Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация арестованного имущества




 

По общему правилу реализация имущества должника, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 89 Закона об исполнительном производстве). Специализированная организация обязана размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, – также в печатных средствах массовой информации.

Имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, устанавливаемой Правительством РФ.

Ранее в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. № 260 «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» (в ред. от 20 декабря 2006 г.)[71] Российский фонд федерального имущества[72] был наделен исключительными функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сейчас данные функции осуществляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет реализацию имущества как на внутреннем, так и на внешнем рынке, имеет право на основании договоров привлекать к реализации имущества отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц.

Способ продажи имущества должника во многом зависит от вида имущества. Так, продажа движимого имущества должника осуществляется специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом, а недвижимого имущества – путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В первом случае продажа имущества осуществляется с учетом правил о договоре комиссии гл. 51 ГК и постановления Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» (в ред. от 22 февраля 2001 г.)[73].

В соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию принимаются новые и бывшие в употреблении непродовольственные товары.

Прием товаров на комиссию оформляется путем составления документа (договор комиссии, квитанция, накладная и др.), подписываемого комиссионером и комитентом.

Перечень товаров, принятых на комиссию, и товарный ярлык подписываются комиссионером и комитентом.

Комитент вправе в любое время отказаться от исполнения договора комиссии, отменив данное комиссионеру поручение. Комиссионер вправе требовать возмещения убытков, вызванных отменой поручения. Комитент обязан в срок, установленный договором комиссии, а если такой срок не установлен, незамедлительно распорядиться своим находящимся в введении комиссионера имуществом.

Если комитент не выполнит эту обязанность, комиссионер вправе сдать товар на хранение за счет комитента либо продать его по возможно более выгодной для комитента цене.

Второй способ реализации арестованного имущества – это его продажа путем проведения торгов.

Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя – также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает 500 тыс. руб., включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Полагаем, что в данном случае необходимо более активно использовать новейшие информационные технологии и осуществять реализацию такого имущества через электронные торги посредством технологии «интернет» в режиме on-line. Подобный опыт уже имеется. Так, Управление ФССП России по Республике Татарстан уже с 2006 года реализует арестованное имущество путем проведения электоронных торгов, совместно с Агенством по государственному заказу Республики Татарстан. По данным агенства на 12 марта 2009 г. проведено 857 торговых сессий в форме открытого электоронного аукциона с количеством участников 2552, при стартовой цене 304353182 рублей и экономической эффективности 20613314 рублей[74]. Практика показала, что такой способ реализации арестованного имущества позволяет:

• выйти за пределы региона, значительно расширяя рынок реализации;

• обеспечить доступность информации о торгах и прозрачность процесса реализации.

О передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление.

Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.

Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

Цена дебиторской задолженности не может быть меньше стоимости дебиторской задолженности, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущественного права, за исключением случая перечисления дебитором денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в соответствии со ст. 76 Закона об исполнительном производстве. Цена дебиторской задолженности уменьшается пропорционально отношению суммы основного долга дебитора перед должником к сумме перечисленных дебитором денежных средств.

Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15 процентов.

Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

В судебной практике встречаются случаи несоблюдения данного правила. Так, в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. отмечается, что передача недвижимого имущества должника взыскателю без проведения торгов противоречит положениям ст. 87 Закона об исполнительном производстве 1997 г.1

 

(Сноска 1. БВС РФ, 2002. — № 5.)

 

Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25 процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.

О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.

Копии постановлений судебного пристава-исполнителя не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства.

Более детально особенности реализации имущества должника на торгах урегулированы в гл. 9 Закона об исполнительном производстве.

Согласно ст. 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством РФ право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества, а начальная продажная цена заложенного имущества, на которое обращено взыскание в судебном порядке, — ниже цены, определенной судебным актом.

Согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.

Порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ. Так, учитывая особенности отдельных видов имущества, министерства и ведомства принимают собственные нормативные акты реализации того или иного имущества. Например, в соответствии с совместным приказом ФЭК России и Федерального долгового центра при Правительстве РФ от 04.09.2000 № 101, которым был утвержден Временный порядок реализации арестованной электрической энергии организаций-должников — субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), установлено, что реализация электрической энергии организаций-должников осуществляется на торгах, проводимых в форме закрытого конкурса в порядке, установленном для проведения торгов (конкурса) по продаже сверхплановой электрической энергии, вырабатываемой поставщиками — субъектами ФОРЭМ исходя из установленных ФЭК России стартовых тарифов реализации электрической энергии на торгах.

Реализация арестованной электрической энергии, произведенной соответствующими организациями-должниками, допускается в пределах объемов выработки электрической энергии, предусмотренных в отношении данной организации плановыми балансами производства и поставок электрической энергии (мощности), утвержденными ФЭК России в установленном порядке, но не более 30 процентов от общего объема выработки электрической энергии данной организацией за соответствующий период. Реализация электрической энергии сверх объемов, предусмотренных утвержденными плановыми балансами производства и поставок электрической энергии (мощности), допускается в случае наличия подтверждения организации-должника электрической энергии о возможности выработки предполагаемого к аресту и реализации сверхпланового объема электрической энергии.

В соответствии со ст. 91 Закона об исполнительном производстве организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если:

1) заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;

2) на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов;

3) из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества;

4) лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме.

В случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее 10 дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги (ст. 92 Закона об исполнительном производстве).

Вторичные торги объявляются и проводятся в соответствии со ст. 89 Закона об исполнительном производстве. Начальная цена имущества на вторичных торгах постановлением судебного пристава-исполнителя снижается на 15 процентов, если их проведение вызвано причинами, указанными в п. 1—3 ст. 91 Закона об исполнительном производстве. Начальная цена имущества на вторичных торгах не снижается, если их проведение вызвано причиной, указанной в п. 4 ст. 91 указанного Закона.

В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

В случае объявления вторичных торгов по продаже дебиторской задолженности несостоявшимися судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить имущественные права за собой по цене на 25 процентов ниже их начальной цены на первичных торгах, засчитав эту сумму в счет погашения взыскания. За дебитором сохраняется обязанность по погашению дебиторской задолженности (кредитором по которой становится взыскатель) в прежнем объеме.

Торги могут быть признаны недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ.

 

5.5. Использование гражданско-правовых средств при обращении взыскания на имущество должника

 

В исполнительном производстве достаточно активно используются гражданско-правовые средства, которые в совокупности образуют единый гражданско-правовой механизм реализации и защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Подобный механизм выступает в качестве дополнительной гарантии наряду с предусмотренным Законом об исполнительным производстве процессуальным механизмом реализации и защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

Субсидиарный характер гражданско-правового механизма объясняется тем, что он не является универсальным, т.е. применяется не во всех случаях принудительного исполнения. Тогда как процессуальный механизм реализации и защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве характеризует сущность и природу исполнительного производства.

Предусмотренные законодательством об исполнительном производстве меры принудительного исполнения (обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе, – ст. 45 Закона об исполнительном производстве[75]) и стадии исполнительного производства (возбуждение исполнительного производства; подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению; применение мер государственного принуждения к должнику; обжалование действий судебного пристава-исполнителя) включают совокупность процессуальных действий, составляющих в своем единстве процессуальный механизм реализации и защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

Одновременно с этим гражданско-правовой механизм реализации и защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве имеет чрезвычайно большое значение, так как при исполнении судебных и иных актов частноправовые начала могут выступать основанием возбуждения исполнительного производства (нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов), организационной основой исполнительного производства (исполнение через банки, иные кредитные организации без возбуждения исполнительного производства – ст. 7 Закона об исполнительном производстве), а также функциональными элементами внутри процессуального механизма реализации и защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве (правопреемство, сделки, представительство, ответственность и др.).

Указанные функциональные средства можно подразделить на две группы: гражданско-правовые средства реализации прав граждан и организаций в исполнительном производстве и гражданско-правовые средства защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

Реализация прав граждан и организаций в исполнительном производстве означает деятельность участников исполнительного производства по совершению или воздержанию от совершения определенных поступков, соответствующих законодательству об исполнительном производстве.

Под защитой имеется в виду принудительный (в отношении обязанного лица) способ осуществления субъективного права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами либо самим управомоченным лицом в целях восстановления нарушенного права[76].

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие гражданско-правовые средства в механизме реализации прав граждан и организаций в исполнительном производстве:

1) правопреемство, гражданско-правовое представительство в исполнительном производстве и иные правосубъектные инструменты;

2) гражданско-правовые сделки в исполнительном производстве;

3) вещно-правовые инструменты, в том числе право собственности – его возникновение и прекращение в исполнительном производстве.

С другой стороны, основной пример гражданско-правовых средств в механизме защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве – это гражданско-правовая ответственность.

При обращении взыскания на имущество должника особое значение имеет договор.

Договор в исполнительном производстве представляет собой соглашение воли двух или нескольких лиц, порождающее право на чужое действие, имеющее имущественный интерес. Договор как форма существования иных, отличных от гражданско-правовых отношений должен рассматриваться прежде всего как синоним слова «соглашение», а не как некая универсальная конструкция, позволяющая решать вопросы в других отраслях права, не связанных с движением имущественных отношений. Во избежание недоразумений практического характера целесообразно рассматривать договор (стабильную правовую категорию) как вид сделки, действие которой представляет собой результат взаимодействия нескольких участников[77].

Сделки, хотя и в весьма ограниченных случаях, можно встретить во многих отраслях права, традиционно относящихся к публичному: в налоговом, гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном, исполнительном процессуальном праве и др.

Закон об исполнительном производстве предусматривает ряд конкретных примеров использования договора (соглашения) в отношениях, связанных с исполнением судебных и иных предусмотренных законом юрисдикционных актов. В частности, договор (соглашение) используется в следующих случаях:

1) международный договор:

1. если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 3);

2. порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей устанавливается соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (ст. 11);

3. полномочия представителей, в том числе адвокатов, на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, – иным документом (ст. 54);

4. в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки (ч. 1 ст. 64);

5. исполнительные действия судебный пристав-исполнитель вправе совершать на всей территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств. Поручение в иностранное государство направляется в порядке, установленном международным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 64);

2) мировое соглашение:

− исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником (ч. 2 ст. 43);

− до окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке (ч. 1 ст. 50);

− в доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на заключение мирового соглашения (ч. 3 ст. 57);

− государственный орган или организация, которым в соответствии с их компетенцией передается конфискованное имущество, имеет права взыскателя, за исключением прав на отказ от получения конфискованного имущества, отзыва исполнительного документа и заключения мирового соглашения с должником (ч. 3 ст. 104);

3) нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов:

− исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии (ч. 1 ст. 12);

− содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется федеральными законами. Эти исполнительные документы подписываются лицами, принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью (ч. 5 ст. 13);

− размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (ч. 2 ст. 102);

4) гражданско-правовой договор, используемый для организации исполнения исполнительных документов:

− договор уступки права требования и перевода долга;

− договор хранения арестованного имущества;

− договор страхования арестованного имущества;

− договор оценки арестованного имущества;

− договор на розыск имущества должника;

− договор подряда и оказания услуг;

− договор купли-продажи арестованного имущества.

Данный перечень не является исчерпывающим, в ходе исполнения исполнительных документов могут использоваться и другие договоры, предусмотренные гражданским законодательством.

Специфика правового регулирования таких сделок заключается в том, что когда сделка используется в исполнительном производстве, появляются правовые ограничители, обусловленные публично-правовым влиянием на возникающие правоотношения[78]. В методе правового регулирования появляются элементы императивности. Вовлеченные в публично-правовую сферу сделки подвергаются комплексному правовому регулированию, в том числе нормами законодательства об исполнительном производстве.

Кроме того, особое значение преобретают вещно-правовые инструменты, в том числе право собственности – его возникновение и прекращение в исполнительном производстве. Одним из примеров реализации прав граждан и организаций в исполнительном производстве посредством вещно-правового инструмента выступает право взыскателя оставить имущество за собой, если оно не будет реализовано в двухмесячный срок. При этом реализация имущества должника-организации проводится в особом порядке, установленном ст. 87, 89–93 Закона об исполнительном производстве. В судебной практике встречаются случаи несоблюдения данного правила. Так, в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. отмечается, что передача недвижимого имущества должника взыскателю без проведения торгов противоречит положениям ст. 54 Закона об исполнительном производстве 1997 г.[79]

Право взыскателя на оставление имущества за собой (ч. 11–14 ст. 87 Закона об исполнительном производстве), по сути, означает его право на получение имущества должника в собственность (вещно-правовой инструмент). При этом, как отмечалось ранее, в данной ситуации может возникнуть и иное соответствующее вещное право, если взыскателем является организация-несобственник (учреждение и др.). Представляется, что данное вещное право в любом случае возникает наряду с правом собственности. Так, в случаях с частным учреждением (ст. 120 ГК) имущество поступает одновременно в частную собственность учредителя учреждения (собственника его имущества) и оперативное управление (ст. 296 ГК) самой этой организации.

 

Глава 6. Обращение взыскания на заработную плату




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.