Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и явление понятие сущности и явления




СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ

 

Практические потребности человеческого общества на определенном этапе его развития приводят к тому, что от познания причинности люди переходят не только к познанию необходимости и закономерности, но и к познанию всего многообразия причинно-следственных связей. А поскольку последние о условливают возникновение и существование всего многообразия свойств предметов и явлений, постольку люди неизбежно приходят к необходимости целостного осознания всех этих свойств, их взаимодействий и изменений. Одновременно с этим познание все новых и новых причинно-следственных, необходимых связей заставляет людей выявлять саму организацию этих связей. С накоплением же знаний о предмете как целостном комплексе взаимодействующих элементов, находящихся в определенной связи друг с другом, появляется необходимость в выработке новых категорий - категорий содержания и формы.

 

Содержание вещи есть совокупность всех ее элементов, их взаимодействий и изменений. Понятно, что согласно этому определению к содержанию вещи относятся не только ее элементы и их взаимодействия друг с другом, т. е. внутренние взаимодействия, но и внешние взаимодействия вещи, т. е. ее взаимодействия с другими объектами.

 

Так, содержанием атома являются входящие в него ядро, электроны, взаимодействия между ними, а также его реально существующие внешние взаимодействия. Содержание молекулы воды - это входящие в нее атомы, т. е. два атома водорода и один атом кислорода, их взаимодействия друг с другом, а также взаимодействия этой молекулы с другими такими же молекулами, приводящие при определенных условиях к образованию наиболее устойчивой ассоциации.

 

Содержание способа производства материальных благ составляют его взаимодействующие элементы - производительные силы и производственные отношения, которые в своем единстве определяют социальную, политическую и духовную жизнь людей. Содержание произведения искусства есть отражение действительности посредством идеи, темы и оценки, взятых в их единстве.

 

Форма вещи есть организация устойчивых связей между ее элементами. Так, например, согласно модели Уотсона и Крика, формой, молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты - "хранителя" генетической информации) является ее организация в виде длинной двойной спирали, а также ее связи между основаниями, при помощи которых цепи ДНК удерживаются вместе. Формой способа производства материальных благ выступает система связей между его элементами, т. е. та связь, которая выражается в законе соответствия производственных отношений производительным силам.

 

Форма произведения искусства - это прежде всего его композиция, сюжет и язык.

 

Любая система всегда имеет как содержание, так и форму.

 

Ни при каких реальных условиях, никогда и нигде не существует неоформленного содержания и бессодержательной формы. Находясь в органической связи, содержание и форма представляют собой противоположные стороны вещи. Определяющей тенденцией содержания является тенденция изменчивости. Определяющая же тенденция формы - тенденция устойчивости.

 

Не только любая материальная система, но и любая идеальная t система обязательно имеет и содержание, и форму. Так как идеальная система есть отражение системы материальной, то уже из определения рассматриваемых категорий следует, что в состав содержания идеальной системы могут войти только взаимодействующие элементы отражения материальной системы. У идеальной системы не только форма, но и содержание идеально. Это, конечно не отрицает определенного совпадения элементов содержания идеальной системы с элементами содержания отраженной ею материальной системы.

 

Отражение и отраженное, как известно, всегда имеют совпадающие признаки. Вместе с тем они имеют и признаки различающиеся,

 

КРИТИКА ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ И МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИИ НА СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМУ

 

Разработка категорий содержания и формы, осмысление закономерности их соотношения происходили на протяжении всей истории философии. В связи с материалистическим или идеалистическим, диалектическим или метафизическим истолкованием этих категорий шла непримиримая, никогда не прекращавшаяся борьба. И если метафизики, как правило, отрывали содержание и форму друг от друга, то идеалисты либо отрицали объективный характер этих категорий, либо объявляли форму чем-то сугубо идеальным, возвышающимся над земными предметами и порождающим их. При этом метафизический разрыв формы и содержания обычно сохранялся.

 

Так, античный идеалист Платон употреблял понятие формы в том же смысле, в каком он использовал понятие идеи. Отвергнув платоновский "мир идей", выдающийся древнегреческий философ Аристотель, однако, не сумел подняться до последовательно материалистического понимания содержания и формы. Б его учении ясно виден и метафизический подход к этим категориям. Деятельным, активным началом, по Аристотелю, является лишь форма. Она предшествует материи - началу содержательному, но пассивному и инертному. Активная форма может соединиться с пассивной материей, и тогда появится какая-либо конкретная вещь. Такие взгляды не могли не привести Аристотеля к идеалистическому выводу о существовании мирового духа, выступающего в роли "формы всех форм".

 

В средние века именно эта часть учения Аристотеля была заимствована и "развита" итальянским доминиканцем, "князем схоластики и теологии" Фомой Аквинским. Согласно его учению, реформы, существующие в материи, произошли из формы без материи". Как сущность, так и само существование вещей возникают из формы, природа создана "из ничего" богом, а сам бог является "чистой формой". Характерно, что в 1879 г. специальной энцикликой римского папы Льва XIII схоластическая система Фомы (Томы) Анвинского - томизм - была признана "единственно истинным" философским учением.

 

В философии нового времени субъективно-идеалистическое и во многом метафизическое истолкование категорий содержания и формы характерно для учения И. Канта. В этом учении проблема содержания и формы по существу была сведена к вопросу о содержании и форме мышления. По И. Канту, содержание мышления определяется чувственным восприятием объективно существующих "вещей в себе", но его форма - это нечто априорное, первичное во отношению к содержанию и не связанное с ним. Так, с точки зрения И. Канта, пространство и время являются априорными формами чувственного созерцания. В тот момент, когда человек пытается познать мир реальных явлений, он, с точки зрения И. Канта, как бы накладывает такие формы на познаваемые явления с целью приведения их в определенный порядок.

 

Типично идеалистические и метафизические тенденции во взглядах на содержание и форму не только полностью сохранились, ко даже усилились в современной буржуазной философии. Так, например, в философском словаре, вышедшем в 1957 г. в Штутгарте (ФРГ), говорится о том, что форма означает "...определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его "аморфного" материала (материи), содержания или содержимого" *. Нетрудно увидеть, что древнейшая идеалистическая тенденция понимания формы в этом определении выдерживается весьма последовательно. Идеалистические положения развивал и французский буржуазный философ А. Бергсон. Время или "чистая длительность, - как пишет он, - есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания..." **. Время, таким образом, объявляется им формой сознания.

 

Идеализм и агностицизм характерен для взглядов на содержание и форму современного буржуазного естествоиспытателя и философа А. Эддингтона. По отношению к природе вещей вся система человеческого знания, утверждает он, "... только пустая скорлупа, символическая форма, а не знание содержания. Это знание структурной формы, а не знание содержания" ***. А. Эддингтон вообще считает, что "физическое исследование никогда не может проникнуть дальше формы" ****.

 

Идеалистическое и метафизическое истолкование категорий содержания и формы особенно характерно для современной буржуазной эстетики. Так, например, теоретики и практики формализма в искусстве отрицают всякую связь между содержанием произведений искусства и реальной жизнью; что же касается формы, то ей они уделяют главное внимание, считая, что именно форма раскрывает сущность искусства. Один из видных теоретиков современного формализма Клайв Бэлл приходит к выводу, что главное в искусстве "значимая форма", которая имеет цель в себе самой и служит только для вызывания эстетических эмоций. Люди, способные испытывать такие эмоции при восприятии произведений искусства, по словам К. Бэлла, "... заняты исключительно линиями и цветом, их связями, количеством и качеством; но отсюда они черпают эмоцию более глубокую, значительно более возвышенную, чем любая из тех, которые могут быть вызваны описанием фактов и идей" *****.

 

* "Философский словарь", М., ИЛ, 1961, стр. 622.

 

** А. Бергсон. Соч., т. 2, СПб., 1914, стр. 73.

 

*** А. Эддингтон. Пространство, время и тяготение. Одесса, 1923, стр, 198.

 

**** Там же, стр. 190.

 

***** "Современная книга по эстетике". М., ИЛ, 1957, стр. 357.

 

Идеалистическое истолкование категорий содержания и формы не позволяет вскрыть их объективную основу, отвлекает от исследования реально существующих вещей и процессов, искажает и извращает смысл происходящего. Наоборот, диалектико-материалистическое понимание содержания и формы облегчает познание тех конкретных процессов, которые отображаются этими категориями. А это открывает дорогу к практическому использованию познанного, дает возможность управления реально протекающими процессами.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ

 

Если содержание, как было указано, есть совокупность всех элементов вещи, их взаимодействий и изменений, а форма - организация устойчивых связей между ними, то содержание не может существовать без формы, так же как и форма без содержания, они находятся в органической взаимосвязи и взаимозависимости. Ведь каждый элемент, с одной стороны, является "тем, что он есть" лишь при наличии его связей *. Элементы системы обязательно включают в себя и их связи. А это означает, что форма заключена в самом содержании. С другой стороны, организация устойчивых связей является в то же время и организацией элементов. Следовательно, можно сказать, что и содержание включается в форму. Поэтому даже в мышлении, в абстракции нельзя полностью "отделить" форму от содержания и наоборот. "...Содержание, - писал по этому поводу Гегель, - есть не что иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму. Этот переход представляет собою одно из важнейших определений" **.

 

* См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 184.

 

** Гегель. Соч., т. 1, стр. 224.

 

Хотя содержание и форма находятся в единстве, но все же в этом единстве они имеют неодинаковое значение. Как правило, определяющую роль играет содержание, а определяемую - форма. Как само появление формы, так и многие ее особенности обусловливаются содержанием. Сказанное вовсе не означает, что форма является чем-то маловажным. Наоборот, она играет исключительно важную роль в существовании и развитии материального образования, вещи.

 

Значение формы, в частности, раскрывается в том, что определяющая роль содержания вовсе не делает форму "послушной", пассивно следующей за содержанием. Наоборот, форма обладает определенной самостоятельностью, относительной независимостью от содержания, оказывает на него активное воздействие. Такое воздействие может быть двух видов. Во-первых, форма может ускорять развитие содержания. Это происходит тогда, когда она в основном соответствует содержанию. Во-вторых, форма может замедлять его развитие. Подобное воздействие формы на содержание имеет место в том случае, когда она начинает не соответствовать содержанию.

 

Наличие этих видов воздействия вызывается тем, что форме, как уже указывалось, присуща тенденция устойчивости, а содержанию изменчивости.

 

На первом этапе существования вещи ее форма соответствует содержанию и вследствие этого играет положительную роль в его развитии, дает ему широкий простор. При активном содействии формы содержание развивается все дальше и дальше, а форма в основном остается неизменной. Проходит определенное время, и изменившемуся содержанию начинают мешать тесные рамки старой формы. Форма перестает соответствовать содержанию, наступает период их несоответствия, и форма уже тормозит развитие содержания. Несоответствие становится все большим и большим, форма сдерживает дальнейшее развитие содержания, и между ними назревает конфликт. В конце концов ушедшее вперед содержание сбрасывает устаревшую форму и разрушает ее. Но момент разрушения формы является вместе с тем и моментом гибели содержания. Разрушение устойчивых связей системы означает распад ее элементов и прекращение ранее существовавших взаимодействий. Разрушение же формы и распад содержания является ликвидацией всей системы.

 

Таким образом, соответствие формы и содержания, их единство, так же как и единство качества и количества, представляет собой "границу существования предмета".

 

Однако элементы старой системы способны к перегруппировке, к собственному видоизменению и видоизменению своих взаимодействий, к установлению новых связей. И момент гибели старой системы одновременно становится моментом рождения новой, моментом качественного преобразования первой во вторую. Эта вторая система также имеет и содержание, и форму, они тоже взаимодействуют и т. д. "...Борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания" *, - вот как выразил В. И. Ленин эту закономерность.

 

* В. И Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 203.

 

В качестве конкретного примера диалектики содержания и формы можно взять взаимодействие формы и содержания производительных сил общества. Известно, что элементами производительных сил являются средства производства и люди, имеющие трудовые навыки, необходимые знания и в ходе взаимодействия осуществляющие производство материальных благ. Данные элементы представляют собой содержание производительных сил, а их формой является связь между людьми и средствами производства, т. е. формы собственности на средства производства.

 

В начале развития той или иной определенной общественно-экономической формации формы собственности, являющиеся формой производительных сил, соответствуют их содержанию. Производительные силы бурно развиваются. Однако развитие средств производства и особенно орудий труда, развитие трудовых навыков людей и увеличение объема их знаний приводят к тому, что существующие формы собственности начинают сдерживать общий рост производительных сил, и возникшее несоответствие между их формой и содержанием в конечном счете обязательно приводит к качественному изменению форм собственности.

 

Говоря о соответствии формы содержанию, следует иметь в виду, что оно никогда не бывает полным. Между содержанием и формой никогда не может быть абсолютного тождества. Оно не может существовать уже потому, что содержание и форма являются противоположными сторонами предметов и явлений, имеют противоположные тенденции: содержание всегда текуче, изменчиво; форма - устойчива. А если так, то известное противоречие между формой и содержанием существует всегда на любой стадии развития вещи. Поэтому в отношении формы и содержания речь может идти лишь об определенном, более или менее полном, соответствии.

 

Из изложенного следует, что при определяющей роли содержания по отношению к форме движущей силой изменения и развития вещи является взаимодействие между содержанием и формой. Этот вывод основывается на том, что содержание и форма представляют собой противоположности. А взаимодействие противоположностей является источником движения и развития объективной действительности и познания.

 

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ, ЭЛЕМЕНТ И СТРУКТУРА

 

Рассмотрение любой вещи как единства и взаимопроникновения содержания и формы означает рассмотрение ее как целого. Но в процессе познания целостного состояния вещи мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью познания частей, составляющих целое, элементов, образующих благодаря соответствующей взаимосвязи между собой определенную систему.

 

Часть - это относительно самостоятельный компонент, входящий в состав системы. Целое - это какая-либо определенная система, состоящая из взаимосвязанных частей и имеющая такие свойства, которые у частей отсутствуют. Так, например, частями молекулы воды как целого являются два атома водорода и один атом кислорода.

 

Каждый из этих атомов обладает относительной самостоятельностью и своей качественной особенностью, которые, с одной стороны, во многом определяют специфику целого, а с другой - подвергалось непосредственному влиянию его специфики. В то же время целое не сводится к простой совокупности его частей. Xopomo известно, что водород горит, кислород поддерживает горение, но вода горению препятствует.

 

Характеризуя соотношение целого и части, следует указать на существование различных типов целостности. Чаще всего говорят о трех таких типах. Первый тип целостности обычно называют механическим целым. Его примером может служить груда камней, куча песка и т. п. Части этого целого могут выходить и входить в него, практически не изменяясь. Вторым типом является организованное целое. Это уже такое целое, входя и выходя из которого части видоизменяются. Так, части атомного ядра - нуклоны в свободном и связанном состоянии отличаются друг от друга. Третий тип целостности - органическое целое. Части этого целого, входя в его состав, саморазвиваются. Таким целым является любой живой организм. Каждый из перечисленных типов целостности можно разложить на "подтипы" и т. д.

 

Относительно неделимая часть целого называется элементом. Конечно, "неделимость" элементов относительна. Говоря точнее, элементы - это такие составляющие, делимость которых в каком-либо конкретном случае не имеет существенного значения и поэтому ею можно пренебречь. Так, при некоторых исследованиях элементами атома можно считать его ядро и электроны, которые в этом случае будут рассматриваться как нечто совершенно монолитное. Однако ясно, что атомное ядро в действительности делимо. Можно говорить и об определенной структуре электронов. Из сказанного следует, что понятия части и элемента нельзя считать тождественными. Понятие части по своему объему шире понятия элемента - элемент не любая часть целого, а только относительно неделимая. Помимо этого следует учитывать, что понятие части соотносится с понятием целого, тогда как понятие элемента соотносится с понятием структуры. Именно структура каждой системы прежде всего зависит от составляющих ее элементов. В свою очередь и свойства элементов в значительной степени обусловливаются структурой этой системы, которую они образуют.

 

Понятием структуры эффективно пользуются в большинстве областей научного знания, и оно в настоящее время проходит процесс становления как философская категория. Исторически оно явилось итогом развития и конкретизации категории формы. Сейчас форму иногда определяют как структуру содержания. Самому же понятию структуры очень часто дают определение, весьма сходное с определением категории формы, что совсем неудивительно, но все же вряд ли правильно. Пожалуй, более верным будет определение структуры как устойчивых и сохраняющихся моментов системы.

 

Именно такое определение этого понятия сравнительно недавно начало появляться в специальных научных работах. Его тоже еще нельзя считать полностью удовлетворительным. Но философия, как и любая наука, носит творческий характер, она непрестанно развивается. Свидетельством этому, помимо всего прочего, является осуществляющаяся ныне разработка категории структуры.

 

 

Как было показано в предшествующем параграфе, содержание составляют все элементы, образующие вещь, их взаимодействия и изменения, форму - вся совокупность устойчивых связей и отношений элементов, образующих структуру вещи. Часть элементов, взаимодействий и изменений, составляющих содержание, является необходимым, другая часть - случайным. Аналогичное свойственно и форме. Некоторые образующие ее связи и отношения представляют собой необходимое, другие - случайное. Необходимое в содержании и форме составляет сущность вещи, случайное - составляет явление.

 

Говоря о сущности как совокупности всего необходимого в вещи, нельзя думать, что это - механическая совокупность. Она является диалектическим единством всего необходимого, органически связанным целым.

 

Сущность представляет собой совокупность всех необходимых сторон и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости; явление есть проявление этих сторон и связей на поверхности через всю массу случайных отклонений.

 

Например, сущностью того или иного общества является совокупность всех свойственных ему необходимых сторон и связей, включающая в себя все законы его функционирования и развития.

 

К области же явления относятся проявления всех этих сторон и связей (законов) через взаимодействия людей в их повседневной жизни, через деятельность общественных учреждений и организаций и т. п. Сущность атома того или иного химического элемента составляют все необходимые "элементарные" частицы, его образующие, и законы взаимосвязи между ними. Совокупность же свойств, через которые на поверхности проявляются законы взаимосвязи и взаимозависимости этих частиц в атоме, составляет явление.

 

КРИТИКА ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ И МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НА СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

 

Идеалисты или вообще отрицают реальное существование сущности, или отрицают ее материальность. Не признавал существование сущности, например, Беркли. Это же характерно и для воззрений Маха и Авенариуса. Отрицают реальное существование сущности и некоторые современные буржуазные философы, в частности, Рассел, Шиллер и др.

 

Рассел, например, так рассуждает по поводу того, имеет человек сущность или не имеет. "Что собой представляет мистер Смит?" спрашивает он. И отвечает: "Когда мы смотрим на него, мы видим ряд красок, когда мы слушаем его, мы слышим серию звуков и полагаем, что, подобно нам, он имеет мысли и чувства. Но что такое мистер Смит, помимо этих явлений? Просто воображаемый крючок, на который, как предполагается, навешаны явления. Фактически явления не нуждаются в этом крючке".

 

Ряд идеалистов, например Платон, Гегель, Сантаяна, Уайтхед, признают объективное реальное существование сущностей, но считают их идеальными. У Платона и Сантаяны эти сущности образуют особый мир, являющийся истинной реальностью, составляющей высшее Бытие. У Гегеля сущность является понятием того или иного предмета, сохраняющим себя при всех его изменениях.

 

Диалектический материализм не отрицает существования идеальных сущностей, но считает, что областью их существования является не окружающая действительность, не внешний мир, а сознание. Существуя в сознании, они не только не составляют никакого высшего по отношению к внешнему миру бытия, но являются подчиненными этому миру, зависимыми от него, ибо их содержание почерпнуто из этого мира, является снимком, копией с тех или иных сторон или связей объективной действительности.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУЩНОСТИ И ЯВЛЕНИЯ

 

Согласно диалектическому материализму, сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей и существует она независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него. Явление же, в свою очередь, тоже неразрывно связано с сущностью, не может существовать без нее. "...Сущность, - писал В. И. Ленин, подчеркивая неразрывную связь сущности с явлением, - является. Явление существенно" *.

 

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 227.

 

Явление, представляя собой форму проявления сущности, отличается от нее: сущность в нем выражается в искаженном виде. Например, в капиталистическом обществе явления свидетельствуют о том, что судьба людей, их материальное положение зависят от отношений вещей, игры цен на товары, участвующие в обменных операциях на рынке. В действительности же все это зависит от отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. Или другой пример.

 

Сущность стоимости товара, представляющая собой совокупность общественно-необходимого труда, затраченного на его производство, проявляется через цену этого товара, которая, как правило, не соответствует сущности, не совпадает с ней, а отклоняется в ту или иную сторону.

 

Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущности, новые моменты, черты, которые обусловлены не сущностью, а внешними обстоятельствами, в которых существует вещь, обусловлены взаимодействиями вещи с окружающими ее условиями. Поэтому явление всегда богаче сущности. Это нетрудно увидеть на приведенном выше примере соотношения стоимости товаров с их ценами. Цены того или иного товара всегда разнообразнее (и в этом смысле богаче), чем его стоимость, ибо в них выражается не только зависимость от количества общественного труда, необходимого для производства единицы данного товара, но и от целого ряда внешних факторов, в частности, от соотношения спроса и предложения этого товара на рынке.

 

Поскольку сущность проявляется лишь через явление и последнее передает ее в преобразованном, так или иначе искаженном виде, то в познании нельзя ограничиваться фиксацией того, что лежит на поверхности материальных образований, необходимо проникать внутрь вещей и воспроизводить в сознании в форме идеальных образов их сущность. Учитывая указанное обстоятельство, на практике нельзя исходить из того,что лежит на поверхности, т. е. из явления нужно всегда опираться лишь на сущность, на знание необходимых свойств и связей законов функционирования и развития материального образования.

 

Далее, если содержание явления определяется не только сущностью - совокупностью внутренних необходимых сторон и связей вещи, - но и внешними условиями ее существования, взаимодействием ее с другими вещами, а последние постоянно меняются, то содержание явлений должно быть текучим, изменчивым, в то время как сущность составляет нечто устойчивое сохраняющее себя во всех этих изменениях. Например, цены того или иного товара постоянно меняются, стоимость же его определенное время остается неизменной. Аналогичным образом обстоит дело и с материальным положением людей, в частности, рабочих в капиталистическом обществе. Оно изменяется от одного рабочего к другому, от одного периода (или фазы) развития производства к другому, например, от оживления к подъему, кризису и депрессии. Однако совокупность производственных отношений людей (сущность), определяющая материальное положение людей, остается относительно неизменной, устойчивой.

 

Выражая данную закономерность соотношения сущности и явления, В. И. Ленин писал: "...Несущественное, кажущееся, поверхностное чаще исчезает, не так "плотно" держится, не так "крепко сидит", как "сущность" 1.

 

Будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность не остается совершенно неизменной. Она изменяется, но медленнее, чем явление.

 

Изменение ее обусловливается тем, что в процессе развития материального образования одни необходимые стороны и связи начинают усиливаться и играть большую роль, другие отодвигаться на второй план или исчезают совсем. Примером изменения сущности в ходе развития материального образования может служить переход капитализма с домонополистической стадии на стадию империализма. Если в домонополистический период существования капитализма господствовали свободная конкуренция, вывоз товаров и монополии не играли какой-либо существенной роли, то в период империализма свободная конкуренция, хотя и продолжает существовать, но существенным образом ограничивается монополией, которая здесь становится всеобщим явлением и начинает играть определяющую роль в жизни общества; вывоз товаров оттесняется на второй план, а господствует уже вывоз капитала и т. д. Все это указывает на то, что с вступлением капитализма в стадию империализма сущность его претерпела определенные изменения, хотя природа его осталась той же самой.

 

Итак, "не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей также" 2.

 

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 116.

 

2 Там же, стр. 227.

 

Если сущность не остается одной и той же, а в процессе развития изменяется, то не могут оставаться неизменными и методы воздействия на ту или иную область действительности. Например, с переходом капитализма на стадию империализма не могли оставаться неизменными и старые методы осуществления социалистической революции. В новых условиях В. И. Ленин обосновал невозможность одновременной победы социалистической революции во всех или в большинстве капиталистических стран, что вытекало из особенностей империалистической стадии капитализма, в частности, из резкого проявления на этой стадии закона неравномерности экономического и политического развития различных капиталистических стран. Отсюда следовали и новые методы осуществления социалистической революции и построения социализма.

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЗНАНИЯ К СУЩНОСТИ

 

Движение к сущности начинается с выявления основы - основных (определяющих) сторон, отношений. Основные стороны, отношения определяют формирование, функционирование, направление изменения и развития всех других сторон материального образования. Поэтому, приняв их за исходное начало, мы сможем шаг за шагом воспроизвести в сознании существующую взаимосвязь и других сторон, сможем определить место, роль и значение каждой из них.

 

Основа относится к области внутреннего, является самым глубоким моментом сущности. Однако, начиная исследование объекта с восприятия внешних его сторон, с описания явления, люди ищут ее (основу) среди свойств и связей, лежащих на поверхности явления. Выделенные познающим субъектом в качестве основы внешние стороны и связи выступают в виде формального основания. Содержание формального основания тождественно обоснованному. Оно в иной форме выражает то, что характерно для обоснованного. Например, на первых, начальных ступенях познания электричества в качестве основы электрических явлений выступала "электрическая сила", в качестве основы теплоты - "теплород" и т. д.

 

Формальное основание не имеет сколько-нибудь значительной познавательной ценности, оно ничего не добавляет к тому содержанию, которое известно под видом обоснованного, оставляя познающего в рамках явления, фиксации единичного и общего, качественных и количественных характеристик. Через формальное основание познающий субъект не способен осмыслить имеющуюся необходимую связь и зависимость между выявленными им единичными и общими, качественными и количественными характеристиками, он их представляет как сосуществующие.

 

Но в ходе дальнейшего развития познания человек переходит от внешнего к внутреннему, от описания наблюдаемых на поверхности явления единичных и общих, качественных и количественных характеристик к объяснению их из внутренних взаимодействий сторон исследуемого предмета, от фиксации следствия к выявлению порождающей его причины. В ходе этого движения познания существенным образом меняется представление об основе, она теперь выступает в виде реального основания.

 

Реальное основание выражает действительную причину, порождающую те или иные моменты содержания обоснованного. Опираясь на них, можно объяснить соответствующие свойства и связи обоснованного. Но все содержание обоснованного, все его стороны и связи вывести из реального основания нельзя, поскольку ряд сторон и связей, свойственных ему, порожден не данной, выявленной причиной, а другими причинами. Получается, что обоснованное имеет множество различных и даже прямо противоположных реальных оснований. И это обусловливает то, что каждому конкретному явлению можно дать множество различных определений, которые являются равноценными, поскольку объясняют его известным образом.

 

Поэтому предпочтение тому или другому из них не имеет под собой никакого реального основания, а, как правило, обусловлено теми или иными случайными обстоятельствами, субъективными устремлениями познающего.

 

В результате всего этого возникает необходимость объединения множества имеющихся у исследуемого явления реальных оснований и обусловливаемых ими свойств в единое целое, объяснения их из единого принципа, т, е. перехода к новому, более глубокому основанию, которым является так называемое полное основание.

 

Полное основание составляют основные стороны, отношения исследуемого объекта. Как уже было отмечено, основные стороны, отношения определяют формирование, изменение и взаимосвязь всех других сторон материального образования, поэтому, исходя из них, мы сможем объяснить все его стороны, выявить взаимосвязь между ними и определить место, роль и значение каждой из них.

 

Для химического элемента, например, полным основанием будет заряд атомного ядра, ибо, опираясь на него, мы можем объяснить все имеющиеся у него более или мене существенные свойства и связи, в том числе и те, которые являются "реальными основаниями" для других свойств, для электрических явлений; таким реальным основанием будет взаимодействие между электронами н протонами, на основе которого объясняются все другие свойства и связи, характерные для электричества.

 

Применительно к империалистической стадии капитализма полным основанием является господство монополии в экономической области. Исходя из этого обстоятельства, можно объяснить всю специфику империалистической сущности капитализма.

 

Достигнув основы, выступающей в форме полного основания, познающий субъект, опираясь на нее, начинает объяснять все другие необходимые стороны и связи, составляющие сущность исследуемого объекта, воспроизводить в сознании в системе абстрактных понятий существующую между ними необходимую взаимосвязь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.144 сек.