Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон спроса




Лекция 8. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Основные принципы и законы рыночной системы хозяйствования.

Рыночная система предполагает активную деятельность предпринимателей и наемных работников, продавцов и поку­пателей, биржевых брокеров и прочих субъектов этой систе­мы. Все они могут быть объединены в две большие группы: домашние хозяйства; 2) фирмы.

Домашнее хозяйство мы будем рассматривать как субъект рыночной экономики, который представлен семьей или от­дельным человеком, который не имеет семьи. Домашние хозяйства являются собственниками факторов производства: они — собственники своей рабочей силы; они могут быть собственниками отдельных предприятий или ак­ций, т. е. иметь свою долю во владении каким-либо заводом, магазином и т.д.; домашнему хозяйству может принадлежать участок земли. Другая большая группа субъектов рыночной экономики — фирмы. Здесь и в дальнейшем фирма будет рассматриваться как обобщенный субъект рыночной экономики, который производит любые виды товаров и услуг.

Фирмы являются производителями всех товаров и услуг, которые поступают на рынок. Продажа товаров и услуг на рынке приносит фирмам определенным доход, который затем распределяется между владельцами различных факторов про­изводства; рабочие получают заработную плату, собственники капитала — процент, владельцы земли — ренту. Из всего сказанного следует, что рыночная система пред­полагает регулярное взаимодействие фирм и домашних хо­зяйств. Это взаимодействие проявляется в непрерывных по­токах доходов и расходов домашних хозяйств и фирм, в непрерывных потоках денег и товаров. Эта модель рыночной экономики, предпо­лагающая, что в ней функционируют два вида субъектов: до­машние хозяйства и фирмы. Фирмы производят два вида про­дукции: 1) потребительские товары и услуги и 2) фак­торы производства — машины, оборудование, здания и со­оружения и т.д.

Резюме:

Дав характеристику рыночной системе, мы рассматриваем рынок товаров и услуг. Однако в реальной жизни существует несколько видов рынков в зависимости от критериев, положенных в основу их классификации:

- по экономическому назначению рыночных отношений;

- по географическому положению;

- по отраслям.

Все перечисленные виды рынков живут не обособленно. Они находятся в постоянном взаимодействии, образуя единую систему, которая связывает всех субъектов рыночной экономики

 

Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.

З акон спроса гласит: между уровнем цены (Р) на товар и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость.

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

Экономисты объясняют действие закона спроса тремя эффектами.

«Эффект роста выгоды». Снижение цены уменьшает расходы потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем расходов, покупатель получит больше полезности.

«Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму дохода приобрести товар в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.

«Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

 

Закон не действует в следующих случаях:

1. при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2. если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;

3. для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством помещения денег;

4. при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них являются цена на единицу блага в данный момент. Изменение цены (P) означает движение по кривой спроса (вверх-вниз).

Кроме цен на спрос влияют факторы:

1) изменение доходов потребителя (I);

2) изменение вкусов и предпочтений (Z);

3) ценовые и дефицитные ожидания (W);

4) колебание расходов на рекламу;

5) изменение цен товаров-субститутов (Psub) и комплементарных товаров (Pcom);

6) изменение количества покупателей (N);

7) прочие факторы (B).

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.