Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интервью. Достаточно распространенной формой социологических оп­росов является интервью,которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на




2.

Достаточно распространенной формой социологических оп­росов является интервью, которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Вначале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. Впо­следствии, по мере развития эмпирических исследований, наряду с анкетированием оно стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.

Интервью — целенаправленная, заранее запрограммиро­ванная беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, веду­щего интервью) иопрашиваемого во многом опреде­ляют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту ин­формацию, которая не стала бы его достоянием в случае осу­ществления анкетного опроса (анкетирования).

Виды интервью Различают несколько видов интервью: «от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса».

Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не спе­циально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, кото­рые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.

Глубинное интервью преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного соци­ального факта, явления, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлении. Как правило, применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.

Цель фокусированного {направленного} интервью — изучение общественного мнения относительно конкретного факта, си­туации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, ин­тересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку.

При проведении интервью вопросы, с которыми интер­вьюер обращается к своим респондентам, могут иметь откры­тый или закрытый характер.

Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последо­вательности. Задавая эти вопросы респонденту, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью магнитной записи или стенографии.

При интервью с закрытыми вопросами, которое обычно на­зывают стандартизованным, исследователь обращается к рес­пондентам с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержатся в основном вопросы закрытого типа. Респондент должен выразить свое согласие или, наоборот, от­рицательное отношение к одному из поставленных вопросов. Интервьюер при проведении этого рода интервью выступает в роли простого исполнителя-информатора, он лишен возможно­сти изменять содержание вопросов, их последовательность или задавать какие-либо дополнительные вопросы. Стандартизо­ванное интервью — наиболее распространенный вид и чаще проводится при переписи населения.

Факторы, влияющие на проведение интервью Как видим, классифицирующим признаком всех видов интервью является прежде всего степень их формализованности. На проведение интервью существенное влияние оказывают место и время, страте­гия и тактика его проведения, состав участников.

Опрос на рабочем месте для многих категорий респондентов чрезвычайно неудобен, так как отвлекает от дел, создает из­лишнюю напряженность во время интервью. На рабочем месте человек торопится, не в состоянии обдумывать ответы даже на относительно простые вопросы. Его могут отвлекать сослужив­цы, их присутствие может помешать полному, откровенному ответу на тот или иной вопрос. Вследствие этого рабочее место не всегда подходит для проведения опроса.

Достоинство опроса по месту жительства респондента со­стоит в том, что человек в домашних условиях держится не­принужденнее, отвечает с большей охотой, даже если вопрос­ник длинный. При опросе на дому больше возможностей для того, чтобы человек подумал над вопросом и ответил более полно и точно.

Однако при опросе по месту жительства резко увеличивает­ся время, затрачиваемое на каждое интервью, так как возрастает подготовительно-заключительный этап (знакомство, введе­ние в курс дела и т.д.), а также увеличиваются затраты времени на дорогу от одного места интервьюирования к другому. Кроме того, при опросе на дому на ответы респондента могут влиять третьи лица — члены семьи, а это отрицательно сказывается на объективности полученной информации.

Специальное место опроса, куда респондент вызывается за­ранее или непосредственно перед началом интервьюирования, наиболее удобно для проведения беседы, так как оно лишено перечисленных выше недостатков. Это может быть комната от­дыха, класс технической учебы и т.д. Основное преимущество опроса в неслужебном помещении - сокращение сроков ин­тервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается влияние третьих лиц, появляется возможность создания неофициальной обстановки при проведении опроса.

Однако окончательное решение необходимо принимать, ру­ководствуясь конкретными условиями, возникающими в каж­дом отдельном случае.

Большое влияние на достоверность и полноту информации, получаемой с помощью опросов, оказывает фактор времени. Его действие проявляется прежде в том, сколько времени мо­жет выделить респондент для беседы, в выборе удобного для него времени. Если интервьюер добивается беседы, например, с респондентом, только что вернувшимся из ночной смены, с дежурства или из длительной командировки, то возможности получения объективной и полной информации сокращаются.

Большое значение имеет информирование респондента о це­лях и значимости опроса. Активность респондента, его готов­ность серьезно и вдумчиво отвечать на вопросы заметно воз­растают, если он видит, что интервьюер не торопится, с инте­ресом его слушает, помнит его ответы на предыдущие вопросы и т.д. Важное значение имеет умение интервьюера плавно пере­ходить от одной темы к другой.

Качество интервью заметно снижается, если во время бесе­ды респондент занимается домашними делами, убирает рабочее место, служебное помещение или решает какие-либо профес­сиональные вопросы. Если в ответ на вашу просьбу об интервью респондент высказал намерение уйти, то не следует при­нуждать его к беседе, лучше договориться о новой встрече.

Следовательно, для проведения опроса необходимо выби­рать время, наиболее удобное для респондента.

Влияние интервьюера на ответы респондента может сказаться в самых различных направлениях. С первого мгновения интер­вьюер невольно как бы подгоняет опрашиваемого под некий свой эталон. Это мешает ему объективно воспринимать рес­пондента.

Задача интервьюера состоит в том, чтобы постараться мак­симально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента, ставить вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, в затруднительные моменты проявляя находчивость, быстроту реакции и умение вести разговор в нужном направлении.

Интервьюер во время опроса должен стремиться создать благоприятную атмосферу. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подлаживаться под опрашиваемого: надо держаться спокойно и естественно.

На ход беседы также влияют возраст и пол ее участников. Интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола, как правило, добивается лучшего результата. Женщинам-интервьюерам удается получать более искренние ответы, чем мужчинам. Влияние различия полов в наибольшей степени сказывается на вопросах, затрагивающих принятые в обществе нормы, ценности и т. д. Если респондент и интервьюер разного пола, в ответах респондента намечается тенденция приукрашивать собственное положение, уровень развития и т. д. Поэтому в работе с анкетой, где много вопро­сов, имеющих целью выяснить ценностные ориентации опра­шиваемого, целесообразно, чтобы интервьюер и респондент были одного пола и примерно одного возраста.

Ответы респондента на открытые вопросы будут более от­кровенными, пространными, если интервьюер улыбается собе­седнику, поддерживает его рассуждения одобрительными кив­ками, восклицаниями и т.д. Положительные результаты дает опрос, который проводит интервьюер, хорошо знакомый рес­пондентам, пользующийся у них уважением и доверием. Вместе с тем недопустимо, чтобы интервьюер находился в пря­мых служебных отношениях с респондентом.

Существенное влияние на качество ответов может оказать присутствие третьих лиц. Особенно это влияние возрастает при невысоком уровне образования респондента. Эти лица не­редко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправ­ляют респондента, уличают его в том, что он говорит неправду, дает неправильные оценки фактам и т.д. Иногда они создают ироническую атмосферу во время беседы, побуждают респон­дента к несерьезным ответам. Нередко сами респонденты об­ращаются к присутствующим за помощью, например, если нужно что-либо вспомнить.

Негативное влияние «третьих лиц» во время опроса.очевид­но, и их присутствие надо исключить. При необходимости ин­тервьюер должен предпринять усилия, чтобы обеспечить беседу с глазу на глаз.

Правила ведения беседы При установлении первого контакта необходимо создать благоприятную атмосферу для предстоящего разговора. Интервьюер представляется респонденту и разъясняет задачи и цель социо­логического исследования. Во время первой беседы интервьюер подчеркивает, что соблюдение анонимности гарантируется, это снимет внутреннюю неуверенность респондента. Для того что­бы внести в контакт с респондентом что-то личностное, интер­вьюеру рекомендуется начать беседу с разговора на какие-либо отвлеченные темы: о погоде, семье, детях, спорте. Как правило, в заключение своего вступительного обращения интервьюер указывает, сколько времени займет беседа.

Приступая к опросу в соответствии с планом интервью, важно подчеркнуть, что задаваемые вопросы интересны. Со­мнения интервьюера в компетентности респондента и другие настораживающие вопросы при закреплении контакта недопус­тимы.

При проведении опроса интервьюер должен соблюдать сле­дующие правила:

• не допускать своей интерпретации формулировки вопро­сов. Изменение формулировок разрешается лишь в ис­ключительных случаях, и о первом же подобном факте следует ставить в известность научных руководителей опроса;

• не допускать своего толкования ответа на вопрос;

• задавать вопросы строго в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой;

• исключить сознательный пропуск каких-либо вопросов, за­фиксированных в анкете, кроме специально оговоренных.

Если опрашиваемый не понял вопроса, то интервьюеру ре­комендуется еще раз медленно повторить его и дать возмож­ность подумать респонденту.

Те вопросы, цель которых — выявление мнения респонден­та о каких-либо фактах, более всего требуют точности форму­лировок, и интервьюеру надо придерживаться только той фор­мулировки, которая дана в анкете. При постановке вопросов о фактах интервьюер может уточнять, разъяснять вопрос, чтобы добиться правильного понимания.

Приведем наиболее распространенные средства, которые используются большинством интервьюеров для стимулирования ответов респондентов, получения наиболее полной и точной информации.

• Выражение согласия — внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание.

• Использование коротких пауз.

• Повторение основного вопроса.

• Частичное несогласие, например: «Вы говорите, что... Однако некоторые люди полагают, что...».

• Просьба пояснить, например: «Мне не совсем ясно, как... Не могли бы Вы объяснить, что имеете в виду...», «Итак, Вы только что ска­зали, что... Уточните, пожалуйста...».

• Уточнение с помощью неправильного повторения ответа, например:

— Вы заметили, что обычно возникают споры по вопросам трудовой дисциплины?

— Нет, я сказал «иногда».

— Простите, я, очевидно, не расслышал.

• Указания на противоречия в ответах.

• Повторение последних слов респондента (метод «эхо»).

• Нейтральное требование добавочной информации, на­пример: «Это интересно, я хотел бы знать больше о проведении Вами свободного времени. Не могли бы Вы рассказать об этом немного под­робнее?».

• Требование определенной добавочной информации, на­пример: «Почему Вы думаете именно так? Как вы пришли к этому вы­воду? Когда?».

После всякого выраженного сомнения или несогласия и по­лучения на них разъяснения интервьюер должен выразить свое понимание, согласие, одобрение: «Да, да, вы правы. Сейчас мне ясно. Это очень интересно» и т.д.

Если интервьюер получил ответ типа «Не знаю», то обяза­тельно должен понять, что скрывается за ним: а) действитель­ное ли незнание; б) непонимание смысла вопроса; в) неумение выразить свое мнение; г) боязнь выразить его вслух; д) боязнь дать «неправильный» ответ, т.е. не то, что могли сказать другие. В зависимости от этого интервьюер должен выбрать линию по­ведения. Например, если есть подозрение в некомпетентности респондента, рекомендуется детализировать вопрос; если не понял содержания, — повторить; если респондент боится высказать мне­ние, поставить вопрос в косвенной, безличной форме.

Записывать ответы надо сразу, по ходу интервью. Регистри­ровать ответ может сам респондент, но интервьюер обязан контролировать эти записи. При регистрации «открытых» во­просов важно, чтобы респондент наиболее полно записывал ответ. Если ответы записывает сам интервьюер, то он должен это делать полно и дословно, не допускать никаких обобще­ний, улучшения речевого стиля респондента и пр. Записывать ответы надо быстро, чтобы не замедлять скорость интервьюи­рования.

В заключение беседы интервьюер может вернуться к вопро­сам, на которые получены неполные ответы. Закончив беседу, интервьюер спрашивает о согласии респондента принять уча­стие в последующих социологических исследованиях: они могут проводиться в форме почтовой анкеты или телефонного опроса (по проблемам, требующим оперативного решения). Затем ин­тервьюер интересуется, сколько, по мнению респондента, про­должалась беседа. Уход из ситуации «домашнего интервью» должен быть вежливым по отношению ко всем членам семьи респондента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.