Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность познания




 

Рассмотрение в предыдущей главе проблемы соотношения материи и сознания, уяснение того факта, что сознание, как свойство высокоорганизованной материи, является высшей формой отражения действительности, подводят нас к следующей проблеме: что представляет собою это отражение действительности? Прежде всего, как это следует из анализа сознания, оно есть не что иное, как знание о мире, о природе, об обществе, о человеке, наконец, о самом себе. Именно эта особенность сознания была отмечена основоположниками диалектического материализма, подчеркнувшими, что "способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, - это знание" *. Но тогда- возникает вопрос о том, какова природа самого знания, как оно зарождается, каковы его формы, как оно функционирует и какую играет роль в жизни общества.

 

Наука, изучающая сущность знания, закономерности его функционирования и развития, носит наименование теории познания или гносеологии. Основной проблемой гносеологии является проблема отношения объекта познания - окружающего мира и субъекта познавательной деятельности - человека.

 

Материалисты и идеалисты дают прямо противоположное решение проблемы соотношения субъекта и объекта познания. История борьбы материализма и идеализма в познании показала, что идеализм не в состоянии решить этот вопрос. Так, учение Платона о первичном, доприродном существовании идей, универсалий (общих понятий), мигрирующих при рождении человека от индивида к индивиду, осеняющих избранных, названное "теорией воспоминания", вело к отрицанию познания как отражения действительности.

 

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 633.

 

По существу к такому же отрицанию приводила и гегелевская абсолютная идея, порождающая природу и человека, ибо она приходила - после всей мучительной истории развития духа - к знанию самой себя. Невозможность познания объективного мира, материи доказывают Беркли, Юм, Кант, эмпириокритики, современные позитивисты, сторонники прагматизма и т. д. А неопозитивизм на словах вообще отказывается от решения вопроса об источнике познания, хотя на деле занимает идеалистическую позицию.

 

Не смог разработать последовательно научной гносеологии и материализм прошлого. Признавая материю источником ощущений, а человека - продуктом природы и защищая опытное происхождение знания, он противопоставлял чувственную и рациональную стороны познания, эмпирическое и теоретическое знание, не замечал активности субъекта по отношению к объекту, упрощал процесс познания и т. д.

 

Уже сама история гносеологии, тысячелетняя борьба материализма и идеализма в ней свидетельствуют о трудностях процесса познания. Об этом же говорит наличие противоречий в развитии самой науки, естественных и социальных знаний.

 

Познание, таким образом, - это сложный, диалектически противоречивый процесс постепенного воспроизведения в сознании, в системе идеальных образов сущности вещей, процессов, явлений, включая человека и жизнь общества, а также изучение путей и целей самого процесса образования знаний. В процессе познания осуществляется освоение человеком окружающего мира, который по мере углубления и развития знаний все полнее и разностороннее преобразуется людьми.

 

В этом заключается сущность познания, и воплощением ее являются образующиеся в ходе этой сложной деятельности людей системы знаний, запечатлевающиеся как в естественном языке и в специальных знаковых моделях различных наук, так и в продуктах материальной практики человечества - средствах производства и предметах потребления.

 

По отношению к естествознанию В. И. Ленин резюмирует это в следующих словах: "Познание есть процесс погружения (ума) в неорганическую природу ради подчинения ее власти субъекта..."*.

 

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 176.

 

В этих словах охарактеризована не только сущность познания, но и цель познания, т. е. то, ради чего и существует познавательная деятельность. Такой целью является практика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.