Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственное воспитание скаута




В. С. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ.

ИДЕОЛОГИЯ И РАЗВЕДЧЕСКИЙ ДУХ

Василий Сергеевич Преображенский был одним из выдающихся идеологов русского скаутского движения в период 1914 - 1917 годов.

Как педагог, он верно и хорошо определил педагогическую и идеологическую ценность системы внешкольного воспитания молодежи "СКАУТИНГ", всестороннему разбору которой, он посвятил свой труд, изданный в 1917 году, в Москве, Педагогическим Институтом имени Шелапутина, отдельной книгой, под заглавием — "БОЙ - СКАУТЫ".

В жизни каждого скаута, вслед за вопросом о развитии религиозного чувства, встаёт вопрос о развитии чувства нравственного.

Строго говоря, главную основу нравственности составляет любовь к другим людям и, следовательно, нам необходимо воспитывать в себе это чувство любви к другим.

— Зачем это надо? — спросите вы.

Дело в том, отвечу я, что любовь — это та внутренняя сила, которая объединяет и сближает людей. Русское государство есть не что иное, как громадное здание, где мы все являемся кирпичиками, а цементом должна служить любовь. Как бы ни был хорош архитектурный план здания, без цемента оно не может быть прочным и рассыплется при первой буре. Политические учреждения, правительственная власть, законы, ограничивающие эгоизм отдельных лиц — всё это представляется скорее железными скрепами, гигантскими обручами, набитыми на здание и внешней силой принуждения сдерживающими государство от распада. И посмотрите, что случилось у нас в России, в революционное время: лопнули обручи, стягивавшие здание, и посыпались мы во все стороны, как кирпичи обваливающегося дома. Не было достаточно в нашем доме цемента, не было общей связывающей любви. Слишком много каждый думал о себе, о своих интересах и не хотел считаться с интересами других. Эгоизм, себялюбие и честолюбие разъединяют людей.

Часто спорят о том, что прежде всего нужно для прочности и благоустройства государства. Одни говорят, что нужны хорошие порядки, хорошая система управления и с этого начинать постройку государственного здания. Другие говорят, что порядки и система не имеют большой важности, что дурные люди испортят и хорошие порядки и что, следовательно, сначала нужно воспитать хороших людей, а потом думать о порядках.

Кто прав? Строго говоря, и те и другие отчасти правы, отчасти неправы. Для прочности и благоустройства государства нужны и хорошие порядки и хорошие люди.

Это совершенно верно. Но вот вопрос: что от чего зависит? Что является причиной и что следствием? С чего надо начинать? Что следует поставить в первую очередь: порядки или хороших людей? Совершенно справедливо, что хорошие порядки без хороших людей быть не могут. Поставьте вы вора или бесчестного, беспринципного человека во главе идеально-организованного пред­приятия, и, как бы вы его ни контролировали, он всегда найдёт случай украсть или испортить, ради своих корыстных целей, самую идеальную организацию. С другой стороны, верно также и то, что дурные порядки, про­извол, насилие, бесправие — всё это препятствует появлению хороших людей, воспитывая лишь трусов и рабов.

Где же выход? Или мы зашли в тупик?

Покойный русский историк, В.О. Ключевский, разбирая этот вопрос, разрешает его так:

— Самый вопрос, — говорит он, — поставлен здесь неправильно. Люди и по­рядки вовсе не находятся между собой в отношениях родителей и детей. И то и другое растёт и развивается параллельно и одновременно, а не так, что одно предшествует другому. И хорошие люди, и хорошие порядки, развиваясь одновременно, вырастают из одного общего источника, и этим третьим, общим источником являются хорошие частные взаимные отношения между людьми. Из этих частных хороших отношений рождаются хорошие порядки, и в этой же атмосфере взаимного доброжелательства, воспитываются хорошие люди.

Итак, вот что нужно, прежде всего: взаимная любовь, взаимное доброжела­тельство, взаимное доверие, взаимное понимание и хорошие взаимные отношения.

Таким образом, внося в нашу жизнь любовь к другим и, улучшая взаимные отношения между людьми, мы работаем на пользу всего государства, укрепля­ем его и содействуем его благоустройству.

Следовательно, это — наш долг.

И подумайте, как хорошо: в исполнении этого долга перед родиной мы все, без исключения, можем принять участие, так как каждый может внести лю­бовь, нежность, доброжелательство в свои отношения к другим людям, его окружающим. Выполняя этот долг, каждый из нас может принести пользу родине, хотя не каждый призван играть выдающуюся роль государственного или общественного деятеля. Не говорите поэтому: "Что я могу сделать для России? Я — одинокий, маленький, слабый!"

Вы знаете теперь, что вы можете сделать.

Порой мне кажется, что люди ссорятся и злятся друг на друга просто по недоразумению или по глупости. Тот, кто хоть раз изведал прелесть взаимной любви и дружбы, кто хоть однажды был обвеян этой ласкающей атмосферой общего доброжелательства, доверия и предупредительности, тот всегда будет к этому стремиться, и давать другим достойный пример. Обстановка, где царит злоба и ненависть, ему будет невыразимо тяжела.

Для неисправных эгоистов, которых трудно убедить такими доводами, я t скажу следующее:

Общая взаимная любовь, в конце концов, выгодна для каждого. Представьте себе, что в вашем патруле-звене восемь человек. Все ссорятся, бранятся друг другом, и каждый думает и заботится только, лишь о себе. В результате о каждом заботится только один человек, именно он сам...

И вот другая картина: все любят друг друга, живут дружно между собой, каждый заботится о других больше, чем о себе. Очевидно, что в этом случае о каждом члене патруля заботятся все остальные, т.е. семь человек.

Спрашивается: что больше — один или семь человек?

Ответ здесь ясен: для каждого выгоднее, если о нём заботятся семь человек, а не один, не говоря уже о том, что таким образом сберегается масса времени и энергии, которая при других отношениях тратится на взаимные препирательства и ссоры. А как сберегаются нервы! Как улучшается строение духа, повышая тем самым продуктивность работы!...

Я думаю, что мне нет необходимости говорить об этом слишком долго. Вы, скауты, сами почувствуете всю прелесть хороших взаимных отношений, если вы сумеете их установить, если решительно встанете на путь любви и взаимного доброжелательства.

Можно различными способами воспитывать в себе чувство любви к другим, и в скаутизме, одним из внешних средств такого воспитания, служат ежедневные добрые услуги, оказываемые другим.

“Доброта и обходительность — две великие добродетели”, говорит испанская пословица. Другая гласит: "Оказывай услугу, не обращая внимания на то, кому ты ее оказываешь". Это значит: будь добр и внимателен ко всякому и малому, бедному и богатому.

Великой чертой в характере каждого настоящего рыцаря было то, что он постоянно оказывал добрые услуги и помогал всякому. Он знал, что каждый должен рано или поздно умереть, но полагал, что прежде, чем наступит этот час, каждый из нас должен сделать доброе дело.

Так как скаутский устав составлен по образцу рыцарского, то в него также включена обязанность каждый день оказывать кому-нибудь добрую услугу. Размер такой услуги не имеет большого значения. Можно, напр., помочь кому-нибудь в работе — особенно тем, у кого в доме нет взрослых мужчин; помочь товарищу приготовить уроки и объяснить ему то, чего он не понимает; отнести обед или лакомство бедным детям; сбросить стекло с дороги, где ездят на автомобилях, на велосипедах, или где играют дети; присмотреть за маленьким ребёнком, если его родители заняты; принести дров; подмести или очистить от снега дорогу; подобрать разбросанные клочки бумаги; написать за неграмотного человека письмо или прошение; убрать с дороги камень или заровнять яму, на которой спотыкаются прохожие; починить изгородь; приготовить обед, если нет того, кто умеет готовить; накрыть на стол; исполнить какое-нибудь поручение, например, отнести пакет на почту; посыпать песком обледенелую дорогу; подмести тротуар; уступить свой место в вагоне; помочь нести что-нибудь старику или женщине; помочь извозчику, если сломалась оглобля или соскочило с оси колесо, помочь или предложить свои услуги где-нибудь на дороге сменить шину автомобиля, в особенности, когда это случается с женщинами, управляющими автомобилями, и т. д.

Собственно говоря, найти случай оказать добрую услугу очень не трудно. Нужно только уметь "смотреть", как говорят скауты, т.е. быть наблюдательным. Всегда легко заметить какой-нибудь беспорядок, который вы можете устранить, легко заметить человека, которому вы можете помочь. Надо присматриваться к людям и стараться догадаться, что кому нужно. После некоторой практики это достигается легко.

И все-таки может случиться, особенно на первых порах, что в течение дня вы не найдёте для себя случая оказать добрую услугу. Тогда проще всего, если вы прямо обратитесь к кому-нибудь из домашних и спросите, не можете ли вы быть чем-нибудь полезным. У мамы всегда масса хлопот по дому и она всегда будет рада вашей помощи.

Вообще лучше начинать практику добрых услуг с лиц для вас наиболее близких. Вы знаете их лучше; знаете, что им нужно; знаете, каким образом вы можете сделать что-нибудь приятное. И здесь, скорее всего, вы почувствуе­те, как приятно заботиться о других и оказывать добрые услуги людям.

Постарайтесь, прежде всего, в родной семье, в кругу близких, оправдать своё высокое звание скаута. Постарайтесь, чтобы здесь слово СКАУТ произносилось не с насмешкой и иронией, а с уважением и с теплым,

доброжелательным чувством. Этого лучше вы достигнете добрыми услугами и своею заботливостью об окружающих. Иногда придётся, быть может, поступиться своими интересами, своим удовольствием, но скаут всегда готов поступиться ими, если это нужно.

Однажды, разговаривая с мамой одного мальчика, я спросил, как относится ее сын к близким домашним. "О, — сказала она: — он у меня настоящий скаут!" И в ее голосе было столько гордости и любви!

Вот комплимент, который, прежде всего, должен заслужить каждый скаут!

Знал я также мальчика, который очень хорошо относился к товарищам и среди них считался славным малым. Но в кругу родной семьи он был совершенно невозможен: груб, деспотичен, упрям и капризен. Особенно доставалось от него младшим. К счастью, он не был скаутом. Для скаута это — позор. К младшим относитесь вежливо и доброжелательно и никогда не злоупотребляйте своим старшинством, не заставляйте их делать то, что можете сделать сами.

У всех скаутов установлен "день матери" — 1 декабря каждого года. В этот день сделайте особенно приятное вашей маме. Выразите ей чем-нибудь свою любовь. Будьте весь день особенно ласковы, нежны и предупредительны с нею. Если она далеко — напишите ей ласковое письмо. Если мамы нет — помяните о ней и отнесите на ее могилу цветы.

Не, забудьте же I декабря!

Родная семья это — первая и самая лёгкая ступень, где легче всего и приятнее делать добрые услуги. Следующим вашим шагом должно быть оказание добрых услуг в школе и среди товарищей.

Случаев для услуг здесь вы найдёте сколько угодно, и я хотел бы дать только два совета: Обратите особенное внимание на слабых мальчиков, главным образом, на тех, кого обижают товарищи. Они особенно нуждаются в ласке и внимании. Возьмите их под своё покровительство и защиту. Быть-может, из-за них вам придётся столкнуться с другими товарищами. Не бойтесь. Помните, что рыцари и скауты всегда стоят на стороне слабых и их защищают. Если даже и придётся вам немножко пострадать, не падайте духом, так как вы пострадали за правое дело. Соберите всё своё мужество, все свои силы и не уступайте ни на шаг. Снова и снова вступайтесь за обиженных, не думая о слишком много. Знайте: в конце-концов вы победите. Правда в конечном итоге всегда побеждает. Вас поддержат другие товарищи, в которых есть чувство справедливости.

Иногда в классе бывают парии, которых никто не любит. Обыкновенно, для этого есть какие-нибудь причины. Чаще всего класс преследует фискальство, подхалимство, желание подслужиться к учителям. Можно защищать и таких мальчуганов, но надо поставить необходимым условием, чтобы они бросили свои дурные привычки. Если вы сумеете приобрести влияние на такого мальчугана и заслужить его доверие и расположение, поговорите с ним искренно и серьёзно, скажите ему прямо, почему его не любят товарищи, посоветуйте исправиться и возьмите с него честное слово, что он изо всех сил будет бороться с дурной привычкой. После этого поручитесь за него пред классом, защищайте его от несправедливых обид и нападений, и помогите ему в борьбе с самим собой и своими недостатками. Если заметите в нём вдруг дурной, злой порыв [допустим, в злобе на товарища он бежит жаловаться в инспекторскую], остановите или задержите его, как сумеете — убеждением, шуткой, разговором. Часто достаточно бывает дать такому мальчику время, чтобы он остыл, чтобы прошел первый порыв злобы, и он не сделает того, что хотел сделать сначала.

Не смешивайте только подхалимства с вежливостью, и фискальства с сообщением по обязанности, напр., дежурного. Подхалимство это — заискивание перед учителем, желание заслужить его расположение не делом, не успехами, не вниманием в классе, не искренним уважением и любовью, а подобострастием и совершенно ненужными услугами и подарками единственно с корыстной целью. Фискальство это — желание во что бы то ни стало насолить товарищу, подвести его под наказание; часто этот донос беспричинный и ненужный с единственной целью выслужиться.

Много и других дурных привычек вы заметите среди товарищей и, если вам удастся кого-нибудь из них исправить, заставить отказаться от дурной привычки, то вы окажите самую хорошую добрую услугу классу, о какой только можете мечтать.

Не забудьте навестить больного товарища. Если он скучает, постарайтесь его развлечь, рассказать что ни будь весёлое и интересное. Поговорите с товарища­ми и напишите ему совместно хорошее, ласковое, сочувственное письмо. Ничто так не ободряет и не сближает людей, как выражение сочувствия и симпа­тии в минуты горя и несчастья.

Другой мой совет: сближайтесь, оказывая добрые услуги, преимущественно с теми из ваших товарищей, в которых заметите скаутский дух. В классе вы всегда найдёте мальчиков, которые, не состоя в скаутской организации, являются настоящими скаутами по природе, по характеру; и всегда есть груп­па разнузданных хулиганчиков или, ещё хуже, — снобов, которые, к сожале­нию, часто руководят классом и дают ему тон. Снобы это — самая противная разновидность школьного типа. Они всегда франтовски, одеты, надушены, напомажены и очень дорожат своей прекрасной наружностью. Обыкновенно, они развращены и вкусили всех грязных прелестей жизни. Они посещают злачные места. Они постоянно охорашиваются и рисуются, принимая изыскан­но-грациозные позы. Прислушайтесь к их разговору: всегда одни и те же пустые темы, грязные анекдоты, игры в карты, рестораны, разгул, новые ухаживания и т.д. Дальше этого их убогий кругозор не расширяется. К това­рищам они относятся свысока, снисходительно - пренебрежительно. Они сами ка­жутся себе людьми высшей породы, а все остальные, кто не может одеваться по последней моде, кто не может или не хочет посещать злачные места и ку­паться в грязи жизни, кто чисто и хорошо относится к женщинам, — кажутся им жалкими или смешными.

Сноба исправить почти невозможно. Нужны исключительные обстоятельства, почти трагедия, чтобы оздоровить такую натуру. Даже, если вы окажете ему добрую услугу, он примет её пренебрежительно - снисходительно, как должную дань преклонения пред своим превосходством. Поэтому лучше всего, если вы будете обходить таких господ полным равнодушием, не выражая ни восторга, ни преклонения пред их снобизмом.

Совсем другое дело хулиганчики. Среди них встречаются прелестные, весёлые ребята, и только дурной вкус, избыток энергии, ведущий к неограниченному озорству, слабая воля и неправильное понимания того, в чём состоит истинное мужество и геройство, делают их такими развинченными и безшабашпыми. Этот тип рождается, главным образом, на почве того уважения, которым молодежь, особенно зелёная, окружает грубые выходки против старших, дерзкие к|шалости и своеобразное ухарство. Хулиганчики, обыкновенно, — герои школы, и все свои бесшабашные выходки они проделывают главным образом для того, чтобы заслужить популярность среди товарищей. Но как только они замечают, что их проделки не вызывают ни восторга и ни удивления, у них исчезает всякое вдохновение и, если при этом их молодую энергию удаётся направить в хорошую сторону, то из них выходят отличные мальчуганы. Вот почему подобные озорники и хулиганчики нередко становятся хорошими скаутами.

Чтобы привлечь их на свою сторону, для этого и надо сблизиться с хорошими стойкими товарищами, в которых вы заметите зачатки скаутских идей и настроений и, в которых есть стремление заняться самовоспитанием. Хорошо, если вместе с ними вы сумеете организовать кружок самовоспитания и сплотиться настолько, чтобы давать тон всему классу. Тогда у вас образуется надежное, хорошее ядро, о которое разобьётся и снобизм и хулиганство. Почтенные представители последнего течения, наверное, примкнут к вам, если, в общей массе класса, вы сумеете создать такое настроение, что их проделки встретят не одобрение, а порицание.

Если вы сумеете создать в среде товарищей такой кружок самовоспитания, проникнутый скаутским духом, и сплотите в нём лучшие элементы класса, вы сделаете уже большое доброе дело.

Как вести такой кружок и что в нём делать, это, вопрос довольно сложный замечу здесь лишь кратко, что лучше всего, если в основу такого кружка, вы положите скаутские законы и сделаете исполнение их обязательным для всех членов кружка. Кроме того, в программу кружка, можно ввести изучение биографий великих людей, скаутские комнатные игры, доклады и обмен мнения по вопросам самовоспитания и много других хороших вещей.

Добрые услуги, наконец, вы обязаны делать не только родным и знакомым, не только товарищам, но и всем другим людям, без исключения. Случаев для таких услуг, особенно в больших людных городах, представляется множество. Нужно только уметь "смотреть". Помните, что скаут первый обязан броситься на помощь там, где эта помощь требуется, напр., при каком-нибудь несчастном случае на улице. Но для этого вы всегда должны "БЫТЬ ГОТО­ВЫ". "БЫТЬ ГОТОВЫМ"— в данном случае значит, прежде всего, заранее изучить и усвоить те навыки, которые необходимы для вас, чтобы оказать действительную помощь при различных уличных инцидентах. На улицах нередко случаются обмороки; кто-нибудь поскользнется и вывихнет себе ногу; кого-нибудь переедет автомобиль; кто-нибудь попадёт под трамвай и сломает себе ногу или руку и тд. Очевидно, что вам предварительно нужно изучить перевязки и средства подачи первой помощи, чтобы быть действительно полез­ными в подобных случаях. Часто к вам обращаются с вопросом, как пройти в такую-то часть города, какой трамвай взять на такую-то улицу, где находится такой-то магазин или такое-то учреждение. Ясно, что вы должны быть хорошо знакомы со своим городом, если хотите оказать услугу.

Лучше всего, если каждый раз когда вы не сумеете оказать помощь, вы будете заносить этот случай в свою записную книжку. Дома на досуге вы мо­жете тогда подумать, что бы вы могли при этом сделать, и приготовиться со­ответствующим образом. Тогда в следующий раз, если подобный инцидент пов­торится, вы уже не будете чувствовать себя таким беспомощным и растерян­ным. Вы будете знать, что нужно делать. Мало-по-малу, таких случаев, когда вы не знаете, что делать, будет становиться для вас всё меньше и меньше. И могу вас уверить, что это сознание своего умения быть полезным при всевоз­можных обстоятельствах, сознание, что не растеряешься в нужную минуту и сумеешь привести в исполнение свой долг оказать первую помощь,—это созна­ние чрезвычайно приятно. Появляется уверенность в себе и хорошее чувство по отношению к другим людям, когда смотришь на них и думаешь: "я могу и очень хочу быть вам полезным, если вам потребуется".

Для хорошего скаута вообще очень мучительно чувствовать свою беспомощность, сознавать, что он ничего не может сделать там, где его услу­ги были бы очень нужны и полезны, всё равно, где бы это ни случилось: на улице, в школе или дома. Испортился, допустим, электрический звонок в доме, и посетитель принужден часами ждать у дверей в ожидании, что кто-нибудь случайно их откроет; перегорели провода, и вся квартира погрузилась в тьму кромешную, где обитатели стукаются лбами о косяки и наступают друг другу на мозоли — все подобные беспорядки скаут близко принимает к сердцу, потому что все они направлены лично против него, против его скаутского до­стоинства, все они точно дразнят его и говорят: "А вот ты не умеешь поправить дело: плохой ты скаут!" Скаут всегда серьёзно займётся вопросом о при­чине беспорядка и, если не сможет помочь в этот раз, научится это делать в следующий.

"Быть готовым", с другой стороны, значит также для каждого скаута, где бы он ни был, и чем бы ни был занят, думать про себя: "Что может здесь случится?" и "Что я должен делать в данном случае?"

Таким образом, вы готовы действовать, и, если несчастье действительно слу­чится, вы первым должны броситься на помощь. Не ждите, когда это будет сделано кем-нибудь другим. Для скаута это — позор.

Никогда не ждите благодарности за добрую услугу. Оказав её, постарайтесь незаметно стушеваться. Вы сделали доброе дело; остальное вас не касается. Помните золотые слова мудреца Семея: "Обязанности наши, а следствия Божии".

Благодаря скромности и бескорыстию, добрая.услуга только выигрывает. Не беспокойтесь: память о ней не умрёт в душе того, кто воспользовался вашей услугой, и рано или поздно если не вам, то кому-нибудь другому, быть может. другому скауту, он отплатит также доброй услугой.

Само собой понятно, что скауты никогда не берут, если им предложат "на чай" за услугу, вежливо говоря в таких случаях: "Благодарю вас, но я—скаут; наши правила не позволяют ничего брать за услугу". "На чай" ставит вас в ложное положение относительно всех. Нельзя, по-товарищески, работать с человеком, если думаешь о том, сколько получишь, или если он думает, сколько он должен дать "на чай". Между тем, работа всякого скаута должна носить характер товарищеской помощи. Понятно, что настоящее вознаграждение за труд совсем другое дело, и вы в праве его принимать.

Если за вашу добрую услугу вам отплатят тем же, то постарайтесь такому человеку немедленно оказать новую услугу. У хороших скаутов из этого возникает иногда своего рода благородное состязание.

“Это очень интересный спорт, сэр, — говорил мне однажды один английский скаут, - оказываете добрую услугу, вам отвечают тем же. Вы делаете снова, вам опять возвращают. В коице-коицов входишь в азарт и хочешь непременно, чтобы последнее слово было всё-таки за вами. И если этого добьешься, то всегда приятно чувствовать, что победа осталась на вашей стороне!"

Да, это благородная победа, мой милый мальчик! — думал я, смотря в его разгоревшееся лицо. Было бы очень хорошо, если бы все мы могли увлечься таким спортом. Это скаутский спорт.

В конце концов, несомненно, очень приятно сознавать, что другим даёшь больше, чем сам от них получаешь.

Оказывая добрые услуги, бойтесь и избегайте механичности, т.е. привычки делать доброе дело просто по обязанности, во имя исполнения известного параграфа скаутского устава, при чем ваше сердце в этом совершенно не участвует, и вы остаетесь, холодны и равнодушны и к самому делу и к тем лицам, кому вы оказываете услугу.

Знайте, скауты, что в скаутской доброй услуге самое главное — не услуга сама по себе, не то, что вы делаете (почему и допускаются в скаутизме самые маленькие услуги), а желание помочь, доброжелательное отношение и забота о тех людях, кому вы помогаете. Эта-то забота, эта постоянная мысль о других и составляет главную ценность скаутизма и двигает вас вперёд по пути нравственного воспитания. Помните, что добрая услуга перестаёт быть доброй, если вы похвастались ею, или выставили её на показ. Да и хвастать и величаться тут нечем: вы просто исполняете свой скаутский долг, свою обязанность, и притом совсем не трудную, а часто очень приятную.

Скаут должен быть прост, сдержан, искренне-вежлив и без всякой рисовки. В его манере не должно быть того оттенка, с которым иногда делаются услуги, и который как будто говорит: "Я делаю это только для вас: цените!".

Будьте готовы оказать добрую услугу всегда, как только представится случай. Не думайте, что, сделав в течении дня одну добрую услугу, вы уже осво­бодились от этой обязанности и в остальные часы.

Некоторые хорошие скауты ставят себе за правило ежедневно оказывать три добрых услуги: дома, в школе и на улице. Это стремление сделать больше установленного минимума заслуживает, конечно, одобрения, хотя нет необходимости распределять услуги так педантично.

Передают, что римский император Тит говорил иногда своим приближенным: "Друзья мои! Сегодня день у меня пропал даром: я никому не сделал добра!".

Вот настроение, которое хотелось бы видеть у скаутов, и оно бывает у многих из настоящих скаутов.

О вашей обязанности сделать добрую услугу в течение дня напоминает вам узелок на вашем галстуке, когда вы завязываете его по утрам.

Счастлив тот, кому в жизни удастся сделать, действительно, большое, хоро­шее дело, где польза, которую вы принесли для народа и для своей родины, несомненна. Вы можете тогда сказать, что ваша жизнь не прошла даром. В конце-концов, всем нам придётся умереть рано или поздно, но хорошо, если за собой вы оставите памятник, какой-нибудь реальный след, оставите что-нибудь, куда вложите то, что есть лучшего в вашей душе, и это лучшее будет долго, долго ещё жить после вас, напоминая людям, что и вы жили когда-то, что и ваша душа горела хорошим чувством к родине, к человечеству, что и вы внесли свою крупинку в медленно и мучительно воздвигающееся здание че­ловеческого счастья. ',

Г.С. Петров на одной из своих лекций передавал однажды рассказ, который он слышал от покойного О. Плевако.

"Как-то раз, — рассказывал Плевако, - когда я становился уже довольно известным адвокатом, я получил от совершенно незнакомого мне студента письмо с просьбой прислать ему 220 рублей для покупки микроскопа. Таких писем я, обыкновенно, получал сотни. К общественным деятелям, сколько-нибудь выдающимся, наш обыватель имеет привычку относится, как к личной собственности и, обыкновенно, предъявляет к ним громадные претензии. Если бы я удовлетворял все денежные просьбы, обращенные ко мне, то мне в течение жизни пришлось бы раздать десятки миллионов."

"Но это письмо меня несколько заинтересовало. Оно было написано просто и лаконично. В нём не было обычных расшаркивании, ни патетических воззваний к моему гражданскому чувству, ни даже обещания возвратить когда-нибудь долг. Просто пишет человек, что микроскоп нужен ему до-зарезу, иначе он не может продолжать занятий. Вот и всё.

“Я послал деньги, признаться, не без колебания. Ни ответа, ни благодарности! Ну, думаю, опять попался на удочку какому-нибудь шарлатану!"

"Прошло много лет. В Москве был съезд учёных, на который Западная Европа прислала много своих лучших представителей. Мне пришлось принимать участие в приёме дорогих гостей. Устроили банкет."

“После горячих приветствий и застольных речей я держал ответную речь. Настроение у всех было несколько приподнятое, и меня принялись качать."

“И вот в тот самый момент, как я взлетел вверх, чувствую, что кто-то в меня вцепился и кричит:

“Мой Плевако! Мой" И когда меня спустили вниз, тот же голос произнёс мне на ухо: "А микроскоп помнишь?"

“Прежде, чем я успел прийти в себя, мой таинственный незнакомец исчез в соседней комнате. Я последовал, однако, за ним. Меня заинтересовало: кто это?”

“Я нашел его в группе ученых гостей, которые почтительно прислушивались к его речам."

— "Кто это? — спросил я одного из своих знакомых, и тот назвал мне громкое учёное имя крупнейшую величину в научном мире, мировую известность. То был мои студенты."

"И когда я думаю об этом происшествии, думаю, что своим микроскопом я немного помог ему двинуться вперед и, что в сознании этой величины есть крупинка и моего участия, мне становится хорошо."

"Представляется мне иногда смерть. Придёт она, начнёт душить костлявыми пальцами и одно за другим станет выжимать из меня признания в том дурном, что сделал я в жизни:"

— "А эту гадость помнишь?"

— "А эту гадость помнишь?"

— "А эту гнусность помнишь?"

"Тогда я вывернусь из ее цепких костлявых тисков и брошу ей в лицо:"

— "А микроскоп помнишь?"

Вот если бы и каждый из нас, умирая, мог припомнить за собой в жизни какое-нибудь большое, хорошее полезное дело! Если бы каждый, когда придётся дать отчёт в своей жизни и проверить свою совесть, мог бросить в лицо смерти что-нибудь в роде этого микроскопа!

Ещё один совет хотел бы я дать в заключение: Изучайте людей.

Самая ценная услуга, которую вы можете оказать человеку, это прийти к нему на помощь в минуту горя, утешить его и облегчить его скорбь, успоко­ить его мятущуюся, страдающую душу.

Но для этого надо изучать людей, надо уметь по выражению лица, по жестам, по разным мелким признакам угадывать настроение человека. Иначе вы пройдёте мимо горя, не заметив его.

Как это сделать?

Лучше всего начните изучение опять-таки с родной семьи. Это легче. Здесь скорее вы можете прочитать мысли других и, кроме того, ваши первые, может быть, неловкие опыты не будут здесь приняты, как оскорбление, так как надо иметь в виду, что такое изучение своего рода вторжение в чужую жизнь и в чужие мысли, далеко не всем бывает приятно, и к этому надо подходить очень осторожно, очень деликатно и непременно с чувством расположения к человеку и с желанием воспользоваться своими наблюдениями только для доброй цели.

Наблюдайте выражение лиц; разговаривая с кем-нибудь, смотрите прямо в глаза и старайтесь угадать, что думает и что чувствует ваш собеседник. Если при этом вам придётся иметь дело с кем-нибудь из ваших близких, например, с мамой, можете даже проверить свою догадку прямым вопросом. Мама не обидится. Не будьте только назойливы и навязчивы и не суйте свой нос в то, что знать вам совершенно бесполезно и не нужно. Тогда это будет праздное любопытство, обыкновенно, оскорбительное и раздражающее.

Особенно научитесь различать морщинки страдания, следы слез и выражение затаённого горя или беспокойства. Мимо такого человека никогда не проходите без внимания, но не расспрашивайте о причинах горя, не ставьте навязчивых, нескромных вопросов: "Что с вами?" Просто отнеситесь с лаской, с глубоким уважением и участием, окажите добрую услугу; если сможете, разговоритесь. Проявление симпатии уже облегчает наболевшую душу, и человек сам расскажет вам своё горе, если захочет и почувствует к вам доверие.

Это доверие цените больше всего. Если вы сумели его вызвать, рассказ предназначался только для вас, никогда никому ни при каких обстоятельствах об этом не болтайте. Берегите, как тайну, и сделайте всё, что в ваших силах, чтобы облегчить горе доверившегося вам человека.

* * *




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.