Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и характеристики исследования




 

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение.

В философском словаре дается определение:

«Исследование, характерный для науки … способ производства нового знания, который предполагает явную фиксацию цели и средств познания, ориентируется методологическими нормами воспроизводимости результатов, их доказательности и объективности» [Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.].

В энциклопедическом социологическом словаре понятие «исследование» определяется следующим образом:

«Исследование - вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизированных методов (эксперимент, наблюдение) и т.д.» [Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995.]

В общем случае исследование может пониматься как научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта (явления) с целью определения закономерностей его воз­никновения, совершенствования, развития и получения новых зна­ний. По существу, это один из основных видов познания.

Вместе с тем исследование можно трактовать как вид познавательной деятельности от­дельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющий на основе определенных теорий, методов и приемов по­знания изучить и оценить сущность, особенности и тенденции раз­вития явлений, определить особенности и тенденции перехода из одного состояния в другое, получить и применить новые знания в теории и на практике.

Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования и т.п.).

Таким образом, исследование представляет собой процесс изу­чения какого-либо объекта и получения новых знаний. Необходимость и значение любого исследования определяется его потребностью и остротой рассматриваемой проблемы для обще­ства. В связи с тем, что итоги научных исследований являются важ­нейшими составляющими производительных сил, их роль в дея­тельности человека в настоящее время нельзя переоценить.

Резуль­таты научных исследований освобождают человека от неинтересно­го, тяжелого, повторяющегося труда, позволяют заниматься творче­ской работой, в том числе профессиональной научной деятельно­стью. Стремление заниматься творческой работой у человека зало­жено природой, так как результаты творчества позволяют облегчить человеческую жизнь, сделать ее более интересной и в конечном итоге продлить существование человека как вида. Развитие творческой деятельности и научной мысли человека привело к тому, что наука стала основной движущей силой научно-технического прогресса и развития всей современной цивилизации.

Развитие наук в настоящее время идет все более и более по прагматичному пути, что существенно повышает практическую рольисследований в деятельности человека. Сейчас настало время широ­кого использования достижений самых различных научных отрас­лей знаний, которые были получены при дифференцированном развитии наук. Это, в свою очередь, приводит к интеграции науч­ных дисциплин, обусловившей возникновение таких наук, как тео­рия систем, теория управления, кибернетика, бионика, инноватика и др. Именно на стыке наук и в интегрированных областях знаний все чаще делаются новые научные открытия.

Многие считают, что исследования – это задача научного работника, а в повседневной работе у менеджера для исследований нет ни времени, ни необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть,

- где находятся резервы?

- что мешает развитию?

- чего надо опасаться?

- что надо поддерживать?.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» через его основные признаки:

Исследование это вид деятельности человека, включающий:

а) фиксацию целей исследования (имеющихся проблем);

б ) выбор подходящих средств познания (методов исследования);

в ) распознавание проблем и ситуаций с помощью выбранных методов исследования;

г) определение происхождения проблем и ситуаций (причин);

д) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития объектов исследования;

е) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

ж) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Обобщая выше сказанное, сформулируем окончательное определение искомого понятия.

Исследование - это вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации о каком- либо объекте (явлении), изучение определенных проблем на основе фиксации целей, путей и средств познания, выбора специальных стандартизированных методов с целью применения полученных новых знаний в теории и на практике.

Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием, чем скажем, анализ, проектирование, т.к. включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

В практике управления широко используется понятие исследование операций - прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных(в т.ч. экономических) задач (распределения ресурсов, управления запасами, упорядочения и согласования и др.).

Главным методом при этом является системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих действий.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Что же чаще всего становится предметом исследования систем управления? На практике исследуются функции, цели, структуры управления, процесс принятия управленческих решений, кадровое и информационное обеспечение управления и др. (см. Лекции по «ИСУ», тема 7).

Так, например, исследование систем управления включает исследование основных функций управления

- предвидение (прогнозирование),

- планирование,

- организовывание,

- координирование (регулирование),

- мотивирование (активизация, стимулирование),

- контролирование.

Основные функции являются основой реализации конкретных функций управления (конкретные управленческие действия) и решений задач и остаются едиными на всех уровнях иерархии системы управления, изменяясь лишь по содержанию и объему работ.

Выделение конкретных функций управления осуществляется на основе функционального процесса разделения и специализации труда.

Применительно к СУ функция управления

- это свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект управления для достижения какой-либо цели;

- это действие (ра­бота), осуществляемое системой (ее компонентом) для достижения определенных целей.

Методологическая взаимосвязь функций управления и управленческих решений осуществляется через виды управленческих работ и управленческих связей. Право принимать управленческие решения является условием распределения прав, обязанностей, ответственности в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Виды управленческих работ - это основа разработки операций и процедур в процессе управления. Это позволяет определить трудоемкость (объем работ по функциям).

Операция - это простой вид управленческих действий, а

процедура - порядок осуществления этих действий.

Управленческие связи, носящие информационный характер, конкретизируют управленческую работу, материализуют ее. Определение связей дает количественные и качественные характеристики (показатели) для оценки функции управления и управленческих решений.

По отношению к исследуемому объекту функции управления могут внешними и внутренними.

Внешние функции управления на­правлены на реализацию внешних связей объекта со смежными и вышестоящими СУ, а внутренние - на реализацию внутренних свя­зей объекта между функциональными подразделениями как одного уровня, так и разных иерархических уровней.

Любая функция, как действие или работа, осуществляется частью или всей СУ. При этом она должна быть достаточной и полезной для достижения чего-либо.

В ходе исследования СУ определяется не только число и характер выполняемых функций, но и их достаточность и качество их выполнения.

Главными обычно называют функции, непосредственно направленные на достижение опре­деленной цели (функции, для которых создан исследуемый объект и отражающие сущность его поведе­ния).

Основными называютфункции, которые необходимы для реализации главных функций.

Остальные функции (обеспечивающие осуще­ствление основных и дополняющие их) - вспомогательными.

По своей полезности функции можно подразделить следующим образом:

- полезные, отражающие сущность, назначение и опреде­ляющие работоспособность объекта;

- бесполезные (излишние), не отражающие сущность объекта, не влияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание ;

- вредные (из­лишние), не отражающие сущность объекта, его назначение, отри­цательно влияющие на работоспособность и приводящие к увели­чению затрат на его содержание.

Одной из основных задач в ходе исследования СУ является выявление излишних (несвойственных, бесполезных, дублирующих) и, конечно же, вредных функций управления, что позволяет повысить его эффективность.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются:

 

Научная обоснованность исследования
Наличие и актуальность проблемы Степень остроты проблемы (потребность исследования) Наличие возможностей для решения проблемы Ожидаемый эффект, вероятность получения полезного результата
Методология исследования
Цель и задачи исследования Объект и предмет исследования Методологические подходы исследования Методы исследования
Организация исследования
Техническое задание Программа (бизнес-план) исследования Ресурсы исследования Технологии исследования
Оригинальность проведенного исследования
Научная новизна Практическая значимость Экспериментальное подтверждение Пробное внедрение (апробация)
Результаты и эффективность исследования
Полученные результаты Затраты (стоимость исследования) Показатели эффективности Управление реализацией (мониторинг)

 

 

научная обоснованность исследования – заключается в описании актуальности его проведения, степени остроты проблемы, в обосновании необходимости проведения того или иного типа (вида) исследования и возможности решения проблемы;

потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;

методология исследования - это логическая организация исследования, предполагающая осознание его целей, задач, подходов, ориентиров, приоритетов, объекта и предмета, а также определение путей и средств исследования, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор методов и рациональной последовательности исследовательской деятельности;

объект исследования - область деятельности человека, в которой обнаруживается и распознается проблема, требующая анализа и разрешения. Среда, в которой появляется проблема;

предмет исследования - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования;

методологические подходы – научно обоснованные утверждения (положения) о порядке и последовательности установления определенных связей, отношений, зависимостей между элементами системы (диалектический, процессный, системный, ситуационный и др.);

методы исследования – совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об определенном предмете соответствующего объекта изучения и познания;

организация исследования - упорядочение исследовательской деятельности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обязанности, ответственность, нормативы и пр.);

ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;

технологии исследования – варианты рационального построения исследования (линейная, циклическая, параллельная и др.);

оригинальность исследования – обоснование научной новизны и ценности исследования;

тип исследования - принадлежность к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик;

результат исследования - комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление; конкретные рекомендации по преобразованию системы управления, комплекс нововведений, обусловленных тенденциями развития, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;

эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных полезных результатов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.