Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10




Реализация прав собственности на мировом рынке технологий и научно-технической продукции.

 

Функционирование мирового рынка научно-технической продукции определяется правовыми и иными международно-признанными нормами регулирования. Объектами правового регулирования являются:

  • объекты авторского права;
  • объекты промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и т.п.);
  • ноу-хау.

 

Существует ряд международных соглашений, регулирующих рынок научно-технологической продукции:

  • Международный кодекс поведения в области передачи технологий;
  • Соглашение ВТО по аспектам прав на интеллектуальную собственность;
  • Документы Всемирной организации интеллектуальной собственности и Комитета по передаче технологий Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

 

Важнейшее значение имеет правовая защита научно-технических знаний и интеллектуальной собственности.

Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются:

I. Патенты. Патент – это признание государством и оформление прав юридического или физического лица на авторство и распоряжение изобретением абсолютно нового продукта или процесса производства или значительным усовершенствованием существующего продукта или технологии в виде документа, выдаваемого компетентным государственным органом изобретателю, который удостоверяет его авторство и приоритет, а также предоставляет ему монопольное право на использование новшества в течение определенного времени (обычно 15-20 лет).

II. Лицензия. Лицензия – это разрешение лицензиара, т.е.владельца технологи или прав промышленной собственности независимо от того, защищены ли они патентом или нет, которое выдается лицензиату, т.е. заинтересованной стороне, приобретающей технологию или соответствующие права, на использование технологически применимых в производстве знаний на определенный срок и за установленное вознаграждение. Такое разрешение позволяет лицензиату организовывать производство с применением изобретений, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой и иной информации, являющихся предметом выданной лицензии.

Беспатентные лицензии, как правило, выступают в виде ноу-хау. При этом беспатентные лицензии количественно преобладают над патентными.

К ноу-хау принято относить технический опыт и секреты производства, информацию, имеющую коммерческую ценность.

III. Копирайт – право воспроизведения. Копирайт защищает от копирования главным образом произведения искусства и литературы – фильмы, книги и т.п.

IV. Товарный знак (марка). Он обычно представляет собой помещаемый на продукции фирмы знак в виде рисунка, инициалов основателя компании, аббревиатуры, графического изображения. Товарный знак регистрируется как по месту нахождения компании, так и за рубежом, и его запрещено использовать другим фирмам без официального разрешения.

 

В большинстве развитых стран технологии и знания продают иностранным фирмам в большем количестве, чем отечественным. Причины:

  • на пути международного перемещения технологий стоит меньше барьеров и ограничений по сравнению с движением товаров и капиталов. Поэтому внешнюю экспансию легче осуществить, продав лицензию за границу, чем добиться освоения нового рынка путем экспорта продукции, производимой с помощью новой технологии или с помощью иностранных инвестиций;
  • ТНК предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам и дочерним компаниям. ТНК при таких продажах не утрачивает монопольного права на использование новых технологий, исключает возможность утечки производственных секретов и превращения покупателя в серьезного конкурента;
  • реализация технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов. В результате продавец технологий получает возможность увеличить выпуск продукции на экспорт (эскорт-эффект);
  • часто только путем продажи новой технологии за рубеж фирма может получить доступ к необходимому ей новшеству, которым располагает иностранный партнер.

 

Причины покупки новых технологий на мировом рынке:

  • импортируя новые технологии, покупатель обычно добивается существенной экономии средств и времени в сравнении с самостоятельными разработками в этой области;
  • приобретая новые технологии, покупатель получает возможность ликвидировать в короткие сроки свое техническое отставание;
  • приобретение импортных технологий обычно сопровождается сравнительно малыми издержками по освоению производства продукции. Объясняется это тем, что на продажу поступают обычно практически отработанные технологии. К тому же покупатель может рассчитывать на помощь лицензиара при освоении новых технологических процессов;
  • практика показывает, что изделия, производимые по зарубежной технологии, отличаются высокой конкурентоспособностью. Поэтому часть выпуска новых изделий направляется на внешний рынок, увеличивая экспортные возможности покупателя новой технологии.

 

Контрольные вопросы.

  1. Кратко раскройте содержание информационных революций.
  2. Что такое информационная технология?
  3. Что такое информационная индустрия?
  4. Как классифицируются информационные технологии?
  5. Что такое телекоммуникационные технологии?
  6. Дайте общую характеристику информационных технологий хранения, передачи и обработки информации.
  7. Определите термин «информационное общество».
  8. В чём состоит специфика информации как производственного ресурса?
  9. Что лежит в основе возникновения и функционирования мирового рынка технологий и научно-технической продукции?
  10. В каких формах осуществляется технологический обмен?
  11. Кто выступает в качестве субъектов и что является объектами на мировом рынке технологий и научно-технической продукции?
  12. Какова структура мирового рынка технологий и научно-технической продукции?
  13. Опишите этапы цикла жизни технологий.
  14. Что выступает в качестве объектов правового регулирования на мирового рынка технологий и научно-технической продукции?
  15. Какие вы знаете инструменты правовой защиты научно-технических знаний и интеллектуальной собственности?
  16. Что является причинами большего количества продаж на мировом рынке технологий и научно-технической продукции по сравнению с внутренним рынком большинства развитых стран?
  17. Сформулируйте основные причины покупки новых технологий на мировом рынке.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.