КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выписка из Государственного образовательного стандарта
Область применения Тамбов 2012 Учебной дисциплины Прощание (2 мин.) Ход: Ну-ка, все – встали в круг, За руки все взялись вдруг, Целый час мы занимались и немножко баловались, А теперь, детвора, всем домой пора! «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» (наименование дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки) Для студентов, обучающихся по специальности/направлению: 030501 Юриспруденция (шифр и наименование образовательной программы) Форма обучения: Очная- заочная Составитель: кафедра «Конституционное и административное право» (наименование кафедры) профессор В.В. Никулин (должность, фамилия, имя, отчество составителя программы)
Настоящая рабочая программа дисциплины «Избирательное право и процесс в Российской Федерации» представляет собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств, методов обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации учебного процесса на основе ФГОС ВПО программ бакалавриата по направлению подготовки 030501 Юриспруденция.
Назначение рабочей программы – предоставить студенту необходимый минимум учебно-методических материалов, как для непосредственного обучения, так и для самостоятельного изучения дисциплины. Рабочая программа дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, заочной и рассчитана на объем времени, предусмотренный соответствующим рабочим планом, включая аудиторные занятия, индивидуальную (под руководством преподавателя) и самостоятельную работу студентов.
Дисциплина «Избирательное право и процесс в Российской Федерации» входит в дисциплины по выбору. В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать: природу и сущность народовластия и формы его проявления, основные закономерности возникновения, функционирования и развития избирательного и права, его исторические типы и формы, сущность, назначение, механизм и средстваправового регулирования избирательного права граждан РФ. Разбираться в особенностях государственного регулирования избирательного процесса, роль избирательного права в формировании политической структуры общества. Пониматьорганизацию системы органов, обеспечивающих и функционирование избирательной системы в целом. сущность и содержание основных понятий, категорий, правовых статусов субъектовинститута избирательного права. Уметь оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с избирательным законодательством; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам проведения выборов; правильно составлять и оформлять необходимые документы Владеть юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер по защите нарушенных прав человека и гражданина.
1. Пояснительная записка В соответствии с государственным образовательным стандартом учебная дисциплина «Избирательное право и процесс в Российской Федерации» относится к циклу дисциплин по выбору студентов специальности 030501 «юриспруденция» и предназначен для студентов гражданско – правовой специализации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 1, 3) Россия признается демократическим государством, а свободные выборы – высшим непосредственным выражением власти многонационального народа страны. Отсюда избирательное право как совокупность правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов, становится одним из ведущих институтов конституционного права России, требующим углубленного изучения в рамках специального курса. Целью изучения данной учебной дисциплины является получение студентами системного знания об избирательном праве как институте конституционного права РФ, о его месте в системе демократических институтов, об общественных отношениях, регулируемых нормами избирательного права, формирование у студентов целостного знания о главных нормах действующего избирательного законодательства. Содержание учебного курса составляют: основные понятия изучаемой отрасли права, ее предмет и метод, история формирования и развития; источники и принципы правового регулирования; состав и содержание публичных правоотношений, раскрываемых на основе современных достижений правовой науки, с учетом потребностей практики. Программа учебного курса «избирательное право и избирательный процесс в РФ» состоит из общей и особенной части, изучаемых в течение одного семестра. В рамках общей части изучаются теоретические и исторические аспекты избирательного права Российской Федерации:свободные выборы как важнейший элемент демократии, понятие избирательного права и избирательной системы, принципы реализации избирательных прав, история выборных процедур. В особенной части – конкретные стадии избирательного процесса: основные стадии реализации избирательных прав граждан. Такая структура курса соответствует тематическому плану курса «избирательное право и избирательный процесс в РФ» и позволяет системно и полно изложить учебный материал. Принципы построения учебного курса «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» включают в себя: отсутствие дублирования тем лекционных и семинарских занятий; предварительное самостоятельное ознакомление студентов с учебным материалом в рекомендованной учебной литературе; проведение семинарских занятий с элементами изучения студентами основ законодательной техники. Задача учебного курса состоит в том, чтобы дать студентам прочные знания об основах избирательного законодательства, обеспечить уяснение концепции и основных положений отраслевого законодательства, относящихся к предмету отрасли избирательного права, особенностей их реализации в современных условиях, ознакомление студентов с основными концепциями и спецификой данного института конституционного права РФ. В результате изучения указанной дисциплины студенты должны получить основные знания о теоретических и правовых основах регулирования избирательных отношений, возникающих в ходе избирательных кампаний, приобрести необходимые навыки и умения: - работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими сферу избирательного права; - комплексного анализа и разрешения вопросов, возникающих в юридической практике при регулировании правоотношений, входящих в предмет избирательного права. Главная задача – максимальное приближение учебного курса нуждам практической юриспруденции. Поэтому на семинарских занятиях планируется использование таких форм работы, как подготовка проектов экспертных заключений о соответствии нормативно-правовых актов различного уровня конституции РФ, проектов жалоб и запросов в конституционный суд РФ по поводу нарушений избирательного законодательства, проектов нормативно-правовых актов. Тематическим планом на всех формах обучения предусмотрено проведение лекций, семинаров и практических занятий. На лекциях освещаются основные положения важнейших нормативно-правовых актов – источников избирательного права российской федерации. Основной целью лекционных занятий является создание у студентов четкого и системного представления об избирательном праве России как об отрасли права, разъяснение ключевых положений теории избирательного, этапов становления и развития института избирательного права в РФ и анализ его современного состояния. Курс лекций, прежде всего, закладывает мировоззренческую базу, освещает этапы развития и становления избирательного законодательства. Курс «Избирательное право и избирательный процесс» тесно связан с такими дисциплинами, как административное право, гражданское процессуальное право, информационное право и др. Поэтому одна из задач лекций – показать их практическую связь. Семинарские занятия и практические занятия используются для более углубленного и детального изучения вопросов темы с анализом источников и практики. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, литературы и источников, а также докладов и сообщений, подготовленных студентами. Семинарские занятия проводятся в группах студентов, тема каждого занятия определяется согласно разработанным планам семинарских занятий. К каждому семинарскому занятию рекомендуется для ознакомления учебная и специальная литература, а также перечень нормативно-правовых актов, относимых к данной теме. Семинарское занятие проводится как в форме опроса, так и с использованием интерактивных методик (дискуссии, «круглые столы», работа в малых группах и т.д.). Студент на семинарском занятии должен иметь текст необходимого нормативно-правового акта, с тем, чтобы непрерывно осуществлять работу над ним в процессе отведенного на семинарском занятии времени для анализа соответствующего документа. На семинарских занятиях предусматриваются следующие формы работы: Обсуждение вопросов, обозначенных в планах семинарских занятий. Проведение круглых столов в форме обсуждения проблем, возникающих в избирательной теории и практике. Выступления с рефератами и докладами. Проведение деловых игр с использованием избирательно-правовых процедур (агитация, правовое обеспечение избирательных кампаний (документы), заседания избирательных комиссий). Практическое занятие – это решение практических задач с использованием избирательного законодательства с целью практического применения закона и развития навыков и умений, позволяющих самостоятельно организовать правовое обеспечение избирательной кампании кандидата (тесты, задачи, контрольные работы, защита рефератов). Цель практических занятий - выработка навыков работы с нормативно-правовыми актами, развитие политического мышления, аналитических способностей, и практических способов защиты избирательных прав граждан, применение юридической ответственности за их нарушение. В ходе практических занятий особое значение придается приобретению навыков составления правоприменительных документов избирательных комиссий и судов. На практических занятиях используются следующие формы работы: Решение задач. Тестирование Доклады Деловые игры представляют собой поиск оригинальных подходов к решению конкретных задач и обеспечивают «погружение» обучаемого в среду, которую необходимо освоить и где ему предстоит принимать решения. Целями деловых игр, проводимых в рамках курса избирательное право являются: усвоение студентами роли и значение института выборов для развития демократических начал российского государства; усвоение стадий избирательного процесса; глубокое познания своих избирательных прав; освоение методов сравнительно-правового анализа на примере избирательного законодательства Российской Федерации и определенного субъекта Российской Федерации. Особенно необходимо проведение деловых игр на занятиях, посвященных рассмотрению стадий избирательного процесса. В зависимости от вида стадии студенты могут выполнять роли таких субъектов избирательного процесса как: кандидаты в депутаты, представители и доверенные лица кандидатов, члены избирательных комиссий. Коллективно они могут представлять политические партии, избирательные комиссии, средства массовой информации, суды. Качество исполнения роли студентом напрямую зависит от знания законодательства о выборах. Такое положение позволяет преподавателю наиболее объективно оценить уровень знаний студента. Помимо деловых игр, семинарские занятия можно проводить в форме разрешения казуальных задач (тестов) по вопросам избирательного права. Казуальные задачи разрабатываются самим преподавателем и основываются на применении положений избирательного законодательства РФ. Разрешение каждой задачи требует от студентов анализа конкретных правовых норм, их оценки для выяснения правомерности действий участников избирательного процесса. Каждый студент должен получить реальную возможность четко знать не только определяемые законодательством о выборах базовые параметры своего статуса, но и правовые аспекты предвыборной агитации, финансирования выборов, голосования, определения результатов, а также разбираться в видах юридической ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах. По итогам решения казуальных задач (тестов) преподаватель проводит анализ допущенных ошибок для закрепления полученных студентами навыков и последующего их применения на практике. Казуальные задачи (тесты) могут использоваться преподавателем как форма контроля знаний слушателей. По теоретическим аспектам курса следует проводить коллоквиумы, посвященные анализу проблем развития института выборов в Российской Федерации. Коллоквиумы должны основываться на изучении и анализе новейшей литературы и статей по избирательному праву. В рамках коллоквиума студенты обсуждают основные проблемы избирательного права, вырабатывают практические рекомендации по совершенствованию института выборов в Российской Федерации. Методика учебного курса предусматривает написание студентами курсовых и дипломных работ, а также рефератов по проблемам избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации. Подготовка проектов правовых документов (заявки на участие в выборах, жалобы на нарушение законодательства и т.п.) Письменная работа в виде конституционно-правовой оценки (анализа) определенного нормативного материала Подготовка и проведение учебных избирательных процедур Иные виды устных и письменных контрольных работ Внеаудиторная самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, имеющая индивидуальный характер. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Содержание самостоятельной работы составляют следующие виды:самостоятельное изучение нормативных правовых актов и практики их применения; решение правовых задач; подготовка к практическим занятиям; подготовка к промежуточному контролю; подготовка к зачету (экзамену);использование возможней телекоммуникационных сетей для поиска информации в сети «интернет» (пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами).
2. Основные требования к уровню освоения содержания курса.
В результате изучения дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» студент должен: Иметь представление: о системе и структуре нормативно-правовых актов, регулирующих избирательный процесс в РФ; об основных этапах развития избирательного права России; Знать: предмет и метод избирательно-правового регулирования, содержание института избирательного права, федеральных законов, основные направления развития избирательного права, современные проблемы избирательного процесса, а также основы теории избирательного права; Понимать сущность и социальную значимость норм избирательного права; представлять, что избирательное право и избирательный процесс представляют собой концентрацию исторического опыта по реализации конституционного положения о суверенитете народа – как источника власти. Иметь научные представления об избирательной системе РФ, формировании, компетенции и функционировании федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, а также органов местного самоуправления; Уметь применять в практической деятельности знания, полученные в процессе изучения курса; пользоваться избирательным законодательством, анализировать содержание нормативных правовых актов; формулировать выводы по проблемам избирательного права РФ и уметь обосновывать свои выводы; Должен владеть: навыками оперировать понятиями, принципами, категориями в области избирательного РФ; методикой правового анализа норм избирательного права РФ и основанной на них деятельности государственных и общественных институтов. Основой для изучения всех разделов курса является конституция российской федерации 1993 года, а также федеральные конституционные и федеральные законы, отдельные нормативные указы президента российской федерации, в которых содержатся нормы избирательного права, конституции (уставы) субъектов российской федерации. Формами контроля являются индивидуальное собеседование, устные и фронтальные опросы; тестирование; контрольные работы, рефераты, доклады; сообщения. Итоговый контроль по курсу проводится в форме экзамена. Объем требований, предъявляемых на экзамене, определяется перечнем вопросов, исходящих из содержания государственного образовательного стандарта и содержится в утвержденной кафедрой программе курса. Экзамен проводится с использованием экзаменационных билетов и тестирования. Требования к экзамену содержаться в соответствующих директивных документах министерства и вуза.
Содержание дисциплины Общая часть
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |