Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пранаяма




С уважением, Евгений Фельдман.

Уважаемый Дмитрий Аморалов!

Дмитрий Аморалов

 

Благодарю за внимание к моей работе.

Стихотворение великого шотландского поэта Роберта Бернса (1759—1796) мне было интересно переводить потому, что оно нравится мне само по себе, и потому, что оно уже существует в переводе Самуила Маршака (1887—1964). Но, представьте себе, у Маршака почему-то 10 строф, то есть, 80 строк, а в оригинале, которым пользовался я, 11 строф, то есть, 88 строк. Почему так получилось, не знаю, я Маршаку через плечо не заглядывал.

Повлиять на такое решение могла одна из трёх причин.

Первая.

Бернс при жизни относился к своим текстам довольно небрежно; собрать «до кучи» и выпустить некоего абсолютного, академически выверенного Бернса, боюсь, невозможно. Очень может быть, что в источнике, которым пользовался Маршак, в отличие от моего сборника, действительно, только 10 строф.

Вторая.

Возможно, мой именитый предшественник попросту выбросил концовку, где говорится о «последней паре башмаков», которую Бернс готов заплатить за то, чтобы вкусить плод Дерева Свободы. Стихотворение — возвышенное, пафосное, и «пара башмаков» в финале могла показаться Маршаку неуместной.

Третья.

Самуил Маршак, поэт огромной культуры и таланта, не был пошлым ханжой, но, быть может, его тогдашний редактор, дорожа местом, не захотел иметь лишних проблем на свою голову и попросту вычеркнул концовку из перевода, «подправив» Бернса и выдержав приподнятый, возвышенный тон от начала до конца стихотворения.

Завершая разговор, позволю себе заметить, что Маршак перевёл чуть более трети всего Бернса, я — чуть более двух третей. Полного Бернса на русском языке пока нет.

Там ещё — пахать и пахать...

 

 

Какими способами человек пополняет свои запасы энергии? - Это еда, вода, солнце, общение и пр. Без общения и солнца мы можем прожить в принципе, без еды - несколько недель, без воды - несколько дней... А без чего мы не сможем прожить и нескольких минут? - Без воздуха.

Индийские мудрецы давно знали, что один из основных каналов восполнения энергии - дыхание. Именно поэтому в йоге столько внимания уделяется дыхательным техникам, которые именуются пранаямой, "искусством управления праной (жизненной энергией)". Дыхание - функция организма, которая больше всего поддается управлению посредством мозга. Обычный человек не может сознательно регулировать деятельность внутренних органов и желез, но контролировать дыхание (ускорять, замедлять, задерживать) может каждый. И пранаяма учит нас совершенствовать это умение. Но суть пранаямы заключается не в дыхании, а в его прекращении (т.е. в задержках). И у такого "странного", казалось бы, подхода есть причины:

1. Экономия жизненной энергии.

Что произойдет, если в стиральную машину систематически загружать намного больше вещей, чем она предназначена стирать? - Она быстрее выйдет из строя. То же относится и ко всем процессам жизнедеятельности человека: питанию, дыханию, труду, даже общению, ибо считается, что у каждого человека есть определенный лимит работы его "жизненной батарейки", и чем больше через организм проходит энергии, тем быстрее этот лимит жизненной силы будет исчерпан. Значит, количество, в частности, вдохов-выдохов нужно сократить. И если обычный человек делает около 12-18 дыханий в минуту, то йог - около 3-6.

2. Полезность углекислого газа.

Обычно мы привыкаем считать кислород другом человека, а углекислый газ - врагом. Однако не все то золото, что блестит. При недостатке углекислого газа сосуды сужаются, и кислород и другие питательные вещества плохо доставляются к клеткам, органам и тканям - в наиболее узкие капилляры они и вовсе не могут проникнуть. Часть капилляров отмирает (особенно страдают сосуды головного мозга), все системы организма начинают работать хуже, им не хватает подпитки и очистки, возникают застойные явления, которые впоследствии перерастают во множество заболеваний. Казалось бы, нам-то что переживать - углекислого газа на улицах города хоть отбавляй, но вот в организме современного человека его чаще всего как раз не хватает. Виной тому наша привычка дышать неправильно - поверхностно и грудью.

Задержки же дыхания, которые и есть по сути пранаяма, увеличивают содержание углекислого газа в крови, сосуды расширяются, все вещества переносятся лучше. При этом количество кислорода уменьшается, и организм учится существовать в таких условиях: клетки начинают работать более эффективно, экономно, разветвляется капиллярная сеть, улучшается внутреннее питание органов.

3. Подготовка ума к концентрации.

Во-первых, сосредоточение на дыхании учит концентрировать внимание и ум. Во-вторых, полное прекращение дыхательных колебаний (вдохов и выдохов) естественным образом ведет к прекращению колебаний ума. Так пранаяма готовит сознание к медитации.

 

Из этих четырех основных частей состоит хатха-йога. Наиболее распространенный перевод слова хатха основан на выделении двух слогов: "ха" - солнце, активность и "тха" - луна, расслабление. То есть хатха-йогу рассматривают как единение усилия и расслабления. Однако некоторые исследователи утверждают, что указанной трактовки этих слогов в санскрите не существует, и переводят хатха-йогу как "йога с усилием, с натугой". Потому не забывайте, что расслабление - это лишь ОДИН из аспектов йоги, еще один из аспектов - УСИЛИЕ, которое заключается и в выполнении асан, и в соблюдении принципов ямы и ниямы, и в практике пранаям и очистительных процедур. Но в любом случае, в обоих вариантах перевода можно усмотреть более физическую, телесную направленность хатха-йоги, в отличие от раджа-йоги, больше работающей с сознанием. Не следует, однако, ограничивать хатха-йогу лишь телесной работой - она очищает не только тело, но и ум на физическом и энергетическом уровнях, готовя их к более высоким ступеням практики.

 

Итак, следующие 4 ступени йоги:

5. Пратьяхара - отвлечение органов чувств от внешних объектов. Вспомните, что когда вы увлечены чтением или размышлением, то не замечаете, например, громкий шум - это неосознанная пратьяхара. Таких эффектов можно добиваться и волевым усилием, полностью контролируя свои чувства - это и есть пятая ступень практики аштанга-йоги.

 

6. Дхарана - сосредоточение внимания на одном объекте, поток мыслей останавливается. Это одна из высоких степеней концентрации, но еще не самая высшая.

 

7. Дхьяна - созерцание, "интуитивное видение". Ошибочно переводят как "медитация", но, по сути, все 4 ступени раджа-йоги являются разными уровнями медитации. Дхьяна - направленное созерцание объекта, некое "размышление" о нем. Здесь нет мыслительного усилия, но создается поток мыслей, направленный на выбранный объект, в который медитирующий полностью погружается и постигает его сущность.

 

8. Самадхи - высшая ступень медитации, полное единение медитирующего с выбранным объектом, единение воспринимающего и воспринимаемого. Это состояние просветления, в котором снимаются противоречия между внутренним миром и внешним, между индивидуальностью и макрокосмом. В окончательных формах самадхи достигается сверхсознание - расширение сознания от мирского восприятия до космического.

 

Эти 4 ступени соотносят больше с раджа-йогой, но в строгом смысле раджа-йога охватывает все 8 ступеней, а хатха-йога выступает как ее часть.

 

Кратко рассмотрим еще некоторые термины:

- Дришти - положения глаз, направления взгляда - используется для замыкания внимания, для лучшей концентрации (На кончик носа, в межбровье, на ладонь, на большие пальцы ног, вверх, вправо, влево, на пупок).

 

- Мудры - положения тела и его частей, запирающие энергию внутри тела и имеющие разное символическое значение. Наиболее известны хаста-мудры - позиции ладоней и пальцев, но этим мудры не ограничиваются - они могут включать форму всего тела (некоторые асаны при длительном удержании считаются мудрами), определенное положение глаз (дришти), бандхи.

 

- Бандхи - энергетические замки, перераспределяющие энергию в теле.

- Чакры - психоэнергетические центры, центры силы и сознания, "преобразователи жизненной энергии", расположенные в тонком теле человека. Им соответствуют различные нервные сплетения и железы на физическом плане; на энергетическом это точки пересечения энергетических каналов (нади).

 

- Нади - энергетические каналы, по которым в теле человека протекает жизненная энергия - прана. Этих каналов множество, три самые основные из них - ида (женский, лунный канал, отвечающий за интуицию, творчество, расслабление, связан с левой ноздрей и правым полушарием мозга), пингала (мужской, солнечный, отвечающий за логику, активность, связан с правой ноздрей и левым полушарием), сушумна (центральный канал, по которому течет энергия, если ида и пингала находятся в равновесии - это состояние, которого добивается йога).

 

- Мантры - аналог молитв, своеобразные "заклинания", пропевание которых имеет символическое значение и энергетическое воздействие. Считается, что есть мантры, которые имеют силу только при передаче от учителя, и более общие, которые при длительном пропевании за счет своих вибраций оказывают на нас определенное воздействие и без передачи. Наиболее известная мантра - "Ом", является изначальной мантрой, отражающей всю космогонию, всю высшую реальность, состоит из 4 звуков: "а" (Брахма - создание; бодрствование), "у" (Вишну - поддержание; дремота), "м" (Шива - разрушение; глубокий сон) и "-" (пустота, состояние блаженства). Считается, что все во вселенной вибрирует на своей частоте, но все вибрации, слитые вместе, вибрируют в ритме "Ом".

 

Итак, что же является самым базисным в йоге, основой йоги?

Однажды на курсе обучения преподавателей одна из нас, студенток, спросила индийского учителя: "Посоветуйте, в каких пропорциях нам следует практиковать асаны и пранаямы?" На что он ответил: "Вы снова спрашиваете про асаны. Вы слишком зациклены на физическом аспекте. Асаны, пранаямы - это лишь капли в море йоги. Что самое важное при постройке дома?Крепкий фундамент. Так вот фундамент йоги - это ямы и ниямы. Без их выполнения настоящей йоги нет..."

Можно еще провести параллель с листом и цветком лотоса, где лист - это асаны и пранаямы, а цветок - 4 высшие, медитативные, ступени: они могут существовать какое-то время без корней (как и мы с вами начали групповые занятия без представления о двух базовых ступенях), но чтобы развиваться, а не зачахнуть, им необходимы корни - яма и нияма.

Понятно, что вы пришли на "занятия йогой" не для того, чтобы вас учили как жить и вести себя. Большинство пришло за здоровьем. Ну и начните тогда из этих принципов с тех, которые помогут улучшить ваше здоровье. Например:

Брахмачарьяи тапас (сдержанность и практика), сантоша (удовлетворенность - не забывайте, что корень всех болезней - в нашем уме). И шауча (чистота) - на самом деле даже чистота наших поступков, мыслей и помыслов, отношений с окружающими воздействует на энергетическом уровне на наше здоровье, потому нужно стараться сделать их более благими. А на физиологическом плане здоровью тела содействует чистота питания и правильность дыхания.

Существует также другой подход к хатха-йоге, и он представляется даже более правильным, особенно в приложении к современным условиям и изначальному состоянию сознания большинства людей. В этом подходе хатха-йога начинается с шаткарм (шести очистительных процедур, которые более подробно мы еще будем разбирать чуть позже), затем добавляются асаны и пранаямы. И уже в более чистых и подготовленных теле и разуме сами постепенно естественным образом или с небольшим усилием прививаются искомые моральные принципы и предписания. Тогда не возникает неблагоприятных последствий для психики и ума. В любом случае, с чего-то нужно начинать, и если ваши намерения серьезны, в отношении здоровья тела ли или духа, без некоторого самоограничения и волевого усилия не обойтись, пока необходимые действия не войдут в привычку или не отпадут как пройденная ступень.

 

Вот основные и весьма посильные изменения, которые постепенно нужно произвести в своих привычках:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.