Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебник 31 страница




Такому организатору необходимо не тратить время на открытие уже известного, а свободно ориентироваться в многообразии технологического арсенала, накопленного социально-культурной сферой, в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений.

На протяжении десятков лет в стенах вузов культуры и искусств складывался и обогащается прикладной учебный курс «Методы и технологию) как составная часть научной специальности и учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность». Он выстраивается сегодня на принципиально новых методологических научных основаниях. Благодаря единству социального и культурологического подходов к технологическим процессам обеспечивается вхождение студентов вместе с педагогами в круг явлений и событий, характерных для современного социума и его культуры. Освоение, усвоение и обогащение этого «багажа» и составляет основное содержание социально-культурных технологий.

 

3. Сущность и классификация социально-культурных технологий

 

Как ни странно, но основная проблема технологии как прикладного направления в науке о социально-культурной деятельности заключена отнюдь не в его содержании.

Проблематичным является само обозначение этого направления, поиска и выбора наиболее оптимального названия для этой претендующей на самостоятельность учебной дисциплины. На широкой ниве социально-культурной деятельности мы имеем дело с целым веером бытующих терминов: «мастерство», «методика», «режиссура», «искусство», «технология», «тантология» и др. Из этого поискового веера авторами выбран термин «технология», как наиболее прочно вошедший в общественную практику всех специалистов социально-культурного профиля, включая социологов, педагогов, культурологов, рекреологов и т.д. Сам факт наличия однородных понятий, имеющих самое прямое отношение к социально-культурной сфере, свидетельствует о сложности и неоднозначности затянувшегося процесса «идентификации» самого понятия технологии как одного из важнейших объектов в науке о социально-культурной деятельности.

В последние годы в теории и практике социально-культурных педагогических исследований сравнительно часто употребляется термин «подход». Если раньше в педагогической науке под этим подразумевался, как правило, половозрастной, индивидуальный и деятельностный подход, то в настоящее время в научной литературе предлагается опираться на более широкий, дополненный перечень подходов. Это системный, синергетический, средовой, личностао-ориентированный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов.

На фоне множества описаний и трактовок определения понятия (^технология» наиболее продуктивным к его характеристике как к целостному явлению служит системный подход (по В.ПАфанасьеву), позволяющий воспользоваться совокупностью принципиальных черт и системообразующих признаков. Системный подход дает возможность вычленить наиболее характерные черты в структуре технологии социально-культурной деятельности. К таким чертам относятся: целевая ориентация каждой из технологий, её функциональные свойства, составные компоненты, структура, интегративные качества, коммуникативные характеристики, конечные результаты. Разумеется, названные черты этим не исчерпываются, поскольку в оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий могут существовать и другие подходы.

В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три их наиболее общих, характерных признака: 1) исторически сложившийся содержательный признак; 2) функциональный или процессуальный признак; 3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах.

Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии: медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Культуроориентиро-ванные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические (природоориентированные) технологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные.

Функциональный или процессуальный признак. Информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии. Коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования.

Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде. Специализированные или групповые технологии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности.

Исключительно важно соблюдение логики технологических действий. Эта логика распространяется на каждую из подсистем, входящих в структуру технологии производства культурных продуктов, благ и услуг.

Это прежде всего организационная подсистема - создание постоянной или временной команды, штатное расписание, сложившийся порядок распределения полномочий между сотрудниками и т.д. Методическая подсистема предполагает принятый в коллективе алгоритм разработки и проведения культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе добровольцев-волонтёров, сложившуюся практику обобщения и распространения современного опыта, освоения инновационных технологий, обучения методике внедрения в практику парковой работы проектных инициатив. В поле зрения постоянно находится и социально-психологическая подсистема. Она подразумевает эффективное использование формальных и неформальных отношений внутри и за пределами каждого из социально-культурных учреждений и организаций, развитие отношений с внешней средой, разработку психологической мотивации персонала и т.д. Наконец, существенную роль выполняет управленческая подсистема, которая предусматривает овладение маркетинговыми технологиями, проведение рекламных кампаний, осуществление связей с общественностью и т.д.

 

4. Культуротворческие и культуроохранные технологии

 

Сущность культуротворческих технологий

Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.

Научную основу культуротворческих технологий, связанных с ранним выявлением и дифференциацией интересов детей, составляет учение о способностях (Л-СВыготский, Б.МТеплов, АМ.Матюшкин, ВДШадриков и др.). В соответствии с этим учением можно развести сами понятия способностей, одарённости и таланта, находящих отражение в социально-культурной деятельности.

Способности - это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий. По справедливому замечанию Л.С.Выготского, наследуются не способности, а возможности их развития - задатки.

Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализацию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется творческий потенциал человека.

Талант - сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.

Диапазон культуротворчества молодого человека существенно расширяется на последующем этапе - во время его профессиональной специализации, когда «багаж» его практических умений и навыков существенно обогащается за счет значительного расширения круга его социально-культурных контактов.

Культуротворческие технологии сопровождают человека и в период его профессиональной адаптации, включения в систему общественного разделения труда. Здесь они выполняют целый ряд важнейших функций, связанных не только с восстановлением сил личности, но и развитием ее творческих способностей. Наконец, культуротворческие технологии приобретают особую актуальность и на завершающем, четвертом этапе социализации, связанном либо с пенсионным возрастом, либо с постоянной или временной утратой трудоспособности. Именно в этот период самостоятельное или коллективное творчество помогает пожилым людям и инвалидам труда преодолеть возникающие ограничения, превратить свои творческие умения и навыки в федсгво социально-культурной самореабилитации.

Технологии творческого развития детей, подростков и взрослых, создания и обогащения культурных ценностей непофедственным образом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохранения, восстановления этих ценностей, освоения и использования культурного наследия в современном обществе.

Различные виды творчески формирующих, развивающих технологий в области профессионального и самодеятельного социально-политического, художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения становятся достоянием каждого человека как за счет субкультурных механизмов, когда личность находится как бы внутри той или иной субкультуры, так и за счет общесоциальных, государственных программ и, соответственно, тех структур, которые их реализуют.

Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

Технологии художественно-творческой деятельности

Репродуктивная деятельность в сфере культуры и искусства позволяет авторам использовать свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал не только для своего блага, но и для блага общества. Технологии творчества через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияют не только на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности, но и на здоровье. Это воздействие исходит из возможности невербальной, недирективной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи различных элементов искусства и творчества. Каждый из этих элементов является носителем собственных характерных черт и обладает индивидуальной силой воздействия на человека.

Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж театральных студий, театров -публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Одно из приоритетных направлений такой деятельности - развитие прикладных культуротворческих ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняются традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как исторической и культурной ценности. Говоря об этом виде социально-культурных технологий, следует подчеркнуть, что под художественным ремеслом в данном случае подразумевается производство материальных предметов, имеющих особое эстетическое качество. Оно осуществляется на основе воспроизводства художественных образцов с помощью техники или ручного труда, обеспечивающих высокий художественный уровень изделия. К числу художественно-творческих технологий относятся как традиционные, варьирующие свои образцы в пределах исторически сложившихся форм и стилей, так и современные, базирующиеся на поиске новых нестандартных решений. Последние представляют собой достаточно богатую и разнообразную сферу куль-туротворческой деятельности.

Продуктом технологий бытового ремесла, в отличие от художественного, являются изделия, которые украшают, эстетизируют повседневный быт, но при этом имеют сугубо утилитарное назначение. В отличие от преимущественно декоративных изделий художественных ремесел поделки для быта быстро выходят из обращения и заменяются новыми. Этот вид социально-культурных ремесленных технологий чрезвычайно многообразен (например, лозоплетение, изготовление красивой обуви, макраме).

Как известно, на протяжении конца XIX и всего XX веков многие разновидности ремесел интенсивно «вымывались», особенно это касалось технологий ремесел, связанных с утилитарными нуждами и потребностями крестьянских хозяйств, изменением быта. Исчезновение этих самобытных по своей природе социально-культурных технологий было связано с разными причинами: конкуренцией со стороны машинного производства, утратой источников необходимого сырья и материалов, естественным уходом из жизни самих авторов технологий.

Проблема возвращения утраченных технологий, восстановления их в буквальном смысле этого слова практически неразрешима. По мнению специалистов, здесь можно говорить лишь об их консервации, фиксировании отдельных технологических способов и приемов для последующего их воспроизведения в творческой деятельности современных мастеров-прикладников. Но даже такая консервация сама по себе является исключительно сложным и трудоемким делом.

Другая проблема касается критериев оценки качества изделий, созданных с помощью технологий художественно-бытовых промыслов и ремесел. Здесь возникает множество вопросов, среди которых: насколько ярко выражены в изделии традиционность и самобытный характер, отвечает ли оно уровню промыслового эталона, не допущено ли нарушения авторского права на технологию его изготовления и другие.

По богатству и разнообразию технологий художественных и бытовых ремесел многие субъекты Российской Федерации представляют собой уникальные регионы. На их территориях культивируется широкий спектр ремесел бытового и художественно-декоративного направлений, использующих как ручной труд, так и промышленное производство, поставленное на «поток». Далеко не все из этих технологий дошли до нашего времени, одни из них, как и прежде, остаются профессиональным секретом, частной собственностью кустарей-одиночек, другие сконцентрированы в крупных промысловых артелях и промышленных цехах.

Художественно-развивающие технологии

Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

Растет чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

Рельефно проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и быта становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии текстильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, художественной обработки дерева, камня, металла, кости и т. д. Важнейшую социально-культурную роль играют те художественно развивающие технологии, которые обеспечивают участие детей и взрослых в художественной жизни своего региона, разнообразие форм их творческой самореализации и социальных ролей, возможных направлений творческого саморазвития.

Среди таких технологий особое место принадлежит организации круглогодичных либо сезонных (летних, зимних) центров и лагерей художественного развития. Преимущественный их контингент составляют дети, не только интересующиеся различными видами и жанрами искусства, но и активно овладевающие навыками художественного и прикладного творчества. Это учащиеся музыкальных школ и школ искусств, участники детских самодеятельных коллективов, дети, проявившие себя в тех или иных видах авторского творчества. На базе центров и лагерей осуществляются разнопрофильные тематические проекты и программы, предполагающие множество вариантов творческих занятий и творческого сотрудничества, общение с деятелями культуры и искусства, организацию фестивалей, конкурсов, марафонов, праздников, проведение экскурсий и путешествий художественно-культурной, исторической или экологической направленности, участие в благотворительных акциях, гастрольно-туристических поездках с концертами по пути следования.

Повышается значение самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жесткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.

В системе самодеятельного художественного творчества реализуется отход от прямого дублирования структур профессионального искусства.

Осуществляется интенсивный рост любительства, ориентированного на фольклор и оригинальные виды современного народного творчества. Акцент переносится на культуротворческие процессы в открытой социальной среде. Основным принципом развития самодеятельности становится принцип художественного плюрализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям любителя. Происходит активное сближение и пересечение профессиональных и непрофессиональных структур. Юридически закрепляется правовой статус мастеров народного искусства. Утверждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным явлениям. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право на художественный эксперимент.

Кулыпуроохранные технологии

Одним из ориентиров социально-культурной политики на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации являются технологии, направленные на сохранение, реставрацию и совершенствование учета объектов, входящих в культурное наследие.

Актуализация культуроохранного технологического комплекса обусловлена критическим состоянием множества памятников, исторических объектов и мест бытования народных промыслов и ремесел, а также тем, что в настоящее время государственная ох-ранно-реставрационная служба по ряду причин не может в одиночку решить всех проблем регенерации культурно-исторической среды того или иного региона.

Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельно взятого - возрастного, социального, профессионального, этнического культурного -сообщества, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов. В охранно-реставрационной деятельности усилия государственных и негосударственных структур сосредоточены, как правило, на трех приоритетных направлениях -охране, реставрации, использовании культурных ценностей.

Типология культурно-исторических и культуроохранных технологий достаточно широка, она включает, прежде всего, технологии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников.

Непосредственно с ними связаны реставрационные технологии по возвращению памятников и культурных сооружений; технологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т.д.).

Основой для осуществления большинства культуроохранных технологий на общефедеральном и региональном уровнях является сформированный и систематически заполняемый Федеральный регистр культурных ценностей. Он представляет собой электронную базу данных с организацией доступа к ней через глобальные информационные сети. В результате кропотливой поисковой и исследовательской работы в архивах России и зарубежных государств, Федеральный регистр и ряд специальных государственных сводных каталогов содержат уникальную информацию о российских культурных потерях в период Второй мировой войны, о похищенных, незаконно вывезенных, находящихся в международном розыске, перемещенных культурных ценностях, а также о культурных ценностях, запрещенных к вывозу за пределы Российской Федерации.

В технологическую базу культуроохранной деятельности входит создаваемая и поддерживаемая на федеральном уровне общероссийская система мониторинга сохранности и использования памятников истории и культуры. Благодаря мониторингу осуществляется целенаправленное проведение комплекса противоаварий-ных, консервационных и реставрационных работ по следующим направлениям: памятники истории и культуры общероссийского (федерального) значения, по следующим технологиям: памятники деревянного зодчества, памятники культового назначения, переданные в пользование религиозным организациям, историко-культурные и музейные заповедники.

Примером могут служить некоторые комплексные целевые проекты. Один из них, проект «Восстановление и развитие Валаамского архипелага», предусматривает восстановление и сохранение природного комплекса и историко-культурного потенциала, а также социально-экономическое развитие территории о. Валаам. В рамках другого проекта - «Реставрация памятников Троице-Сергиевой лавры» - проводятся реставрационные работы по крепостным сооружениям, церквам и соборам, служебным и жилым строениям, реконструкция объектов энергетического хозяйства Троице-Сергиевой лавры.

Периодически составляется и дополняется внушительный титульный перечень объектов, требующих первоочередного использования реставрационных технологий. В их числе значатся, например, усадьба Некрасова «Карабиха» (Ярославская область), здание Главного штаба (Санкт-Петербург), здание Церкви Покрова в Филях (Москва), Изборская крепость (Псковская область), объекты Казанского Кремля (Казань), торговые ряды в городе Касимове (Рязанская область) и многие другие.

К объектам культуроохранных технологий относятся Музейный фонд и музеи Российской Федерации. В компетенцию Министерства культуры РФ входит совершенствование учета и хранения Музейного фонда на основе специально разработанной инструкции, осуществление непрерывного мониторинга состояния учетно-хранительской деятельности музеев, обеспечение системы адаптации навыков и знаний хранительского персонала музеев к современным требованиям, методическое обеспечение работы по учету и хранению музейных предметов в негосударственных музеях, иных организациях и частных собраниях.

Предусматривается создание цифровой базы данных по собраниям российских провинциальных музеев за период XIX-XX веков, разработка и реализация генеральных схем и программ комплексного развития историко-культурных заповедников и музеев-заповедников.

Контроль за исполнением этой функции возложен на Научно-технический экспертный совет по безопасности музеев и библиотек.

Характерной приметой использования культуроохранных технологий служит перераспределение нагрузок и полномочий в этой работе на основе развития местной инициативы, привлечения работе на основе развития местной инициативы, привлечения актива из числа местной интеллигенции, студентов, школьников, пенсионеров. Без этой опоры невозможно ведение постоянной, целенаправленной и эффективной работы по восстановлению секретов прикладного ремесленного искусства и приведению в надлежащий вид многочисленных памятников истории и культуры своего города или края. Акции возрожденческого толка, предпринимаемые местной общественностью, должны быть понятны населению, связаны с его повседневными заботами и интересами. Например, многие социально-культурные проекты, направленные на реставрацию исторически ценных зданий, улиц и кварталов, а также модернизацию культурно-исторических интерьеров, обязательно связываются с решением проблем увеличения и улучшения городского жилого фонда, обновлением необходимых для города социально-культурных и социально-бытовых объектов - культурных центров, центров детского творчества, концертных или выставочных залов, храмов, торговых рядов, парков и т.д.

Не случайно лучшим способом сохранения памятникового объекта считается использование его по назначению. В этом смысле заслуживает внимания передача церкви прав на владение культовыми постройками. Сам этот шаг со стороны государства позволил вовлечь в трудоемкую работу по восстановлению тысяч заброшенных и полуразвалившихся церквей заинтересованных граждан - прихожан конкретных приходов, членов церковных общин, благотворительных обществ и попечительских организаций.

К третьей группе относятся технологии, обеспечивающие отбор и использование культурного наследия в формировании оптимального социально-культурного уклада региона - края, области, республики. Лейтмотивом применения этих технологий является создание с их помощью необходимого историко-культурного контекста для проектов и программ, реализуемых в массовой образовательной, информационно-просветительной, художественно-зрелищной, природоохранной работе среди населения. Суть целевых установок в этой работе - формирование у каждого из жителей края - детей, подростков, взрослых - сопричастности к его судьбе, видения значимости его культурной самобытности

В этих целях привлекаются технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; технологии организации краеведческой работы; технологии развития турист-ско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и другие.

 

5. Рекреативные технологии

 

Анимационные социокультурные технологии

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию в процессе социально-культурной деятельности.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии. Опыт западных стран, в первую очередь Франции, где эти технологии нашли широкое распространение, свидетельствует о несомненно значимых возможностях социально-культурной анимации. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанным на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Социально-культурная анимация зарождалась и формировалась под влиянием философских, психологических, медицинских, педагогических взглядов и воззрений на природу и сущность человека. Главным предметом социально-культурной анимации всегда была и остаётся личность как уникальная целостная система, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо -плохо»), оказание помощи в определении и осознании того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознании реальных возможностей и их выбора, осознании вероятных последствий того или иного решения (что получится в изменившейся ситуации).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.