Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод изучения фоновых ожиданий




Эксперименты по разрушению повседневных взаимодействий как

Документальный метод

Гарфинкель исходит из того, что члены общества в повседневной жизни

пользуются так называемым “документальным методом”, которому социолог

придает свой, своеобразный смысл. Он состоит из выборки определенных

аспектов бесконечного множества характеристик, содержащихся в любой

ситуации или контексте, определении их особым образом, а затем рассмотрении

их как свидетельства наличия того или иного общественного образца, его

параметров. Иными словами, документальный метод предполагает часть

образца какого-либо объекта или явления (например, аплодисменты или свист

аудитории во время выступления артиста, или особый язык тела самого

артиста) представить, как “документ”, позволяющий дать определенную

интерпретацию явлению (выступлению).

Социолог утверждает, что в повседневной жизни люди постоянно

соотносят части образца для описания ситуации в целом, а также для

осмысления социальной реальности. Так, обрывистая речь человека, звонящего

в «Службу спасения», как правило, бывает правильно понята и

интерпретирована профессионалами, работающими в этой службе. Или

рассмотрим процесс ухаживания, предполагающий весьма сложное

взаимодействие людей с учетом специфики гендерных ролей. Естественно, что

в каждой культуре он будет отличаться общими «фоновыми ожиданиями»,

представляющими собой латантные структуры социальной жизни

конкретного общества. И все же в ухаживании будет собственная творческая

активность – своеобразные вербальные и невербальные проявления, подчас

неосознаваемые влюбленными, которые явятся своего рода «документами»,

свидетельствующими, насколько «нормальными» видятся гендерные роли

партнера с позиции практической рациональности каждого из участников

взаимодействия.

Для демонстрации сути одного из важнейших методов этнометодологии

Гарфинкель провел ряд интересных экспериментов, нацеленных на

сознательное разрушение нормального хода социальных взаимодействий.

Среди социологов эти эксперименты получили название «гарфинкелинги».

Их суть состояла в следующем. Исходным условием эксперимента было

то, что субъекты и объекты исследования были взаимосопряжены. По мнению

социолога, это принципиально важно, ибо коммуникация между людьми

обязательно предполагают передачу латентных смыслов, которые, будучи

видимыми, но не замечаемыми и не осознаваемыми, могут быть весьма

значимы. Причем их можно выявить только в ходе нарушений фоновых

ожиданий.

Итак, один из экспериментов состоял в следующем. Студенты

университета психиатрического отделения были приглашены принять участие

в том, что им было представлено, как новая форма психотерапии. Их попросили

в концентрированной форме изложить свою личную проблему, для решения

которой они нуждались в совете, а затем задать психотерапевту ряд вопросов.

Специалист находился в соседней комнате, так что участники эксперимента не

могли видеть друг друга, а сама коммуникация осуществлялась через

переговорное устройство. При этом на вопросы студентов психотерапевт мог

давать только односложные ответы – или “да”, или “нет”. Студенты не знали,

что человек, отвечающий на их вопросы, не был никаким психотерапевтом, а

ответы “да” или “нет” были заранее предопределены в соответствии с таблицей

случайных чисел, которые зачитывались ассистентом Гарфинкеля. Несмотря на

то, что ответы были произвольны и не имели никакого отношения к

содержанию вопросов, студенты, ориентируясь на определенные фоновые

ожидания, нашли их полезными и осмысленными. Почти каждый студент в

итоге заявил, что он разобрался в своей проблеме и знает, как поступать в

будущем.

Данный эксперимент позволяет пролить свет на методы, которыми

пользовались студенты при конструировании социальной реальности.

Гарфинкель пришел к заключению, что студенты наделяли смыслом ответы,

которые сами по себе были бессмысленны. Когда же ответы казались

противоречивыми или удивительными, студенты полагали, что психотерапевт

не был детально осведомлен о всех фактах их случая. Фактически, не осознавая

того, студенты на основе своей практической рациональности конструировали

осмысленную социальную реальность.

Этот эксперимент свидетельствует, что фоновые ожидания могут быть

выявлены с помощью “индексации” – центральной категории, используемой

Гарфинкелем и другими этнометодологами. Индексация означает, что смысл

любого явления или социального взаимодействия вытекает из его контекста, он

является “индексированным” в конкретной ситуации. По существу любые

интерпретации или объяснения членов общества в их повседневной жизни

всегда осуществляются со ссылкой на конкретные обстоятельства или ситуации.

Так, студенты осмысливали ответы “психотерапевта”, исходя из конкретной

ситуации: они находились в университете и были уверены, что имеют дело с

настоящим психотерапевтом. Если бы те же ответы на те же вопросы были

получены в иной ситуации, скажем, в кафе и в роли психотерапевта выступал

бы их коллега, то фоновые ожидания были бы иные, другими были бы их

индексации и, соответственно, результаты были бы интерпретированы совсем

иначе. В связи с этим Гарфинкель делает вывод, что смысл любого социального

действия можно понять только в определенном локальном контексте.

Другой эксперимент. Гарфинкель просил своих студентов, придя домой, в

течение небольшого периода времени (от пятнадцати минут до часа) вести себя

так, как если бы они были квартиранты, разрушая тем самым привычные

образцы взаимодействия со своими домочадцами. Согласно полученным

инструкциям, студенты должны были вести себя сдержанно вежливо,

официально, говорить лишь тогда, когда с ними заговаривали родственники. В

большинстве случаев члены семьи были обескуражены подобным поведением.

Гарфинкеля особенно интересовало, какие методы использовались

родственниками, чтобы с позиций практической рациональности

прореагировать на ломку фоновых ожиданий. Выяснилось, что члены семьи не

только требовали объяснений от студентов причин столь странного поведения,

но и сами наделяли смыслом новое поведение своих детей (переутомление,

ссора с возлюбленным и т.д.), полагая, что устранение этих причин приведет к

привычным моделям взаимодействия.

Как считает Гарфинкель, по действиям в локальных контекстах можно

проникнуть в суть фоновых ожиданий и тем самым действительно понять

неосознаваемые стабильные культурные образцы взаимодействия людей.

Вместе с тем пользоваться подобными экспериментами нужно весьма

осторожно, ибо разрушение повседневных моделей взаимодействия может

вызывать психологические стрессы.

Социолог утверждает, что данный и ему подобные эксперименты

проливают свет на то, как люди в повседневной жизни изнутри с помощью

своей практической рациональности постоянно конструируют и упорядочивают

социальный мир. Он также доказывают, что социальный порядок весьма

локален, хрупок, подвижен и не может быть однозначно выражен через какие-

либо жесткие закономерности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.