Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология постижения открытого нелинейного мира




Лекции 17,18. ПУТЬ К ЕДИНОЙ КУЛЬТУРЕ. СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ

XXIвек характеризуется бурным экспоненциальным ростом научных знаний. Человечество знает и умеет значительно больше, чем может осмысленно использовать. Это породило серьезную проблему, ранее не стоящую перед человеком: противоречие между его глобальным планетарным могуществом и недальновидным эгоистичным мышлением.

Чарльз П. Сноу сформулировал проблему, которая не потеряла и сегодня своей актуальности об увеличивающемся разрыве между культурой естественнонаучной и культурой гуманитарной. Разделение наук на гуманитарные, изучающие человека во всех проявлениях, и естественные, исследующие закономерности окружающего нас мира, в настоящее время выглядит условным. В науке выделяются два процесса: дифференциация различных областей научного знания, приводящая к появлению узких специалистови все более усиливающиеся интегративные тенденции в науке, сопровождаются проникновением представлений и исследовательских методов из точных наук в гуманитарные и наоборот.

Одной из важнейших задач современности является гармоничное развитие человека и устранение противоречия между гуманитарной и научно-технической формами культуры.

В задачу данного курса входит с одной стороны демонстрация единства современного естествознания как науки со своим множественным предметом исследования, а с другой стороны обоснование положений, из которых ясно, что современное естествознание, является основой любого знания – и естественнонаучного и гуманитарного.

Гуманитарное содержание современного естествознания связано с развитием мышления (нелинейного, синергетического), формированием мировоззрения, воспитанием чувств.

Современное состояние научного знания характеризуется тенденцией к междисциплинарному взаимопроникновению. Мультидисциплинарным синтезирующим статусом сегодня обладают системный подход, и его наиболее конструктивная часть: синергетический подход (системный подход в узком смысле) и все большие эвристические возможности раскрывает синергетическая образовательная среда и теория фракталов. Имеются веские основания полагать, что рефлексивное обращение фрактальных представлений на саму социальную деятельность субъекта и, в особенности, на его познавательную деятельность обернется новым концептуальным сдвигом в решении классических философских проблем качественного образования.

Необходимость такого рода рефлексивного обращения, прежде всего, связана с тем, что сложность системы социальной деятельности (по критериям числа взаимодействующих элементов и уровней организации) возросла настолько, что традиционные подходы уже не справляются ни с полной оценкой ситуации, ни, тем более, с прогнозом последующих состояний. В особенности это касается ключевых для современности видов деятельности, какими являются учебно-познавательная и управленческая. Фрактальные представления о структурном подобии части и целого выводят на новые возможности решения проблем совместной человеческой деятельности. Предметом рассмотрения выступают отношения инвариантности и подобия, которые связывают целостные системы и процессы социальной человеческой деятельности с каждым ее элементом и этапом, а именно особые виды деятельности, которые феноменологически проявляют структуру деятельности во всей ее сложности и полноте: это управленческая и учебно-познавательная деятельность в синергетической среде.

Гипотеза заключается в том, что между элементами и подсистемами различного уровня познавательной деятельности существуют отношения фрактального подобия, которые обуславливают органический характер совместной, познавательной деятельности. Эти отношения носят объективный характер, но в своей полноте способны реализоваться только через цикличное рефлексивное управление этой деятельностью в специально спроектированной синергетической образовательной среде.

Согласно гегелевской диалектике, движение «цель – средство – резульат» отражает многомерную иерархию узловых противоречий. При этом каждый узел фрактально раскладывается в свое собственное подобие. Смысл – это то, что сужает коридор возможностей, ограничивает их число, одним словом смысл есть то, что создает переход от настоящего к будущему (или от прошлого к настоящему). Нет движения вне направления, и движения выше цели. Цель, противоречащая законам движения и не отвечающая его направлению – бессмысленна. Не цель придает смысл развитию, а развитие – цели. Осмысленные цели достижимы и лежат в русле от прошлого к будущему.

Гегель впервые представил деятельность как самоизменение и саморазвитие объективного духа, под которым он понимает разум в человеческой родовой жизни, т.е. сверхиндивидуальную целостность, возвышающуюся над отдельными людьми и проявляющуюся через их различные связи и отношения. В современном представлении это духовная часть (компонента) синергетической среды. Логику Гегеля (тезис–антитезис–синтез) можно представить как «квазифрактал» развития, «фрактальная структура самопорождения смысла» любых изменений в системах различной природы.Труд праксеологически ориентирован лишь на практически полезный – общественно-необходимый результат.

«Методология деятельности в синергетической среде» как основание новой парадигмы берет начало в самой структуре научного познания, когда центр внимания переместился с равновесных процессов и структур на неравновесные, устойчивость к новому пониманию роли стохастического фактора в понимании природы реальных процессов, к созданию теории самоорганизации открытых систем и к разработке фрактально-синергетической теории Природы и ноосферы. Концепция синергетической среды открытого образования предполагает обеспечение на базе высоких наукоёмких технологий полной академической свободы личности в выборе форм, способов и места доступа к потребному знанию с минимальными энергетическими и номинальными интеллектуальными затратами.

На наш взгляд модель деятельности в синергетической технологии открытого образования есть не что иное, как фрактальная система самопорождения смысла.

Нами на протяжении многих лет исследовалась и проектировалась синергетическая среда в образовании, как новое направление в современной дидактике. В качестве методологического системообразующего основания служила синергетическая образовательная среда в образовании. В основе модели лежат гносеологические, онтологические, методологические и праксеологические процедуры системной деятельности и мыследеятельности, включающие следующие умственные действия, приемы и операции: по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия антиципация, гипотеза, эксперимент и др.; по функциям классификации: прогностическая (индукционная), познавательная (гностическая) и измерительная (праксеологическая) процедуры; по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классически-логические по Аристотелю) и разумно-теоретические (диалектико-логические, по В.В. Давыдову), синергетический стиль мышления (по А.И. Бочкарёву); по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, модель, теория.

Модель познавательной, управленческой и образовательной деятельности содержит разделенное пространство (рис.8.) на реальный (внизу) и рефлексивный мир (вверху). Левый верхний квадрант для рефлексивного мира отражает зону Веры и, в пределе, веру в первопричину всего сущего. Правый верхний квадрант отражает зону Науки (Разума) и, в пределе, веру в Абсолютную истину или в «Абсолютный дух» по Гегелю. Нижний левый квадрант соответствует материальному миру, а справа миру искусственного, всего, что создано человеком и современными технологиями. В центре находится субъект-субъектная подсистема познания, управления и учения, владеющая процедурами системной (синергетической) мыследеятельности: индукцией, обобщением, дедукцией, анализом и синтезом; методами классификации, моделирования и абстрагирования, инверсией, рефлексией, способами сравнения, измерения, выдвижения гипотез, проведения экспериментов, проектирования и конструирования, прогнозирования и планирования, синергетическим стилем мышления и др., в конечном итоге замыкающимися на практическую деятельность праксеологическую составляющую спирального цикла познавательной, управленческой и образовательной деятельности.

Важным в этой модели можно считать факт: любой истинный квант знания «когнитон» получается как результат полного витка спирального цикла познавательной, управленческой и образовательной деятельности, охватывающей все пространство через синергетический метаязык (штриховая кривая по ходу часовой стрелки, охватывающая все квадранты и сходящаяся в центре), «понятный естественнику и гуманитарию». Проходя всю логическую цепочку, будущее знание, начинаясь как факт, частность, свойство, затем накапливается и посредством метода индукции превращается в общее свойство метазнание. Дальнейшее применение к «общему метазнанию» методов анализа и синтеза, классификации, моделирования и абстрагирования превращает метазнание, в форму «абстрактного метазнания», «чистой идеи», обладающей качествами красоты и гармонии. Но абстрактное метазнание для своего превращения в истинное знание еще должно быть проверено практикой.

Принципы синергетики и синергетическая среда. Синергетический подход к познанию, точнее к постижению Природы, расставляет точки над и в том смысле, что становится более понятным, что знания не приобретают как вещь, ими овладевают с тем, чтобы в дальнейшем обладать, не терять самообладания и действовать, и жить правильно. Поэтому, знания, полученные в синергетической образовательной среде способствуют постижению действительности на фундаментальном уровне без отторжения.

Проектирование – это деятельность в областях, где недостаточно только линейного мышления как указывал Б.Ф. Ломов. Поэтому интересен подход Дж. Джонса к видению структуры постижения природы, состоящего из трех ступеней: дивергенции, трансформации и конвергенции.

 

 

Рис.8. Модель познавательной, управленческой и образовательной деятельности в синергетической среде

 

Дивергенция характеризуется крайней неустойчивостью и условностью целей, сознательной установкой на критическое восприятие действительности, разрушение стереотипов, использование предельно широких метафор и крайне далеких ассоциаций.

Трансформация направлена на упорядочение поля поиска, его концептуальную структуризацию, на поиск языка данной задачи, пригодного для ее целостного и точного выражения. Это ступень выделения альтернатив и параллелей в решении исходной задачи.

Наконец, конвергенция – это настойчивая и жесткая направленность на усечение проектного поля, сокращение числа альтернатив, детализацию отобранных моделей и так далее. Исследователи говорят о двух диаметрально противоположных стратегиях проектирования: от внешнего – к внутреннему (из соображений целостного облика к его конструктивным деталям) и от внутреннего к внешнему (стратегия увязки, сведения отдельных элементов в целостный облик). Эти подходы к проектированию созвучны принципам синергетики.

На создание технологий нацелено проектирование. В самом проектировании как деятельности можно обнаружить свою совокупность инструментальных средств, свой подход к информационным ресурсам и, особенно подчеркнем, свой нелинейный (синергетический) стиль мышления, свой ценностный мир. Выделение этих взаимосвязанных компонентов позволяет представить проектирование синергетической среды образовательного процесса современного естествознания как нелинейную динамическую систему, генерирующую в заданных пределах деятельную структуру общества и способ жизни, определяющую современное состояние образования и перспективы развития человечества.

Под синергетической средой в системе мы понимаем совокупность материальных, духовных факторов и средств в открытой системе, в которой при взаимодействии ее частей на основе динамической иерархичности и наблюдаемости возникает усиление управляющих воздействий, согласование темпов и уровней развития управляемых, становление творческой личности, сочетающей рациональные и иррациональные компоненты мышления, имеющей целостное мировоззрение и познающей природу без отторжения на фундаментальном уровне.

Успехи в области современных высоких технологий, внедрение курсов «Концепции современного естествознания» с использованием его гуманитарного потенциала, делают проблему проектирования синергетической среды в системе образования и формирования синергетического стиля мышления актуальной. Эффективность социальных технологий 21 века, видимо, будет зависеть от решения задач, связанных с этой проблемой. Проектирование синергетической среды в социальной сфере обеспечит сочетание рационального и иррационального в процессе социального взаимодействия, формирование метаязыка аналогий, понятного естественнику и гуманитарию. Гуманитарный потенциал современного естествознания связан, прежде всего, с развитием мышления, формированием целостного мировоззрения, воспитанием чувств.

Известны семь принципов синергетики, из них: два принципа Бытия:

иерархичность;

гомеостатичность;

и пять принципов Становления:

незамкнутость;

неравновесность;

нелинейность;

динамическая иерархичность, циклическая коммуникативность, принцип дополнительности (обобщение принципа подчинения – рождение параметров порядка);

наблюдаемость.

Именно последние два включают принципы дополнительности и соответствия, кольцевой (циклической) коммуникативности и относительности к средствам наблюдения, позволяя начать диалог между внутренним наблюдателем (природа индивида) и внешним наблюдателем (жизнедеятельность в процессе познания природы) в синергетической среде.

Под проектированием синергетической среды в системе будем понимать процесс создания в системе такой совокупности информационно-методических, эргономических, экономических, правовых условий и средств управления на базе принципов синергетики, которая обеспечит становление в социуме творческой личности, имеющей опыт безопасной жизнедеятельности на стадии обучения, воспитания и развития.

Под формированием синергетического стиля мышления будем понимать деятельность в синергетической среде, направленную на практическое использование алгоритма реальности обучающими и обучаемыми, сочетающими рациональные и иррациональные компоненты мышления, основываясь на целостном мировоззрении и познании мира на фундаментальном уровне без отторжения.

Синергетический стиль мышления – это многостороннее, нелинейное, открытое мышление, совокупность и гармоничное сочетание понятийного и образного мышления, связующим (синхронизирующим) фактором которого является алгоритм реальности.

Под алгоритмом реальности будем понимать конечную последовательность предписаний, достаточную для оценивания состояния системы в развитии через связь прошлого и будущего в настоящем.

Именно проектирование синергетической среды, прежде всего в социальной сфере способствует формированию синергетического стиля мышления и отображению реальности в её процессуальном единстве.

Культура личности в сочетании с её нелинейным синергетическим стилем мышления, «…владеющей методологией циклично-волнового освоения будущего, становится главными целями современного неклассического опережающего образования. Это образование формирует нового человека, опираясь на новую синергетическую парадигму фундаментальности образования, в которой каждый образовательный цикл завершается синтетически-целостной картиной мира, причем роль синтезаторов выполняют проблемно-организованные, концептуальные дисциплины, выполняющие функцию содержательного метапроектирования образовательного процесса» (А.И. Суббето). К таким синтезаторам как раз и относится изучаемая дисциплина «Концепции современного естествознания» в виде мультидисциплинарного дидактического комплекса.

Познание (постижение) природы на фундаментальном уровне без отторжения следуя синергетической парадигме фундаментальности, может быть пояснен в следующих рассуждениях.

Два принципа бытия: иерархичность и гомеостатичность описывают изолированную систему, где вся активность заключена во власти, в «праве первой ночи для господина» в «праве силы» и др. в целом иллюстрирует «наследственность» дарвинской триады, (так было так есть и так будет всегда?!.) Если система изолирована, в ней, как известно все сохраняется: энергия, вещество, импульс, информация и.т.д. Это стадия бытия, которое определяет со-знание (совместное знание).

Ситуация меняется, если система приоткрывается, проходя три запрета: незамкнутость («нет замка и нет кнута», «бери больше – кидай дальше», «куй железо, пока горячо»); неравновесность; нелинейность (многовариантность, несколько путей развития, необратимость вследствие диссипации эмерджентности случайных событий) в сочетании с принципом; дополнительности составляет «изменчивость» дарвинской триады.

И, наконец, циклическая коммуникативность и наблюдаемость составляют «отбор» дарвинской триады. Такие рассуждения сближают современные принципы синергетики в соответствии с принципом соответствия с дарвинской эволюционной триадой: «наследственность», «изменчивость», «отбор».

Если посмотреть на график рис. 9, то принципы бытия находятся в стадии пороговой нечувствительности системы, третий, четвертый принципы синергетики находятся в первом предельном цикле (мягкого возбуждения) или «детской системы»; пятый принцип вершит «золотую середину» (равенства активности и пассивности) и переход системы во второй предельный цикл (жесткого возбуждения) «взрослости системы», когда ее притягивает ко второму аттрактору, в котором активность ослабевает, система достигает «насыщения» (второе равенство активности и пассивности: резонанс). Если взять производную от кривой активности, то получиться колоколообразный график с вершиной в точке равенства активности и пассивности (принцип нелинейности). Это граница перехода из прошлого в будущее, своего рода «потенциальный барьер необратимости, или как в народе говорят «куда ни кинь – везде клин», т.е. равенства активности и пассивности, после чего следуют качественные изменения, бифуркации. В физике это называется резонансом, в биологии – генетический механизм самоорганизации, в экономике равенство дебета и кредита (баланс) и др. В конечном состоянии рассмотренного цикла пассивность в системе превышает активность, и система на более высоком уровне становится похожей на «детскую» систему, и все повторяется вновь.

Принципы нелинейного образа мира. Первая научная картина мира была построена И. Ньютоном, несмотря на внутреннюю парадоксальность, она оказалась плодотворной, предопределив самодвижение научного познания мира. В этой Вселенной нет места случайностям, все события строго предопределены жестким законом причинности. А у времени было еще одно странное свойство: из уравнений классической механики следовало, что во Вселенной не изменится ничего, если оно вдруг начнет течь в противоположном направлении.

Все было бы хорошо, если бы не одна особенность реального мира – его склонность к хаотическим состояниям. С точки зрения классики – это нонсенс, то, чего быть не может. Открытия термодинамики заставили посмотреть на проблему по-иному: был сделан вывод, что хаос, состояние «тепловой смерти» – это неизбежное конечное состояние мира. Стало ясно, что, не найдя научного подхода к изучению явлений хаоса, мы заведем научное познание мира в тупик. Существовал простой способ преодоления этих трудностей: следовало превратить проблему в принцип. Хаос – это свободная игра факторов, каждый из которых, взятый сам по себе, может показаться второстепенным, незначительным. Теорией хаоса должна была стать нелинейная наука.

Классическая картина мира основана на принципе детерминизма, на отрицании роли случайностей. Законы природы, сформулированные в рамках классики, выражают определенность. Реальная Вселенная мало похожа на этот образ. Для нее характерны: стохастичность, нелинейность, неопределенность, необратимость. Понятие «стрелы времени» утрачивает для нее прежний, ясный смысл.

В нелинейной Вселенной законы природы выражают не определенность, а возможность и вероятность. Случайности в этой Вселенной играют фундаментальную роль, а ее наиболее характерным свойством являются процессы самоорганизации, в которых и сам хаос играет конструктивную роль. Формирование научного аппарата нелинейной картины мира происходило по нескольким направлениям. Ключевые термины, это бифуркация –процесс качественной перестройки и ветвления эволюционных путей системы, катастрофы – скачкообразные изменения свойств системы, возникающие на фоне плавного изменения параметров, аттрактор – «притягивающее» состояние, в котором за счет обратных связей подавляются малые возмущения.

Базовые принципы нелинейного образа мира. Принцип открытости. Система является открытой, если она обладает источниками и стоками по веществу, энергии и/или информации, принципы нелинейности, когерентность, т.е. самосогласованность сложных процессов.

Опираясь на эти принципы, перечислим основные отличительные свойства мира, подчиняющегося нелинейным закономерностям.

Необратимость эволюционных процессов. Барьер, который препятствует стреле времени обратить свой вектор в противоположную сторону, образует нелинейные процессы.

Бифуркационный характер эволюции. Принципиальная отличительная особенность развития нелинейных систем – чередование периодов относительно монотонного самодвижения в режиме аттракции и зон бифуркации, где система утрачивает устойчивость по отношению к малым возмущениям. В результате за бифуркацией открывается диапазон альтернативных эволюционных сценариев. Это означает переход от жесткого лапласовского принципа детерминизма к бифуркационному вероятностному принципу причинно-следственных связей.

3. Динамизм структуры саморазвивающихся систем. Существуют два типа кризисов эволюционирующей системы – структурный и системный. В случае первого после зоны бифуркации та­кая система может сохранить устойчивость за счет перестройки своей структуры, во втором – переходит на качественно новый уровень.

4. Новое понимание будущего. К зоне бифуркации примыкает спектр альтернативных виртуальных сценариев эволюции. И, следовательно, пути грядущего существуют уже сегодня, будущее оказывает влияние на текущий процесс – этот вывод полностью противоречит классике.

Нелинейная наука ведет к синергетической парадигме, которая означает, во-первых, отказ от базовых постулатов традиционной науки: принципов существования абсолютно достоверной истины и абсолютно достоверного знания; принципа классической причинности; редукционизма; концепции линейности; гипотезы апостериорности, т.е. приобретения знаний исключительно на основе прошлого опыта; во-вторых, это принятие синергетических принципов конструирования картины мира.

Принцип становления: главная форма бытия – не покой, а движение, становление. Эволюционный процесс имеет два полюса: хаос и порядок, деконструкция.

Принцип сложности: возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции.

Принцип виртуальности будущего: наличие диапазона альтернативных паттернов в постбифуркационном пространстве-времени.

Принцип подчинения: минимальное количество ключевых параметров, регулирующих процесс происхождения бифуркации.

Фундаментальная роль случайностей в зоне бифуркации.

Принцип фрактальности: главное в становлении не элементы, а целостная структура.

Принцип темпоральности: суперпозиция различных темпоритмов элементов системы.

Принцип дополнительности: возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов.

Методы нелинейной науки, зародившиеся в сфере естественнонаучного знания, оказались перспективными при исследовании проблем социально-культурной динамики.

От автоколебаний к самоорганизации. Для пояснения поведения открытых систем и их постижения удобным является использование аппарата нелинейных колебательных систем, разработанного в радиоэлектронике и связи, на фазовых портретах, изображенных на рис.9.

Автогенераторная система с мягким возбуждением – любой электрический толчок (например, подключение источника питания) наводит в резонансной структуре некоторое иm и система из первоначального состояния неустойчивого равновесия m = 0) попадает в область Р+ > Р (причем с плюсом – активность, с минусом – пассивность). При этом избыток энергии > 0 тратится на увеличение напряженности поля в резонаторе. Этот процесс продолжается до точки устойчивого динамического равновесия при иm = иs (движение показано стрелкой). Если какая-то внешняя сила выведет систему из этого состояния, например в область Р-+, то <0 и система должна уменьшить иm, так как энергии источника недостаточно для поддержания колебаний с такой амплитудой.

P+<P
P
P+>P
P
а
0
0
0
б
в
P+>P
P+<P
P+
P
um2
um2
um2
us2
i
q
P+<P
P+>P
P+<P
P
P+
i
i
q
~ us
us12
us22
us1
~ us2

 

Рис.9. Виды режимов возбуждения колебательных и самоорганизующихся систем

 

Следовательно, система самостоятельно вернется в точку равновесия иm = иs (стрелка направлена справа налево). Во втором случае режим самовозбуждения называется жестким. В начальной области (малые иm) Р > Р+ и поведение системы аналогично только что рассмотренному случаю автогенератора с мягким возбуждением – система вернется в точку устойчивого равновесия при иm = 0 (стрелка к началу координат). Таким образом, для выведения системы из состояния равновесия к ней необходимо приложить некоторый первоначальный толчок, обеспечивающий попадание ее в область иm > иs1. Поведение системы с жестким возбуждением при иm > иs1 в точности такое же, как и у автогенератора с мягким режимом самовозбуждения. Точка иm = иs1 является точкой неустойчивого равно­весия.

В нижней части рис.9 показано поведение мягкого и жесткого возбуждения автогенераторов на фазовой плоскости. Точкам равновесия на фазовой плоскости соответствуют предельные циклы колебаний (выделены жирными замкнутыми линиями). Наличие на фазовой плоскости у некой исследуемой колебательной системы устойчивого предельного цикла свидетельствует о существовании в ней незатухающих колебаний. Принцип генерирования колебаний: генерирование есть процесс преобразования энергии некоторого источника в энергию колебаний (или волн).

Формирование инновационной культуры. Инновационная культура – это способность личности к созданию и использованию новшеств в материальной и духовной сферах культуры при сохранении в них динамического единства старого, современного и нового; основанная на восприимчивости к новому, креативности, знаниях, умениях, опыте, инновационном мышлении и творческом потенциале. Человек как субъект культуры преобразует (обновляет) окружающие его природный, вещный, духовный миры и самого себя таким образом, что эти миры и сам человек все более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, т. е. гуманизируются.

Культура как способ жизни, коммуникации имеет достаточно интригующую аналогию с передачей, хранением и обработкой сигналов, несущих информацию по каналам связи. Также как и передача сигналов в каналах связи культура имеет свойство передачи, обработки, преобразования, хранения, подвержена помехам различного основания, подразделяется на аналоговую и цифровую составляющую. Формированию инновационной культуры способствует проектирование и реализация мультидисциплинарных дидактических комплексов (МДК).

Под мультидисциплинарным дидактическим комплексом (МДК) нами понимается совокупность дисциплин, спроектированная на едином системообразующем основании, при использовании которого возникает нелинейный эффект усиления дидактического результата.

Инновационная культура создается не сама по себе и не ради себя самой, она выступает инструментом в руках человека для его всестороннего развития, призвана содействовать этому процессу, предваряя его, активно участвуя в нем, совершенствуя его применительно к формированию нового образа жизни человека.

Основа ИННОвационной культуры (деятельности, поведения, мышления и.т.д.) заключается на наш взгляд в простой триаде: «изменчивой» «наследственности» путем «отбора» (чего?, да всего нового, что обеспечивает необратимое, закономерное изменение, т.е. развитие). Что означают буквы ИННО в слове ИННОвационная? И- изменчивость, Н- наследственность (исходная, родительская), Н – наследственность (измененная путем, например, генетического разнообразия и естественного О-отбора или в результате инновационной деятельности). Генезис и логика СТА…НОВ…ЛЕНИЯ (чего-либо) это и есть ИННОвационные изменения наследственности путем отбора, т.е.: инновационной деятельности, инновационного поведения, инновационного мышления, инновационной культуры.

Какая аналогия и связь напрашивается между корпускулярно-волновым дуализмом и алгоритмом формирования инновационной культуры? Аналогию и связь можно пояснить на явлении аннигиляции частиц с использованием принципа Дирака и гипотезы Луи–де Бройля. Например, свободные частицы электрон и ее античастица позитрон ранее занимая ограниченную область пространства сталкиваясь друг с другом, аннигилируют, превращаясь в два фотона 2γ, занимая все пространство: от минус до плюс бесконечности. После аннигиляции вещество превращается в поле с «двойной наследственностью» как бы учитывающее различный временной континуум для частицы и античастицы. В формуле де-Бройля (p = h/λ) слева импульс частицы, справа длина волны, а коэффициентом «усиления квантового эффекта» служит фундаментальная постоянная Планка, имеющая размерность и характер действия, нами может трактоваться и как фундаментальный предел коэффициента «усиления инновационного действия». Если в физике постоянная Планка понимается как минимальное действие в природе, то почему бы ее не считать как фундаментальную «постоянную инновационного действия», характеризующую минимальное инновационное действие в природе, некий шаг квантования инновационной культуры… Инновационное действие сродни «спонтанному нарушению симметрии». Реакции аннигиляции обратимы, также как и обратимы действия людей при исследовании истории науки, техники, культуры. В инновационной культуре связь прошлого, современного и нового осуществляется по принципу преемственноститрадиций с непременным сохранением и усилением новизны. Недаром говорят «новое – это хорошо забытое старое». Таков путь к новой, единой инновационной культуре…


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 144.

Бочкарёв А.И. Концепции современного естествознания. Учебник. – Тольятти. Изд-во «Фонд развитие через образование, П/П «Современник». 1998. – 304с.

Бочкарёв А.И. Природа в разных аспектах. Эволюция современного естествознания // Учебное пособие в 7 частях. Ч.1,2 – Тольятти. П/П «Современник». 1997. –210с.

Бочкарёв А.И. Природа в разных аспектах. Современное естествознание и познание жизни // Учебное пособие в 7 частях. Ч. 3,4 – Тольятти. П/П «Современник». 1997. –227 с.

Бочкарёв А.И. Природа в разных аспектах. Современное естествознание и гармония в хаосе // Учебное пособие в 7 частях. Ч. 5 – Тольятти. П/П «Современник». 1997. –108 с.

Бочкарёв А.И. Природа в разных аспектах. Гуманитарные приложения синергетики // Учебное пособие в 7 частях. Ч. 6,7 – Тольятти. П/П «Современник». 1997. –179 с.

Бочкарёв А.И. Природа в разных аспектах. Монография в 2-х книгах – М.: ГАСБУ, П/П «Современник». 1999. –584 с.

Бочкарёв А.И. Фундаментальные основы этногенеза. – М. «Флинта», 2008. –464 с.

Бочкарёв А.И. Синергетика современного социального управления. – Тольятти. П/П «Современник». 2002. –204 с.

Бочкарёв А.И., Естественно-научные основы и современные концепции этногенеза. Учебное пособие. – Тольятти. П/П «Современник». 2004. –240 с.

Бочкарёв А.И., Бочкарёва Т.С., Саксонов С.В., и др. Концепции современного естествознания. Лабораторный практикум./ Под редакцией проф. Бочкарёва А.И.– Тольятти: ТГАС, 2005. – 104 с.

Бочкарёв А.И., Бочкарёва Т.С., Саксонов С.В. Концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы. / Под редакцией проф. Бочкарёва А.И.– ТГАС. 2008. –137 с.

Бочкарёв А.И. Теоретические основы социально-экономических приложений концепций самоорганизации. – Тольятти: ТГАС. 2005. –77 с.

Бочкарёва Т.С. Физические основы передачи и обработки информации: Учебно-практическое пособие. – Тольятти: ПТИС. 2001. –132 с.

Бочкарёв А.И., Бочкарева Т.С. Естественно-научные основы высоких технологий. Лабораторный практикум. –Тольятти, Изд-во ТГУС. 2007. – 105 с.

Бочкарёва Т.С. История науки и техники. Учебное пособие. – Тольятти, Изд-во ТГУС. 2007., – 225 с.

Бочкарёва Т.С. Свет и цвет в природе и обществе. –Тольятти, Изд-во ТГУС. 2006. – 160 с.

Бочкарёв А.И., Бочкарева Т.С. Естественно-научные основы высоких технологий. Конспект лекций. –Тольятти, Изд-во ТГУС. 2007. – 105 с.

Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 256 с.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2003. – 407 с.

Канке В.А. Концепции современного естествознания. Учебник. – М.: Логос, 2003. – 368 с.

Каменский А.А., Ким А.И. и др. Биология. – М., 2003.

Коровин Н.В. Общая химия: Учебник. – М., 2006.

Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. Геология. – М., 2003.

ТулиновВ.Ф. Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 416 с.

Суханов А.Д. Концепции современного естествознания: учебник для вузов /А.Д. Суханов, О.Н. Голубева: под ред. А.Ф. Хохлова, 3 издание – М.: Дрофа, 2006. – 256 с.


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ3Лекция 1. Естественно-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНЫЕ ФОРМЫ

КУЛЬТУРЫ. НАУЧНЫЙ МЕТОД 4Лекции 2,3. ФИЗИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ13Лекции 4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ29Лекции 5,6. ПРИНЦИПЫ СИММЕТРИИ И ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ38Лекция 7. ХИМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ

49Лекция 8. ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ

58Лекции 9,10. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ

68Лекции 11,12. ЧЕЛОВЕК: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ФИЗИОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ

90Лекции 13,14. ЧЕЛОВЕК, БИОСФЕРА И КОСМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

108Лекции 15,16. ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ

И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

131Лекция 17,18. ПУТЬ К ЕДИНОЙ КУЛЬТУРЕ. СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ

ПАРАДИГМА ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ

150СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Учебное издание

 

 

Бочкарёв Александр Иванович

Бочкарёва Татьяна Сергеевна

Саксонов Сергей Владимирович

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.