Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты социологии и элементы социологического знания




Структура социологического знания

1.

Структура социологического знания представляет собой взаимо­связь всех теоретических, а также так называемых прикладных поло­жений социологии на том или ином этапе ее развития. Среди них имеются наиболее фундаментальные, составляющие главное содер­жание социологических концепций, школ и направлений. Основопола­гающую роль при этом играет тот круг общественных явлений, кото­рые исследует социология, выявляя существующие между ними связи и отношения. Не менее важное значение имеет глубина их исследова­ния, определяющая соответствующий уровень социологического зна­ния в тот или иной исторический период.

Внимание социолога может быть направлено на любое яв­ление общественной жизни. Это может быть общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и от­ношениями между людьми, материальной и духовной культу­рой или же одна из сфер общественной жизни — экономиче­ская, социальная, политическая, духовная. Это могут быть большие и малые социальные группы и национальные общности людей (классы, нации, народности, профессиональные и демо­графические группы, включая различные группы молодежи, женщин, представителей старшего поколения, производствен­ные и иные коллективы, политические партии, профсоюзы, творческие организации).

Предметом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д. Как видим, круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен, что в немалой степе­ни определяет структуру социологического знания.

Структура социологического знания — не просто совокуп­ность информации, представлений и научных понятий об об­щественных явлениях и процессах, а определенная упорядочен­ность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соци­альных групп или общества в целом.

Социологические представления и научные знания, равно как и их структура, формируются в зависимости от ряда факто­ров, в том числе:

1) круга объектов, изучаемых социологией; 2) глубины и широты научных обобщений и выводов, де­лаемых в рамках социологических теорий на основании анализа данных о тех или иных социальных явлениях и процессах, и др.

Если исходить из объектов, на изучение которых направлена социология, то следует начать с общества как целого, ибо чело­век, как и любая социальная группа, социальные организации и институты, материальная и духовная культура — словом, все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу. Да и к естественной природе люди отно­сятся исходя преимущественно из своих социальных — эконо­мических, эстетических и других потребностей и интересов. Даже потребности человека в пище или продолжении рода не относятся к чисто природным. Это его биосоциальные по сво­ему содержанию потребности. Они имеют биологическую осно­ву, но выступают в социальной форме и удовлетворяются соци­альными способами на основе развития материального произ­водства и чаще всего в рамках семьи.

Подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы — один из важнейших методов научной социологии.

Таким образом, исходный элемент структуры социологи­ческого знания — знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания" о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Понимание при­роды и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе соци­альных субъектов. Знания об обществе включают в себя пони­мание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной куль­туры.

Другим элементом структуры социологического знания вы­ступает взаимосвязь представлений о функционировании и разви­тии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономи­ческой, социальной, политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога, правоведа, этика или искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы, про­исходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего он исследует возможности жизнедеятельности и социаль­ного самоутверждения в каждой из этих сфер личности или со­циальных групп, в том числе молодежи, различных групп рабо­чего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпри­нимателей.

Важным элементом структуры социологического знания яв­ляются знания о социальном составе населения страны и социаль­ной структуре общества, т.е. о классах, больших и малых соци­альных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.

Еще один элемент структуры социологического знания — научные представления, взгляды, теории, относящиеся к полити­ческой социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Не менее важно для социолога на­хождение путей и способов осуществления субъектами граж­данского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы реально влиять на происходящие в обществе политические процессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функционирование всей политической системы общества.

Важным элементом структуры социологического знания яв­ляются научные представления и выводы социологов о деятельно­сти существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.

Социальным институтом в социологии принято называть нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельно­сти людей, сохраняющийся стабильным на протяжении опре­деленного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы.

Каждый специфический «узел» устойчивой и весьма суще­ственной деятельности людей играет важную роль в функцио­нировании общества. Разумеется, существуют объективные предпосылки появления и функционирования каждого из на­званных институтов. Они обладают соответствующей внутрен­ней организацией и занимают свое место в общественной жиз­ни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодейст­вуя между собой, они обеспечивают функционирование обще­ства.

Существуют и другие элементы структуры социологического знания, выделенные в соответствии с объектами изучения социо­логии, например, научные представления, взгляды и теории, ка­сающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также малых групп межличностного общения и отдельных личностей.

Все перечисленные научные представления, понятия, взгля­ды и теории о различных социальных явлениях и процессах связаны между собой и образуют единую и достаточно слож­ную структуру социологического знания, которая более или менее адекватно отражает все стороны общественной жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспро­изводит общество как целостную социальную систему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.