КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создание национальных систем гимнастики
Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что было обусловлено общественными запросами. Способы ведения войны требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи. В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики: гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека); атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах); прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне). Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778-1852). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Основу системы составляли упражнения на снарядах и военные игры, так как они, по мнению Яна, лучше развивали физические силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнастику “турнкунст” (искусство изворотливости), а учеников - “турнерами”. Позднее немецкую гимнастику стали называть “турнен”. Совместно с Фризеном и Эйзеленом Ян разработал технику гимнастических упражнений. Был издан учебник “Немецкая гимнастика”, в котором описывались все известные в то время упражнения на снарядах. При выполнении упражнений от занимающихся требовали прямого положения головы, оттянутых носков, военной выправки, прямых линий в движениях. В занятиях использовался метод соревнования, что сильно повышало интерес у занимающихся, они старались повторять одно и то же упражнение наибольшее количество раз. Комбинаций различных движений тогда не применяли. А. Шписс (1810-1858) приспособил немецкий турнен к преподаванию в школе и составил схему урока. В 1840 г. он опубликовал труд “Учение о турнерском искусстве”. Урок гимнастики Шписса содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подготавливающие к упражнениям на снарядах. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину и брусья, ряды лестниц, шестов и т.п. Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. П. Линг (1776-1839) начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. Дания была тогда одной из передовых стран Западной Европы по распространению гимнастики. В 1813 г. по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал. Его сын Я. Линг (1820-1886), продолжая дело, начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Аморос (1770-1848). Он был знаком с системой военно-физической подготовки А.В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях - ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или “раненого”, плавание Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схемы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным; на занятиях учитывались индивидуальные особенности учеников. Были указания на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, изменяя скорость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики использовались в русской армии. Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX века в связи с национально-освободительной борьбой славянских народов, находившихся в составе Австро-Венгрии. В Чехии возникло “сокольское движение” и стала создаваться сокольская система гимнастики. Ее основателем был профессор эстетики и истории искусств Пражского университета М. Тырш (1832-1884) представитель патриотически настроенной либеральной буржуазии, стремившейся к освобождению своей родины из-под австрийского гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в., но ни одну из них не считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки народа страны к национально-освободительной борьбе. Сокольская гимнастика по своему содержанию была близка Взамен многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах “соколы” ввели комбинации различных движений, а с 1862 г. стали проводить соревнования по гимнастике по специально разработанным правилам. Особое внимание в комбинациях вольных упражнений и на снарядах обращалось на логичность перехода от одного элемента к другому. “Соколами” была сделана классификация упражнений по внешнему признаку и разработана терминология гимнастических упражнений, в которой почти каждое упражнение называлось одним-двумя словами, что было удобно. Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей: В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (палкой, гантелями и др.). Во второй (основной) части выполнялись упражнения на снарядах, прыжки, так называемые “разности”, боевые упражнения и др. В третьей (заключительной) части обычно применялись ходьба, умеренный бег, игры. Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гимнастике во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики. Указанные системы имели классовый характер и национальные традиции. Отрицательным было то, что они односторонни, их авторы не понимали педагогического значения гимнастики, им был характерен эмпиризм. В конце XIX в. появляются первые научно обоснованные системы: в России - П.Ф. Лесгафта (1837-1909), во Франции - Ж. Демени (1850-1917 физиолог и педагог). В годы первой мировой войны Ж. Демени опубликовал работу, посвященную физическому воспитанию. Он считал, что упражнения должны быть динамичными, а не статичными, выполняться с полной амплитудой, по форме закругленными, а не угловатыми. Мышцы, не участвующие в работе, должны быть расслаблены. Это был новый шаг в развитии гимнастики. Упражнения, предложенные им, значительно обогатили гимнастику. Задачами физического воспитания Демени считал: укрепление здоровья, достижение красоты форм и движений тела, развитие ловкости и волевых качеств человека. Один из его учеников Ж. Эбер предложил “естественный метод” физического воспитания, по существу явившийся дальнейшим развитием военно-прикладной гимнастики. В конце XIX и начале XX вв. появились новые виды гимнастики. В частности, образовалось несколько систем художественной Гимнастика в дореволюционной России. Элементы гимнастики в быту народов России, как и у других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Праздничные развлечения включали выступления скоморохов, акробатов. В Средней Азии большой популярностью пользовались канатоходцы. У некоторых народов Кавказа использовались упражнения с небольшими тяжестями, служившими средством разминки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете верховая езда и вольтижировка. Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В потешных, позже ставших гвардейскими (Семеновский и Преображенский), полках, созданных Петром I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным навыкам и умениям. По указу Петра I гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершенствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адмирал Ф. Ушаков и др. А.В. Суворов (1730-1800) создал свою систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. Применялись с этой целью бег, преодоление препятствий, переноска предметов, штыковой бой. Традиции А.В. Суворова продолжал М.И. Кутузов. Большая заслуга в разработке основ физической подготовки В учебных заведениях вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции преподавалась гимнастика, заимствованная из различных систем. Существенную роль в развитии гимнастики в России сыграл известный ученый анатом и педагог П.Ф. Лесгафт. В 1875 г. он побывал в ряде западноевропейских стран и познакомился с постановкой физического воспитания. В 1880 г. вышла его книга “Приготовление учителей гимнастики в странах Западной Европы”, в которой давалась характеристика систем гимнастики и указывалось на отсутствие в них научного обоснования. Лесгафт разработал систему физического образования детей школьного возраста Лесгафт был противником изучения “частных приемов”, то есть специализированного обучения искусству движения. На этом основании он отвергал упражнения на снарядах, акробатические как “малополезные для физического образования”. Эти крайние взгляды П.Ф. Лесгафта во многом объясняются содержанием и несовершенной методикой спортивной гимнастики того времени. Заслуга П.Ф. Лесгафта состоит в том, что он первым разработал научно обоснованную систему физического воспитания детей, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране. В конце XIX в. развитие спортивной гимнастики было тесно связано с развитием спорта и международных спортивных связей. Развитие гимнастики в России. После Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране появились большие возможности для развития гимнастики. В первые годы социалистической революции (и до 30-х годов) гимнастика используется как одно из основных средств физической подготовки и физического развития народа. В годы гражданской войны, физическое воспитание, гимнастика были поставлены Начали критически пересматриваться существовавшие системы гимнастики, методы и содержание работы по гимнастике. С 1926-1927 гг. в начальной школе, а с 1929 г. и в вузах физическая культура была введена как учебный предмет. Появились новые программы по физическому воспитанию, в которых важное место занимала гимнастика. Институты физической культуры стали больше выпускать квалифицированных преподавателей, способных решать новые задачи. Эти кадры начали играть ведущую роль в разработке теории и методики гимнастики. Предпринимались попытки развернуть научно-исследовательскую работу, создать научную базу гимнастики, осмыслить ее педагогическое значение, разработать типовую схему урока В 1929 г. состоялась научно-методическая конференция по гимнастике, решавшая назревшие организационно-методические вопросы. На этой конференции впервые была разделена гимнастика на отдельные виды. С этого же времени началась трансляция занятий утренней гимнастикой по радио. В те годы гимнастика составляла основное содержание в физическом воспитании советского народа. Важным событием в физкультурном движении нашей страны явилось введение физкультурного комплекса “Готов к труду и обороне СССР” в 1931 г., что и ознаменовало собой начало нового этапа в развитии гимнастики. В 1933 г. в Москве состоялась Международная конференция по гимнастике, одновременно ставшая и Всесоюзной. На ней были рассмотрены и приняты решения по важнейшим вопросам развития гимнастики. Конференция определила место и значение гимнастики в советской системе физического воспитания, утвердила классификацию (деления на относительно самостоятельные виды), содержание гимнастики, методику занятий и организационные формы работы, рассмотрела вопросы терминологии и др. Она явилась значительным событием, способствующим развитию гимнастики. Большой популярностью у населения нашей страны пользовались массовые гимнастические выступления, проводившиеся ежегодно с 1930 года в Москве, Ленинграде, в столицах союзных республик и многих городах. Особенно красочными и технически совершенными они стали с момента проведения Всесоюзного дня физкультурника в Москве на Красной площади. Главным содержанием их были разнообразные гимнастические упражнения, представлявшие незабываемое зрелище. Они являлись важным средством агитации и пропаганды советской гимнастики и привлекали много молодежи к систематическим занятиям ею. Введение единой классификационной программы, организация ДСО профсоюзов и регулярное проведение массовых соревнований различных масштабов, в том числе и среди школьников, принятие новой гимнастической терминологии и многое другое значительно стимулировали развитие спортивной гимнастики. Она стала массовым видом спорта. Для решения новых задач, стоявших перед физкультурным движением, необходимо было усилить работу по подготовке к сдаче норм комплекса ГТО. Даже в соревнования Большую роль в развитии гимнастики сыграли кафедры гимнастики институтов физической культуры. Наряду с подготовкой квалифицированных специалистов на кафедрах велась большая научная и методическая работа. С 1934 г. в институтах физкультуры через аспирантуру стали готовить научно-педагогические кадры С 1937 г. начал издаваться журнал “Гимнастика” (просуществовавший до 1940 г.), сыгравший значительную роль в развитии советской гимнастики. В предвоенные годы гимнастика остается основным средством отечественной системы физического воспитания. Формировалась гимнастика при использовании опыта работы предыдущих лет. В нашей стране применялись наиболее рациональные упражнения различных систем. Цель занятий определяла применяемые средства, с помощью которых лучшим образом решались вопросы общефизической (оздоровительные виды гимнастики), боевой (прикладные виды) и спортивной подготовки (спортивные виды). Творческий подход позволил, используя все ценное из имеющегося Трудным периодом были военные годы. Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну заставило изменить всю жизнь, подчинить ее делу защиты Родины и разгрому врага. Средства физической культуры и спорта были использованы для подготовки армии, ее резервов и лечения раненых воинов. Тысячи преподавателей и тренеров по гимнастике с первых дней войны влились в ряды Красной Армии, в истребительные батальоны, в партизанские отряды, женщины самоотверженно трудились в госпиталях и батальонах выздоравливающих в качестве методистов лечебной физкультуры. Опыт войны неопровержимо доказал высокую эффективность лечебной гимнастики как средства восстановления боеспособности раненых воинов. Содержание гимнастики в этот период изменилось, основой занятий были прикладные упражнения, помогавшие готовить резервы армии, и лишь единицы гимнастов имели возможность продолжать тренировки. В августе 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Всесоюзный парад физкультурников, посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне. Подготовка к нему стимулировала занятия гимнастикой во всех регионах страны. В послевоенный период переход к мирному созидательному труду активизировал все виды деятельности советского народа, в том числе и в области физического воспитания: восстанавливаются спортивные сооружения, возобновляется массовая спортивная работа, проводятся различные В эти годы стали строиться спортивные базы, были созданы благоприятные условия для развития всех видов спорта. Гимнастика называлась в числе тех видов, которые должны развиваться в первую очередь. Стали совершенствоваться программы для школ и других учебных заведений, создавались многочисленные группы здоровья для лиц среднего и пожилого возраста, увеличились масштабы производственной гимнастики, стимулировались самостоятельные и организованные занятия утренней гигиенической гимнастикой с помощью радио, телевидения. Серьезное внимание уделялось подготовке и повышению квалификации физкультурных кадров. Большое значение для развития гимнастики имела II Всесоюзная конференция, проходившая в декабре 1948 г. в Ленинграде. В апреле 1968 г. в Москве состоялась III Всесоюзная конференция по гимнастике. На ней была проанализирована работа за 20 лет, определены перспективы дальнейшего развития всех видов гимнастики, намечен план внедрения гимнастики в режим трудовой деятельности и в быт советских людей, приняты решения по разработке новых программ для занятий со всеми контингентами населения, разработана система подготовки резервов для сборных команд по спортивной гимнастике. Решению этих задач была посвящена дальнейшая работа всех специалистов в области гимнастики. В нашей стране создавались условия для развития всех видов гимнастики, которые помогали более конкретно решать новые задачи физического совершенствования человека. Разработка вопросов теории и методики осуществлялась на кафедрах гимнастики институтов физической культуры и во вновь созданных научно-исследовательских институтах: совершенствовались учебники
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 8558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |