Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школы экономической теории




Первой самостоятельной школой экономической теории, выражавшей интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, был МЕРКАНТИЛИЗМ (от итальянского слова mercante – торговец, купец). Исторические рамки – XV - XVII века.

Основные черты меркантилизма:

- богатство отождествлялось с деньгами;

- возможность накопления денежного богатства связывалась с поддержкой государства.

В истории меркантилизма различают 2 этапа:

I. Ранний – до середины XV века. Акцент делался на деньги. Его центральные положения: система денежного баланса; политика накопления денег через запрет их вывоза. Представители – У.Стаффорд (Англия), Г.Скаруффи (Италия).

II. Поздний – вторая половина XV - середина XVII века. Акцент делался на торговлю. Центральные положения: – система торгового баланса; вывоз своих товаров и ограничение ввоза; развитие мануфактур; активный протекционизм; развитие мореплавания и наземных средств перемещения товаров. Представители: Т.Мэн (Англия), А.Монкретьен (Франция), А.Ордин-Нащокин и И.Посошков (Россия).


 

 

Второй школой стала ШКОЛА ФИЗИОКРАТОВ. Исторические рамки

– XVII-XVIII века. Основные представители – французские экономисты Ф.Кенэ, А.-А.Тюрго. «Физис» - природа, «кратос» - власть, что означает в целом власть природы. В центре внимания физиократов находилось сельскохозяйственное производство (наиболее развитая отрасль французской экономики того времени), где богатство возникало легко, естественным путём и выглядело как дар природы.

Заслуги школы физиократов:

1. Ф.Кенэ ввёл термин «воспроизводство», предприняв в «Экономических таблицах» первую попытку дать схему воспроизводства общественного капитала.

2. Учение об основном и оборотном капитале.

Следующим шагом в развитии экономической теории стала КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА, выражающая интересы промышленной буржуазии. Она явилась отражением изменений в экономической структуре общества, связанных с внедрением торгового капитала в производство и превращением торговца в промышленника, а также стала результатом более глубокого осмысления экономических процессов. Исторические рамки – XVII-XVIII века. Исходным пунктом классиков является производство: только производственная деятельность в любой сфере экономики создаёт блага общества. Основоположники – У.Петти (Англия), П.Буагильбер

(Франция). Продолжатели - А.Смит и Д.Рикардо (Англия); в их трудах классическая политэкономия получила высшее развитие.

Заслуги классической школы:

- Смит разработал трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством затраченного на его производство труда.

- Производство в любой сфере экономики рассматривалось как источник богатства («труд – отец богатства, земля – его мать»).

- Показан объективный характер экономических законов.

- Смит разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается естественный порядок, эффективное экономическое развитие.

Популярность Смита была велика во всём мире, в том числе и в России. Уже в начале XIX века политэкономия преподаётся в университетах, становясь обязательным элементом образования привилегированных классов. Вспомним Евгения Онегина, представителя высшего общества 20-х годов XIX века, который

«… читал Адама Смита и был глубокий эконом,

то есть умел судить о том,


 

 

как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему,

когда простой продукт имеет».

Оспаривая некоторые положения классиков, в начале XX века появилась ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Она отрицала наличие объективных экономических законов. По её мнению, экономическая жизнь страны регулируется не механизмом рынка, а специфическими для каждой нации исторически сложившимися социальными институтами, среди которых решающая роль принадлежит государству. Они предпочитали интерпретировать экономические явления с позиции философии и социологии.

Другим оппонентом классической школы стало экономическое учение К.Маркса, представленное МАРКСИСТСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИЕЙ. К.Маркс и его соратник Ф.Энгельс впервые применили метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило им не только дать критику предшествующей политэкономии, отметив всё ценное, но и раскрыть законы движения капитализма с позиции рабочего класса («Капитал», 1867г.). В отличие от других течений марксизм – это учение о революционном преобразовании капиталистического общества, пролетарская политэкономия.

Заслуги марксизма:

- открытие двойственного характера труда, воплощенного в товаре;

- учение о прибавочной стоимости;

- обоснование исторически преходящего характера рыночных отношений, их несовместимости с представлениями людей о социальной справедливости;

- периодизация истории человечества как процесса смены способов производства;

- доказан исторически преходящий характер капитализма как общественно-экономической формации.

Дальнейшее развитие пролетарской политэкономии связано с именем В.И.Ленина и его работами, посвященными переходу капитализма свободной конкуренции на монополистическую стадию.

Заслуги ленинизма:

1. Теория империализма как продолжение и развитие учения К.Маркса.

2. Открытие закона неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма.

3. Теория социалистической революции.


 

 

4. Разработана программа строительства основ социалистической экономики: вся власть – народу, Советам рабочих и крестьянских депутатов; земля – крестьянству; единое, централизованное управление хозяйством.

В конце XIX – начале XX века разработка общих принципов политэкономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики; качественный анализ вытесняется количественным. Название экономической теории «политическая экономия» меняется на «экономика» (economics).

В современной западной экономической теории выделяют три школы:

1. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА, возникшая на базе классической школы в последней трети XIX в. и господствовавшая до 30-х годов XX века.

Основные положения:

- исследование экономических проблем связано с микроанализом;

- ориентация на свободное предпринимательство и рыночный механизм;

- ограничение государственного вмешательства;

- в центре внимания индивид, свобода выбора индивида, решение преимущественно практических вопросов.

Представители: Л.Вальрас, А.Маршалл1, Дж.Кларк, В.Паретто, А.Пигу.

Основные направления:

А) Маржинализм (А.Маршалл) – это теория предельной полезности

(маржа – предел), впервые в экономической теории применен математический аппарат.

Б) Монетаризм (М.Фридмен, Ф.Хайек) считает, что главным движущим фактором в экономике являются деньги.

В) Экономика предложения (А.Даффер, М.Эванс) – ориентация на предложение факторов производства.

Г) Теория рациональных ожиданий (Лукас).

2. КЕЙНСИАНСКАЯ ШКОЛА, возникновение которой связано с именем Дж.М.Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономику («Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.).

Заслуги кейнсианства:

1. Повернули экономическую теорию к макроэкономике.

2. Отказались от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующего механизма, ибо он не может обеспечить эффективный спрос.

3. Впервые указали на важную роль государства, которое посредством кредитно-денежной и бюджетной политики обеспечивает эффективное функционирование рыночной системы.

 

1 Альфред Маршал (1842-1924 гг.) – английский экономист, профессор политэкономии Кембриджского университета, основатель Кембриджской школы в экономической теории. Идеи Маршалла определяли развитие экономической науки вплоть до 40-х годов XX века.


 

 

3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ, выросший из исторической школы. Наиболее известный представитель этого течения – американский экономист Джон Гэлбрейт. Он показал, что государство, корпорации и профсоюзы являются важнейшими институтами смешанной рыночной экономики

(«Новое индустриальное общество», 1969 г., «Экономические теории и цели общества», 1976 г.). Ещё одним представителем институционализма является Р.Коуз («Новая институциональная экономика»), сторонник теории экономических организаций и теории прав собственности.

Таким образом, история экономической науки насчитывает множество школ и направлений, опирающихся на разные концепции. В современной науке всё более явственно просматриваются тенденции синтеза различных школ, осознание того, что выводы каждой из них обладают определенной ценностью и что полная, разнообразная и внутренне противоречивая картина социально-экономических отношений может быть получена лишь сложением их усилий.

 

 

II. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

И ЕГО СТРУКТУРА

 

 

Проблема предмета исследования экономической теории является одной из спорных в экономической науке. Дискуссии по этому вопросу продолжаются до сих пор. Это связано с тем, что экономическая теория постоянно развивается, зарождаются различные школы, течения, которые по- разному определяют смысл экономики, движущие её силы и приоритеты.

Экономическая наука возникла в результате поиска ответов на вопрос: от чего зависит благосостояние нации. Меркантилисты считали предметом экономической теории деятельность, связанную с торговлей и притоком денег в страну. Физиократы основной источник богатства видели в наличии природных ресурсов и сельскохозяйственном производстве. Представители классической школы предметом считали науку о богатстве, созданном человеческим трудом. В XVIII-XIX веках предмет своего исследования экономисты стали видеть в объяснении того, как в мире ограниченных ресурсов решаются вопросы: что, как и для кого производить. С этого времени описание механизма функционирования рынка практически полностью охватило область научных интересов экономистов. Кейнсианцы

дополнили стройную теорию рыночного хозяйства анализом экономической роли государства. Предметом исследования экономистов-марксистов

являются экономические отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена, потребления на различных этапах развития общества. Основным лейтмотивом исследований является тезис о революционной смене способов производства.


 

 

Современные школы экономической теории в основном сошлись на понимании предмета экономической теории, заключающегося в изучении поведения людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов. Далее экономическая теория превратилась в экономикс, учебную дисциплину, объединяющую экономические науки, законы бизнеса, механизмы их реализации, методы хозяйствования и экономическую политику. Экономикс – наука более прикладная и менее абстрактная по сравнению с марксистской.

Предмет экономикс представляет собой проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

Логика такого подхода состоит в том, что в основе функционирования и развития экономики лежат два фундаментальных факта общественной жизни: 1) материальные потребности людей безграничны и неутолимы, 2) экономические ресурсы, необходимые для производства благ, ограничены или редки. Поэтому каждое общество должно решить три проблемы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить?

Содержанием предмета является изучение всей совокупности экономических отношений в единстве производственных, технико- экономических и организационно-экономических отношений общества.

Микроэкономика и макроэкономика.

Экономическая теория изучает экономику на двух уровнях анализа: микро и макро. В процессе микроэкономического анализа исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма, экономические показатели их деятельности, домохозяйство. Под домохозяйствами принято понимать группы людей, которые совместно используют свое имущество, свой доход; совместно принимают решения. Домохозяйства продают факторы производства и покупают конечные товары и услуги. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы. В центре его внимания цены, объемы производства и потребления конкретных благ, состояние конкретных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями, исследование интересов потребителей и фирм, анализ факторов, определяющих их поведение (в частности, полезность благ и услуг, платежеспособность).

Макроэкономический анализ используется для исследования национальной экономики в целом и её основных составляющих (например, государственный сектор, малое предпринимательство), мировой экономики и


 

 

межгосударственных отношений. Макроэкономика исследует национальное хозяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому её предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются также такие явления и процессы, как: циклы экономического развития и государственный бюджет, занятость и безработица, валютный курс и платежный баланс. Макроэкономический анализ оперирует такими показателями, как: валовой объем продукции

(национальный продукт), валовой объем дохода (национальный доход), общий уровень цен, темпы экономического роста, совокупные потребительские расходы и сбережения, динамика инвестиций и т.д.

Поскольку современная экономическая теория рассматривает национальное хозяйство в двух плоскостях (микро- и макро-), можно выделить и два «вторичных» предмета: 1- функционирование фирм и домохозяйств; 2 - национальное хозяйство в целом.

Использование микро- и макроэкономического анализа не означает резкого деления экономической теории на отдельные разделы, когда одни темы относятся к микроэкономике, другие - к макроэкономике. В последние годы в важных областях анализа происходит слияние микро- и макроэкономики. Например, современная безработица является проблемой не только макроэкономического анализа. Для определения ее уровня важное значение имеет анализ функционирования конкретного товарного рынка и рынка рабочей силы.

Между макро- и микроэкономическими процессами существует взаимосвязь. Макроэкономические процессы в значительной мере инициируются решениями отдельных экономических агентов, а эти решения в свою очередь принимаются в определенной макроэкономической среде и существенно зависят от нее.

Микроэкономику часто называют также теорией цены, хотя она исследует лишь относительные цены, то есть соотношения цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости.

Можно сказать, что макроэкономика изучает факторы, определяющие размеры «общественного пирога», тогда как микроэкономику интересует его состав и распределение. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. «Вы образованы менее чем наполовину, если знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории», - заметил Пол Самуэльсон (один из виднейших американских экономистов, лауреат Нобелевской премии 1970 г.).


 

 

III. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИВ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ПРАКТИКЕ

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.