Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные основы экономического анализа




 

В качестве наук, являющихся теоретической базой экономического анализа, следует отметить гносеологию, диалектику и политэкономию.

Гносеология (теория познания)является одним из фундаментальных методологических разделов философии и изучает закономерности развития процесса познания от ощущений, представлений, понятий к объективной действительности. Эта теория всесторонне исследует этапы и формы познавательного процесса, условия и критерии обеспечения его достоверности и истинности.

Выступая в качестве методологической основы всех отраслей науки, теория познания определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа. Прежде всего, она определяет понятия объекта и субъекта познания.

Объект познания - это объективная действительность, практика с ее чувственно-предметным, материально-вещественным, жизненно-социальным и природоохранным содержанием.

Субъект познания - это сам человек или сообщество людей, творчески относящиеся к объекту познания. Только диалектическое единство субъекта и объекта познания обеспечивает его достоверность и истинность.

Активносоставляющим элементом здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга.

Мышление в качестве творческого процесса включает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения используются для выражения тех или иных умозаключений. Умозаключение- это индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, новое знание, отличающееся от прежних понятий и представлений.

Обобщая методы и приемы современной науки, процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ и синтез, эксперимент, моделирование.

Анализ - это приём мышления, представляющий собой разложение изучаемого объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования. Синтез - это противоположная операция, сущность которой заключается в объединении выделенных в анализе частей через установление связей между ними с целью получения знания о целом. Таким образом, основная задача анализа заключается в том, чтобы составить представление о том, как «работают» отдельные части изучаемого объекта, какое значение они имеют в общей совокупности. Основная задача синтеза - понять, каким образом можно достичь желаемых свойств объекта, имея в наличии определённый набор деталей. В частности, на синтезе основывается планирование деятельности предприятия. Здесь также следует помнить, что без предварительного анализа планирование невозможно.

Помимо анализа и синтеза, среди методов современной науки, широко применяемых в экономическом анализе, можно выделить индукцию, дедукцию, моделирование, эксперимент.

Индукция и дедукция представляют собой общие методические приемы исследования, которые широко используются в различных отраслях знаний. При исследовании сложных систем, комплексных проблем обычно применяют способ дедукции, т.е. начинают исследование с общих положений, а затем переходят к частным задачам. Напротив, сосредоточив внимание на изучении отдельных явлений и фактов, организуя наблюдения и опыты в процессе исследования, пользуются приемами индукции.

Таким образом, дедукция – такой методический прием, который рассчитан на получение выводов путем перехода от общих положений, законов и понятий к частным и единичным, от общих фактов к частным, от результатов к причинам. Дедуктивный метод позволяет выводить из общих гипотез опытно проверяемые следствия.

Индукция характеризует ход исследования от частного, единичного к общему, от изучения частных фактов к обобщениям, от причин к результатам, т.е. устанавливает общие положения путем предварительного наблюдения и опыта, обобщения и анализа результатов. Индуктивные умозаключения не дают достоверного знания, они как бы «наводят» мысль на открытие общих законов, доказательство или опровержение которых производится иными способами.

Моделирование - это такой метод исследования, при котором изучаемый объект замещается другим объектом, подобным первому. В данном случае замещаемый объект называется оригиналом, а замещающий его объект - моделью. Знания, полученные при изучении модели, в дальнейшем переносятся на оригинал методом аналогий. Следует помнить, что выводы по аналогии не всегда могут быть достоверными и поэтому требуют дальнейшего обоснования и проверки.

И наконец, эксперимент. Целью эксперимента является приращение знания, более того, он является связующим звеном между теоретическими исследованиями и практическими результатами. Эксперимент, как правило, является инструментом подтверждения или опровержения научных теорий.

В процессе аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга можно выделить три взаимосвязанных стадии:

1. наблюдение,

2. научная абстракция,

3. формирование новых практических предложений.

В ходе наблюдения создаются знания о внешних сторонах, свойствах и признаках изучаемого объекта. Применительно к экономическому анализу, в ходе наблюдения создаются знания об основных аспектах деятельности предприятия, проявляющиеся в таких показателях, как численность работников, стоимость средств и предметов труда, объём продаж и так далее. Итогом наблюдения является описание, фиксация фактов.

На стадии научной абстракции происходит переход от чувственного освоения объектов (констатации фактов) к их рациональному познанию, иными словами, переход от практики к теории.

Таким образом, практика даёт исходную информацию, которая обрабатывается мышлением. Результатами мыслительной деятельности являются новые умозаключения, во-первых, представляющие собой осознание процесса практической деятельности, и, во-вторых, что следует из первых, направленные на совершенствование этого процесса.

Из всего вышесказанного можно заключить, что теория экономического анализа, в частности, является ключом к пониманию финансово-хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой набор инструментов (в виде различных методов анализа) для обоснования управленческих решений, а также осуществления контроля за их выполнением.

Диалектика, в качестве базового элемента экономического анализа, понимается, прежде всего, как наука о законах развития изучаемых явлений. Поэтому экономический анализ базируется на основных принципах диалектики: все познается в движении; в определенных связях, взаимосвязях; взаимозависимости и, взаимообусловленности; в причинно-следственной соподчиненности; в координационной и субкоординационной определенности; в проявлении необходимости и случайности; в единстве и борьбе противоположностей; в переходе количества в качество и качества в новое количество; в отрицании отрицания.

Связь политэкономии (экономической теории) и экономического анализа основывается на том, что базой этих наук являются гносеология и диалектика. Принципиальное отличие политэкономии от экономического анализа заключается в том, что первая изучает основы общественного производства и потребления материальных благ на макроуровне в условиях различных общественных формаций, вторую же следует отнести к науке микроуровневой, объектом изучения которой является непосредственно финансово-хозяйственная деятельность предприятий в сравнительно небольших временных интервалах.

Анализом в более широком смысле занимается теория экономического анализа, а в профессиональном - экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговле и т.д.

Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне - на уровне отдельных предприятий и их структурных внутренних подразделений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.