитие в целом. О причине можно говорить, если сосредоточиться на взаимодействии двух отдельных объектов и отвлечься от их взаимодействия с другими объектами. Таким образом, причина – это взаимодействие между предметами и явлениями, приводящее к их изменению. Соответственно, следствия – это изменения, возникающие при взаимодействии.

Разумеется, причина предшествует следствию, но предшествование во времени еще не означает причинности. Суждение «после того, следовательно, по причине того» является логической ошибкой. Представление о причинности обосновывается благодаря деятельности человека. Практика убеждает, что все имеет свою причину.

Причина определяется через взаимодействие, но она не равна взаимодействию. Причина указывает на происхождение, порождение одного другим, поэтому ее можно назвать порождающим взаимодействием. Конечно, взаимное действие объектов может быть направлено и в одну, и в другую стороны: первый объект действует на второй, а второй – на первый (так происходит и по третьему закону Ньютона, где действие равно противодействию). Но в каждый данный отрезок времени что-то является причиной, а что-то – следствием. Познать же всеобщее взаимодействие сразу и целиком, не расчленяя на элементарные причинные отношения, практически невозможно.

Причину следует отличать от условий, которые могут быть более или менее благоприятными для действия причины, но сами не действуют. Причина же всегда активна, это фактор, непосредственно порождающий следствие и угасающий в нем. Причину можно сравнивать с поводом, который одновременно является причиной и отличается от нее. Повод выполняет функции, позволяющие считать его неосновной причиной.

В материальном мире процесс причинения непрерывен, поэтому первой и последней причины не существует. При диалектико-материалистическом подходе мир в целом рассматривается как причина самого себя. Бесконечный круговорот событий и изменений состоит из отдельных звеньев. Событие, которое является следствием, становится причиной последующих событий, осуществляя непрерывность причинно-следственной цепи.

Признание причинности называется детерминизмом. Напротив, отрицание причинных связей есть индетерминизм. Д. Юм считал, что нет оснований говорить о причинности, так как существует лишь привычная связь идей и ощущений, другими словами, связь мыслей и «устойчивых ожиданий». Каузальному (т.е. причинному) принципу противостоит также телеологический (от слова «цель»), по которому настоящее определяется будущим, притягивается им как целью. Здесь возникает вопрос о возможности сочетания этих принципов.

Категория причины обладает несомненным сходством с категорией сущности. Но последняя носит более фундаментальный характер. Сущность тоже действует, но не в обход причины, а через ее посредство. Причина представляет собой механизмдействия сущности. Признание принципа причинности выполняет объяснительную роль по отношению к прошлому и прогностическую – по отношению к будущему.

Вся история познания и практики показывает, что необходимая взаимосвязь сочетается с наступлением событий, которые однозначно не определены. Они называются случайными. Если отвергать объективность случая, можно придти к фатализму, который полностью отрицает саму свободу действий человека, а также наличие альтернатив и всякую возможность выбора. Если есть свобода, есть случайность, и наоборот.

Необходимость вытекает из внутренних, существенных связей процесса развития, а случайность – из внешних, неустойчивых связей, поэтому о ней говорят как о том, что может быть, а может и не быть. Нет необходимого без случайного и случайного без необходимого. Они диалектически взаимосвязаны и подразумевают друг друга так же, как сущность и явление, причина и следствие и т.п. Необходимость выражает направлениедействия сущности, а случайность – это форма проявления и дополнение необходимости. Запуск первого искусственного спутника Земли именно 4 октября 1957 г. – это явная случайность по отношению к необходимости освоения космоса, подготовленного условиями времени. Появление великих личностей – случайность по отношению к необходимости решения великих социальных или теоретических проблем.

Казалось бы, случайность находится вне всеобщей связи. На самом деле случайность есть лишь точка пересечения различных автономных, относительно независимых процессов. Можно сказать, что необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу через бесчисленное множество случайностей (т.е. вещей и событий, внутренняя связь которых настолько отдалена или трудно доказуема, что можно ею пренебречь).

Обычно человеческий рассудок рассматривает необходимость и случайность как взаимоисключающие друг друга: либо необходимость, либо случайность, но не то и другое одновременно. Затем необходимое объявляется единственно достойным научного интереса, а случайное – безразличным для науки. Гегель говорил, что случайное одновременно необходимо и не необходимо. Современное ему естествознание расценило это как простую игру слов. Некоторые говорят, что наука – враг случайностей, между тем как многие науки заняты именно тем, что выводят необходимость из множества случайностей. Каждый случай уникален и неповторим, но в то же время он является звеном и порождением развертывающейся необходимости.

Всякая необходимость конкретна и существует в пределах меры. Гегель заметил в своей «Эстетике», что наиболее ярко случайность проявляется как исторически первая форма необходимости (при этом она выступает в виде трагического) и как ее исторически последняя форма (в виде комического). В этой же связи Маркс писал, что история повторяется дважды: в первом случае как трагедия, во втором – как фарс.

Признание случайности не отрицает принципа причинности. При этом случай является пересечением независимых причинных рядов. Строго говоря, каждое событие в мире есть результат пересечения бесконечного числа причин, поэтому оно и представляет собой единство необходимого и случайного.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.