Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпизодические статусы и социальное время




Статусный портрет, составленный только лишь из социальных статусов, оказывается неполным. Мы не включили в него лич ные статусы и статусы ситуационные, или эпизодические. Если за образование социальных статусов отвечает общественное разделение труда, то про личные, или межличностные стату сы такого сказать нельзя. Они – плод системы распределе ния ролей в малой группе. Если мы добавим к совокупности социальных еще и личные статусы, то будем иметь портрет человека, который живет в этой квартире, относится к этому полу и имеет эту профессию.

Личные и социальные статусы именуются постоянными, или основными. Наряду с ними существует группа неоснов ных, или эпизодических. К примеру, статус пассажира суще ствует столько времени, сколько вы едете в троллейбусе, авто бусе, поезде, такси, метро или летите на самолете. К эпизоди ческим относятся статусы пешехода, покупателя, больного, гостя, посетителя ресторана, ожидающего в очереди, и т.д.

Эпизодическим считается такой статус, который принад лежит человеку достаточно короткое время.

Яркий пример эпизодического статуса – находящийся в очереди. Очередь со своими общепринятыми нормами и правилами, распределением ролей и неформальных стату сов возникает стихийно и на непродолжительное время. Через некоторое время вы покинули магазин и вышли на улицу. Теперь у вас эпизодический статус прохожего. А че рез 10 минут вы спустились в метро и превратились в пас сажира. На стене вагона висят права и обязанности, пред писанные данному статусу.

Политические статусы бывают временные и постоянные. Постоянные те, которые включены в систему государства (правительство, полиция). Статус избирателя – временный. Доверенное лицо президента в избирательной компании – временный статус. Кандидат в президенты – также времен ный статус, но представитель президента на местах – по стоянный.

Благодаря эпизодическим статусам место человека четко фиксируется уже не только в социальном пространстве, но и в социальном времени. Конечно, не только эпизодические ста тусы, но и многие другие, социальные и межличностные, су ществуют какое-то время, а потом исчезают. Сыном человек остается только до тех пор, пока живы родители, акционе ром – пока не продал свои ценные бумаги, учащимся – толь ко до окончания школы и т.д.

Все перечисленные и многие другие статусы существуют во времени, если под временем понимать жизнь человека. С его смертью заканчивается его социальное время. У челове ческого общества время тянется гораздо дольше.

Некоторые статусы индивида (их именуют приписываемы ми) не исчезают до тех пор, пока он жив. В нашем смысле они существуют вечно. Вневременными являются такие статусы, как пол, национальность, раса и некоторые другие. Большинство же статусов временные. И самые яркие из них – эпизо дические. Они и названы так благодаря своей кратковремен ности. Гостем вы можете быть на несколько часов или дней, но вряд ли на несколько лет. То же самое можно сказать о пас сажире, покупателе или пациенте поликлиники.

В таком случае графическое изображение социального про странства должно пополниться еще одной осью. И мы полу чим единый континуум пространства – времени.

Из курса школьной физики вы знаете, что физическое вре мя в разных точках пространства может протекать с неодина ковой скоростью. В отличие от равномерного пространства время неравномерно. Подобное свойство выяснил А. Эйн штейн, создавший теорию относительности. Время протека ет неравномерно и зависит от скорости, с которой движется тело. Другая особенность пространственно-временного кон тинуума – различный ход времени в разных физических сис темах. В одной системе время протекает быстрее, в другой – медленнее, если их сравнивать между собой. Системы движут ся относительно друг друга.

В социальном пространственно-временном континууме неравномерными выступают обе характеристики – и про странство, и время. Правда, в отличие от физики в социоло гии социальное время никаким материальным прибором не фиксируется. Оно субъективно. А это значит, что у каждого человека и в каждой социальной системы оно свое.

Время нагружено социокультурным содержанием. Это оз начает, что оно ощущается и измеряется разными народами по-разному. Временные различия отражаются в том наборе культурных символов, правил взаимоотношений, традиций и обычаев, которые существуют в каждой культуре.

Существование конвенций или правил, регулирующих вре менной аспект поведения людей, мы легко обнаруживаем, когда пытаемся пожать руку другого человека не через 5 секунд после встречи, как это принято, а скажем, через 50. Мы сразу почув ствуем неловкость и нарушение привычных культурных норм.

Временные конвенции широко ранжируются. К примеру, студенты, входящие в учреждение, начинают обычно с фразы: «Я знаю, вы очень заняты, но...» Очевидно, что секунды, минуты и часы – не просто количественные меры времени, имеющие постоянное значение, но подразумевают различные символические ценности в различных контекстах, в различ ных обстоятельствах и перед лицом различных аудиторий.

Каждый человек когда-либо оказывается в ситуации ожи дания в приемной чиновника, для которого посетители не имеют социальной ценности. Но благодаря своему служебно му положению, чиновник контролирует доступ к ресурсам, которые ценны для нас. Например, нам нужны водительские права, которые выдает нам низший чин в иерархии. Другие заставляют нас ожидать потому, что высоко ценят те услуги или знания, которые собираются нам предложить. Так, док тор вынуждает ждать очереди своих пациентов. В целом, чем больше власти и важности у человека, тем с большей силой он регулирует доступ к себе.

Мы составляем план распределения своего времени. Пун ктуальность – взаимные ожидания во многих социальных кругах, предполагающие, что гости не должны опаздывать и прибыть на вечеринку от 8.30 до 9.00. В некоторых странах пунктуальность ценится не очень высоко. В Латинской Аме рике люди могут опаздывать на встречу на час, даже не давая объяснений.

В историческом времени одни общества развиваются быстрее, другие – медленнее. У них разная скорость социально го прогресса. Но так же ведут себя и люди. Одни успевают за свою жизнь, либо за более короткий ее отрезок сделать очень многое, а другие – очень мало или почти ничего.

Герой И. Гончарова Обломов – символ застывшего соци ального времени. Сохранившиеся с допотопных времен дикие племена, затерявшиеся где-то в джунглях Амазонии, тоже за стыли в историческом времени. У них свой временной ритм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.