Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь категорий. Категории как ступени развития познания




 

Материальные образования, через которые в каждый данный момент существует материя, не просто сосуществуют, а находятся в непрерывном взаимодействии между собой и через это взаимодействие проявляют свои свойства и утверждают себя как определенные качественно обособленные тела, явления, при соответствующих условиях переходящие друг в друга. В результате этого все явления действительности находятся в универсальной взаимосвязи и взаимозависимости. Но если явления, составляющие объективную действительность, находятся в необходимой взаимосвязи и взаимозависимости, то и понятия, через которые человек отражает окружающую действительность в своем сознании, должны быть взаимосвязаны, взаимозависимы, подвижны, при соответствующих условиях переходить друг в друга и в свою противоположность. Ибо только в этом случае они могут отразить действительное положение вещей. Человеческие понятия, писал В. И. Ленин по данному поводу, не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливаются одно в другое, без этого они не отражают живой жизни *. Но если это так, то изучение понятий предполагает выявление их взаимосвязи, взаимопереходов, построение системы, воспроизводящей необходимые соотношения сторон исследуемого объекта.

 

___________ * См: В. И. Л е и и н. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 226.

 

То, что характерно для исследования понятий вообще, естественно, относится и к исследованию категорий - понятий, отражающих всеобщие формы бытия, всеобщие стороны и связи объективной действительности. Раскрыть богатство диалектических закономерностей возможно только в том случае, если мы будем рассматривать категории, их отражающие, в органической взаимосвязи и взаимозависимости, если мы их сведем в систему, в которой каждая из них будет занимать строго определенное место и находиться в необходимых отношениях со всеми другими.

 

Специальное исследование соотношения категорий, приведение их в определенную систему было впервые осуществлено Аристотелем. Но аристотелевская классификация ни в какой степени не воспроизвела, да и не могла воспроизвести действительной взаимосвязи категорий, поскольку она целиком основывалась на формально-логических принципах. Недостатком аристотелевской классификации категорий является также то, что она не охватывает всех известных в то время и в значительной степени исследованных самим же Аристотелем категорий.

 

После Аристотеля значительное внимание анализу взаимосвязи категорий уделил Кант. Однако его классификации свойственны те же недостатки, что и аристотелевской. В основе ее лежали те же формально-логические принципы. Категории в ней распределялись по группам не соответственно их исторически определенному месту в движении познания, а на основе того или иного общего им признана. Кантовская система, так же как и аристотелевская, включила в себя далеко не все существовавшие категории.

 

Сгруппировав категории по-аристотелевски, Кант, однако, в отличие от Аристотеля, поставил их в некоторую зависимость от ступеней развития познания, пытался показать, что каждой различаемой им ступени познания соответствуют свои категории. Так, например, ступени чувственного восприятия явлений, согласно Канту, свойственны категории пространства и времени, ступени рассудочного мышления - категории количества, качества, отношения и модальности.

 

Вместе с этим в решении проблемы категорий Кант, по сравнению с Аристотелем, сделал и шаг назад. В отличие от Аристотеля, который считал, что категории представляют собой особую форму отражения реальных вещей и отношений, Кант объявил категории субъективными формами мыслительной деятельности, присущими сознанию до всякого опыта.

 

Впервые рассматриваемая проблема была всеобъемлющим образом представлена лишь в философии Гегеля. Гегель подверг резкой критике кантовскую концепцию категорий и, в частности, его субъективистскую тенденцию. Но, критикуя Канта за субъективизм, Гегель не становился на материалистическую точку зрения. Он критиковал Канта не за идеализм, не за то, что он выводил всеобщность, необходимость, законы из сознания, а за то, что он не смог последовательно провести эту точку зрения, за то, что он остановился на полпути и распространил действие законов сознания, мышления лишь на явления, но не на весь мир в целом, не на "вещь в себе".

 

Другими словами, критика Канта Гегелем осуществлялась на основе и с позиций идеализма.

 

На этой же самой основе Гегель дает свое решение проблемы взаимосвязи категорий диалектики. Показывая взаимосвязь категорий в рамках идеалистического решения основного вопроса философии, Гегель в то же время в основу своей системы категорий положил диалектические принципы. Он представил категории в их движении, развитии, переходах одних в другие. Они у него выступают в качестве моментов или ступеней развития идеи, существующей вне и независимо от материального мира и человека. Неслучайно поэтому при всей своей гениальности, при всем своем умении угадать действительное положение вещей Гегель вынужден был, следуя своим идеалистическим принципам и реализуя их, то и дело противоречить действительности. Но, несмотря на это, ему удалось в своей невероятно искусственной и противоречивой системе категорий воспроизвести ряд глубоких всеобщих закономерностей и связей.

 

Последовательно материалистическое и научное решение проблема взаимосвязи категорий получила лишь в марксистской философии. Применительно к политической экономии она разработана Марксом в "Капитале"", применительно к философии - В. И. Лениным в "Философских тетрадях".

 

В отличие от Гегеля, который, считая категории моментами развития идеи в ее доприродном существовании, взаимосвязь между ними выводил из творческой деятельности мышления, В. И. Ленин рассматривает категории как всеобщие формы отражения действительности и ступени развития общественного познания и практики.

 

Согласно В. И. Ленину, каждая категория связана со строго определенной стадией развития познания. Фиксируя всеобщие свойства и связи, выявленные познанием на данной стадии его развития, категории отражают особенности этой стадии и являются своего рода опорными пунктами возвышения человека над природой, познания ее. Другими словами, категории, отражая всеобщие стороны и связи внешнего мира, являются в то же время ступенями развития познания, моментами, фиксирующими переход познания с одних стадий развития на другие. "Перед человеком, - писал В. И. Ленин, - сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира" *.

 

___________ * В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 85.

 

Учитывая данное обстоятельство, В. И. Ленин взаимосвязь категорий выводит из закономерностей бытия и познания, считает, что соотношение между ними, отражая известное соотношение соответствующих всеобщих сторон и связей действительности, выражает необходимое движение познания от низших ступеней к высшим.

 

Появление всякой новой категории, по В. И. Ленину, необходимо обусловлено самим ходом развития познания. Она появляется потому, что познание, проникая все глубже и глубже в мир явлений, выявляет новые всеобщие стороны и связи, которые уже не укладываются в существующие категории и требуют для своего выражения и фиксации новых категорий. Появившись, всякая новая категория встает в определенные необходимые отношения, связи с уже существующими категориями и таким образом занимает свое особое, обусловленное развивающимся процессом познания место в общей совокупности знания, в общей системе категорий. И если расположить категории в той последовательности, в какой они появились в процессе развития познания и общественной практики, то можно определить их необходимое соотношение и взаимосвязь.

 

Рассмотрим в общих чертах последовательность осознания человеком всеобщих сторон и связей окружающей его действительности, а вместе с этим и движение познания от одной категории к другой.

 

В отличие от животного, которое, подчиняя свое поведение инстинктам и привычкам, формирующимся на основе условных рефлексов, не отделяет себя от окружающей его среды, а сливается с нею в единое целое, человек, обретя сознание, начинает отделять себя от окружающей среды, осознавать свое особое бытие, отличное от бытия внешнего мира. Осознав свое бытие и бытие внешнего мира, человек осознает и свою отдельность, определенную обособленность, так же как и отдельность, обособленность предметов внешнего мира. Для выражения этой обособленности бытия у людей сформировалось понятие отдельного: отдельного предмета, явления, вещи.

 

Вместе с осознанием своей обособленности, известной самостоятельности человек осознает и свою связь с внешним миром и связь предметов внешнего мира между собой. Он как живое существо должен был есть, пить, иметь жилище, защищаться от врагов и т. д.

 

Удовлетворение этих и других его потребностей предполагало его органическую связь с внешним миром, использование определенных предметов природы.

 

Но взаимосвязь предметов предполагает их взаимодействие, а вместе с этим и определенное их изменение, т. е. движение, Поскольку взаимосвязь органически слита с движением то, осознавая взаимосвязь между предметами, человек неизбежно должен был осознать и то, что эти предметы изменяются, т. е. находятся в движении. Об изменчивости как следствии взаимодействия предметов человек неизбежно заключает из осуществляемой им повседневно трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет своей целью изменить тот или иной предмет или явление природы путем воздействия на него другим предметом (орудием труда), т. е. путем постановки этих предметов в определенную связь между собой.

 

В процессе труда, ставя предметы в иную, чем они находились в естественном состоянии, связь, человек добивался их изменения в нужном ему направлении. Наблюдая всякий раз это явление, он неизбежно приходил к мысли о том, что предметам внешнего мира свойственно движение.

 

На этой же стадии познания осуществлялось осознание человеком пространственных отношений и времени. Выделяясь из внешнего мира и познавая свое отношение к нему, человек вместе с этим осознавал и свою пространственную внеположность и внеположность предметов внешнего мира, т. е. то, что наблюдаемые им предметы находятся вне его и вне друг друга. Пространственные соотношения человеку приходилось учитывать в каждом своем движении, в каждом практическом действии. Занимался ли он oxoroii, рыбной ловлей, скотоводством или земледелием, он неизбежно сталкивался с пространственными отношениями и протяженностью, имел дело с площадями, расстояниями, высотами, глубинами, удаленностью вправо, влево, вперед и назад, т. е. постоянно воспринимал пространственные характеристики и учитывал их в своей повседневной жизни и деятельности.

 

Изменяя в процессе труда предметы и явления природы, превращая их в жизненные средства, человек уяснял и такую характеристику этих изменений, как их длительность, а также соотношения данного состояния с предшествующими и последующими, теми, которые должны наступить в будущем. Он постепенно научался различать прошедшее, настоящее и будущее.

 

Параллельно переходу познания от отдельного (отдельных предметов, явлений) к взаимосвязи, движению, пространству и времени осуществлялось осознание и таких всеобщих моментов действительности, как единичное и общее. Каждый отдельный предмет, с которым человек впервые сталкивался в своей практической деятельности, сначала воспринимался им как единичное. Если он оказывался способным удовлетворить ту или иную потребность людей, он выделялся, и по мере обнаружения других предметов, способных удовлетворять эту же потребность, совершался переход (и на практике, и в сознании) от одного (единичного предмета) к нескольким предметам, к "многому". В результате сравнения этих многих предметов друг с другом и на практике, и в сознании выявлялось их тождество (сходство), на основе которого формировались общие представления, а затем и общие понятия.

 

На этой же стадии развития познания происходит познание качества и количества. Когда человек воспринимал отдельный предмет как единичный и единственный в своем роде и стремился уяснить, что он собой представляет, он отражал его со стороны качества. Поскольку предмет здесь рассматривается Мак таковой, сам по себе, вне отношения к другим предметам, его количество неразличимо и, по сути дела, сливается с качеством. Но по мере того, как познание переходит от одного предмета и многим и в ходе сравнения их друг с другом устанавливает их сходство (тождество) и различие, начинают выявляться количественные характеристики.

 

Каждая сторона качества, каждое его свойство как бы раздваивается, наряду с тем, что оно есть, оно обнаруживает свою величину, степень своего проявления и распространения, одним словом, свое количество.

 

Выявляемые качественные и количественные характеристики на первых порах не обнаруживали своей зависимости друг от друга.

 

Казалось, что они ведут себя друг в отношении друга нейтрально, не связаны друг с другом, однако, по мере дальнейшего углубления познания исследуемых явлений люди стали убеждаться, что отдельные качественные и отдельные количественные характеристики связаны между собой. Вместе с этим они начинают обнаруживать и органическую связь между качественными и количественными сторонами. Они заметили, что определенному количеству соответствует лишь строго определенное качество, и наоборот, определенному качеству присуще строго определенное количество.

 

С познанием взаимосвязи между отдельными качественными сторонами, количественными характеристиками и взаимосвязи количества и качества люди начинают осознавать, что изменения одной стороны явления обусловливают определенные изменения другой стороны явления. То, что порождает другое, обусловливает его появление, является причиной; то, что появляется, обусловливается, - выступает как следствие. Познание людьми взаимосвязи отдельных качественных и количественных сторон, таким образом, подводит их вплотную к выявлению причинности, а вместе с этим и к необходимости формирования категорий причины и следствии.

 

Исследуя открываемые причинно-следственные связи, люди замечают, что причина со следствием связаны так, что если появляется причина, неизбежно наступает и следствие, если причина отсутствует, отсутствует и следствие. Другими словами, люди обнаруживают, что связь причины со своим следствием носит необходимый характер.

 

Необходимость, таким образом, сначала осознается как свойство причинно-следственной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания содержание понятия необходимости уточняется и расширяется. Необходимыми начинают считаться не только причинные связи, но всякие связи, неизбежно наступающие при определенных условиях, и не только связи, но и стороны, свойства, необходимо присущие исследуемым материальным образованиям.

 

Выявляемые в ходе развития познания необходимые связи часто формируются в науке в виде определенных элементов, т. е.

 

осознаются через категорию закона, которая обозначает и отражает общие, устойчивые, необходимые связи и отношения.

 

Параллельно движению познания от причинности к необходимости и закону осуществляется также переход к категориям содержания и формы. Он обусловлен тем, что 'познание не останавливается на выявлении отдельной причинно-следственной связи, а под напором практики, требующей для своего развития все более и более полного знания предметов внешнего мира, переходит от одной причинно-следственной связи к другой, от объяснения одного свойства материального образования к другому. По мере накопления знаний причинно-следственных связей, касающихся той или иной области явлений, возникает необходимость в новой категории, именно в категории содержания, которая обозначает совокупность всех взаимодействий и вызываемых ими изменений, происходящих в данном материальном образовании. Но познавая взаимодействия и вызываемые ими изменения в материальном образовании, мы удавливаем и шаг за шагом воспроизводим в сознании сначала внешние, а затем и внутренние способы соединения элементов содержания, относительно устойчивую структуру, в которой осуществляются все свойственные материальному образованию взаимодействия и изменения, т. е. форму.

 

Отделение в процессе развития познания необходимого от случайного и выявление отдельных законов, проявляющихся в исследуемом целом, не оставляет достаточного знания его, ибо все это касается лишь отдельных его сторон и связей. И как бы ни было велико количество сторон и связей исследуемого объекта, которые познаны, объяснены, они (эти стороны и связи) в своей совокупности не смогут дать нам действительно полного знания его, поскольку они представляют собой механическую сумму отдельных сторон, материальное же образование является не простой совокупностью своих сторон, не суммой их, а органическим целым, диалектическим единством последних. Поэтому возникает потребность объединить все эти стороны и связи в единое целое, вывести их из единого принципа. Воспроизведение всех необходимых сторон и законов исследуемого целого в их естественной взаимосвязи и взаимозависимости представляет собой познание сущности.

 

Движение к сущности начинается с выявления основы - основных (определяющих) сторон, отношений. Основные стороны, отношения определяют формирование, функционирование, направление изменения и развития всех других сторон соответствующего материального образования. Поэтому, приняв их за исходное начало, мы сможем шаг за шагом воспроизвести в сознании существующую взаимосвязь и других сторон, сможем определить место, роль и значение каждой из них.

 

Правда, для того, чтобы достигнуть последнего, основные стороны (отношения), а вместе с ними и само материальное образование' необходимо рассматривать в возникновении и развитии. А это предполагает выявление источника развития, движущей силы, ведущей материальное образование вперед, обусловливающей его переходы с одной стадии развития на другую. Источником же развития является противоречие, единство и борьба противоположных сторон, тенденций.

 

Так развивающееся познание вплотную подходит к необходимости раскрытия противоречий - противоположных сторон и тенденций, присущих всем вещам и явлениям объективной действительности. Раскрыв противоречия, свойственные основе, и прослеживая их развитие и обусловливаемое ими изменение других сторон исследуемого целого, мы неизбежно заметим, что развитие осуществляется через отрицание одних качественных состояний другими, удержание всего положительного из отрицаемых состояний и повторение пройденного на новой, более высокой основе.

 

Воспроизведя сущность того или иного объекта, мы уже можем судить не только о том, что он представляет собой в данное время, в данных отношениях, но и о том, как он поведет себя в других отношениях. Больше того, если мы познали, как данная вещь возникла, какие основные стадии она прошла в своем развитии, мы с достоверностью можем предсказать, во что эта вещь превратится, чем она станет в будущем при других условиях. Другими словами, если мы познали сущность вещи, мы можем судить не только о ее действительных состояниях, но и о возможных. Все это обусловливает необходимость различения действительного и возможного.

 

Рассмотренную закономерность движения познания от одной категории к другой можно проследить на развитии научных знаний.

 

Поскольку категории являются необходимыми ступенями развития общественного познания, движение от одной из них к другой неизбежно должно проявиться в любой области знания.

 

Возьмем для примера историю развития познания электрических явлений. Известно, что в далекой древности был обнаружен янтарь в виде отдельных, самостоятельно существующих предметов. При обработке янтаря, из которого делали украшения, люди обратили внимание на то,что он при натирании приобретает способность притягивать другие тела. Сначала это явилось лишь единичным наблюдением, касающимся отдельных случаев шлифовки янтаря. Затем, по мере повторения указанного явления, у людей выработалось общее представление о янтаре как веществе, способном при натирании проявлять электрические свойства. Дальнейшее развитие познания электричества обнаружило новые тела, способные при трении о другие тела проявлять электрические свойства. Это вело к формированию все более общих представлений об электричестве. Например, в Греции в IV в. до н. э. свойство притягивать легкие тела после натирания было замечено у одного из видов драгоценных камней, так называемого линкуриона. Несколько позже арабы открыли аналогичное свойство у гагата. В конце XVI в. английский ученый Вильям Джильберт обнаружил это свойство у алмаза, сапфира, аметиста, горного хрусталя, серы, смолы и других веществ. Впоследствии было установлено, что способность притягивать другие (более легкие) тела тем или иным веществом после его натирания принадлежит всем телам, не проводящим электричество. Наконец, в начале XVIII в. (в 1729 г.) английский физик Грей открыл эту способность и у тел, проводящих электричество. Он установил, что если эти тела поместить на изолированную подставку, они могут быть наэлектризованы трением.

 

В ходе этого движения осуществлялось также выявление качественных и количественных характеристик электрических явлений.

 

В самом деле: обнаружив неизвестное ранее единичное свойство натертого янтаря притягивать другие тела, люди естественно прежде всего стремились понять, что собой представляет это явление, т. е.

 

выяснить его качественную сторону. С этой целью они сравнивали его с другими явлениями. Сопоставляя электрические явления с магнитными, Джильберт (1600 г.), например, отметил, что электрическая сила возникает благодаря трению, что она исчезает при соприкосновении с некоторыми телами, притягивает самые различные тела и т. д. Несколько позже Герике (1672 г.) установил, что, наряду с электрическим притяжением, существует и электрическое отталкивание. В 1729 г. Стефан Грей, обобщая ряд проведенных им опытов с электричеством, сделал вывод о том, что все тела делятся на проводники и изоляторы. Спустя некоторое время (1730 г.) Дюфэ установил, что электричество качественно неоднородно, что существуют два рода электричества. В 1749 г. Франклин обнаружил, что при электризации тел всегда проявляются два рода электричества и равных количествах. Несколькими годами позже Джон Кантон открыл способность тела, находящегося на изолированной подставке, наэлектризовываться в результате приближения к нему заряженного тела и т. д. Так, выявляя одно за другим свойства электричества, ученые составляли себе все более и более полное представление о его качестве.

 

После определенного уяснения качественной стороны электрических явлений внимание исследователей стало переключаться на количественную сторону, на выявление количественных характеристик этих явлений. Решающий шаг в сторону исследования количественной стороны электричества был сделан Кулоном. Используя созданный им прибор для измерения сил электрического взаимодействия (крутильные весы), он в 1784 г. установил ряд существенных количественных характеристик электричества.

 

Начиная с XIX в. наблюдается переход к исследованию взаимосвязи между отдельными качественными, отдельными количественными сторонами, а также между качественными и количественными характеристиками электрических явлений. Так, в 1802 г. русский физик В. В. Петров установил, что электрический ток при достижении определенной величины напряжения, проходя через угольные электроды, находящиеся на определенном расстоянии друг от друга, превращается в свет ("порождает вольтову дугу").

 

В 1826 г. немецкий физик Ом выявил зависимость сопротивления проводника от длины проводника, площади его поперечного сечения и природы вещества, из которого сделан проводник. Несколько позже (1853 г.) немецкий физик Рисс открыл зависимость выделявшегося в проводнике тепла от количества электрического заряда.

 

Русский академик Э. Х. Ленц и английский физик Джоуль установили зависимость количества выделявшегося при прохождении электрического тока по проводнику тепла от сопротивления проводника, силы тока и времени.

 

В ходе анализа взаимосвязи качественных и количественных характеристик электрических явлений стали предприниматься попытки установления причинно-следственной зависимости этих явлений, выявления причин, их обусловливающих. Так, в начале XIX в.

 

Вольт объяснил причину появления электрического тока в результате соединения различных металлов, разделенных влажной прокладкой; в 1821 г. Араго выявил причину отклонения магнитной стрелки под воздействием проходившего по проводнику электрического тока; в 1831 г. Фарадей объяснил причину отклонения магнитной стрелки в момент вращения медного круга и т. д.

 

Выявляемые причинно-следственные связи, касающиеся электрических явлений, представлялись как необходимые, неизбежно наступающие при соответствующих условиях. Например, Араго представил как необходимую причинно-следственную связь между прохождением по проводнику электрического тока и возникновением вокруг него (проводника) магнитного поля; как необходимая была осознана связь магнитного поля с наблюдаемым Эрстедом отклонением магнитной стрелки и т. д.

 

Наиболее важные необходимые связи осмысливаются через категорию закона. Например, зависимость сопротивления проводника от состава проводника, его длины и площади поперечного сечения, выявленная Омом, была названа законом. Как закон вошла в физику открытая Э. Х. Ленцем и Д. Джоулем необходимая зависимость количества тепла, выделяющегося при прохождении электрического тока по проводнику, от сопротивления проводника, силы тока и времени. Через категорию закона была осмыслена выявленная Фарадеем необходимая взаимосвязь между выделяющимся на электродах веществом и проходящим через электролит электричеством и т. д.

 

По мере накопления знания отдельных необходимых сторон п связей (законов), касающихся физических явлений, стали предприниматься попытки установления между ними взаимозависимости, объединения их в единую теорию, т. е. воспроизведения в сознании сущности электричества. Примером данной ступени движения познания может служить период развития познания электрических явлений, начинающийся с открытия электрона и протона. С открытием электрона - носителя отрицательного электрического заряда, - а затем и протона, имеющего положительный заряд, атом стал рассматриваться как материальное образование, состоящее из определенного равного количества электронов и протонов. Заряженность тела теперь объяснялась тем, что в нем в силу тех или иных причин число электронов не соответствовало числу протонов. Если электронов было меньше, чем протонов, тело считалось положительно заряженным, если же в нем электронов было больше, чем протонов, оно считалось заряженным отрицательно. Электризация тел в свете этих воззрений представляла собой не что иное, как создание в них недостатка или излишка электронов путем передачи их другим телам или заимствования у последних. Это объясняло, почему появление определенного электрического заряда на одном теле неизбежно влечет за собой появление такого количества противоположного заряда на другом теле. Исходя из взаимодействия между электронами и протонами, легко объяснялось и распределение заряда между заряженным и незаряженным телами при их соприкосновении, исчезновение заряда - при соединении между собой заряженных разноименными зарядами тел, электростатическая индукция и т. д. Открытие электрона как составной части атома любого вещества позволило также понять, почему одни тела являются проводником электричества, другие не являются. Это явление оказалось связанным со строением электронной оболочки атомов. Исходя из электронного строения вещества, стала понятна суть и таких электрических явлений, как гальванический ток, термоэлектричество, электромагнитная индукция и т. д. Так электрон оказался основой - основным, решающим звеном, исходя из которого можно объяснить всю массу электрических явлений, представить их как единое взаимосвязанное целое, как единую цепь проявлений так называемой электронной природы вещества. На этой стадии своего развития познание достигло знания сущности электричества, знания электрических свойств (явлений) в их внутренней необходимой взаимосвязи и взаимозависимости.

 

Итак, развитие знаний об электричестве свидетельствует о том, что познание начинается с выявления отдельного, отдельных явлений, их обособленности и переходит к отражению их взаимосвязи, взаимодействия и вызываемого им изменения (движения) последних. Отдельное сначала воспринимается как единичное, затем, в ходе сравнения его с другими отдельными явлениями, предметами выделяется общее и осуществляется движение от менее общего к более общему и, наконец, к всеобщему. В процессе движения познания от единичного к общему имеет место выявление качества и количества исследуемого объекта и переход от первого ко второму и к их взаимосвязи, а затем к причинности, необходимости и закону, основе, противоречию и сущности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.