Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов, т.е. предметы совместного ведения образуют круг полномочий, в осуществлении которых могут принимать участие органы государственной власти Федерации и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует федеральный закон. Предметы совместного ведения и полномочия Федерации и ее субъектов, закрепленные в ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп: 1) Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:
обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
2) Вопросы регулирования экономики и социального развития:
разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами;
природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.
3) Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы:
кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ.
1 вопрос: Понятие и признаки субъекта Федерации.
Российская Федерация – государство с уникальной государственной структурой. Состав Российской Федерации определяет ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, которая содержит полный перечень и официальное наименование субъектов Федерации. Базовой категорией, характеризующей все субъекты РФ, является их правой статус. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Сейчас в России 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения; 4 автономных округов, 1 автономная область. Таким образом, РФ состоит из 83 субъектов. Основные вопросы статуса субъектов РФ урегулированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государства и государственные образования, которые в совокупности составили Федерацию. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов. Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции. В РФ нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации. Субъект Федерации – это ограничено правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Все субъекты РФ обладают рядом важных признаков, позволяющих унифицировать их как социальные, правовые и светские государственные образования, являющиеся неотъемлемой частью России. К таким признакам относятся: 1. Наличие собственной конституции или устава, определяющих их в качестве субъекта Федерации. 2. Собственная территория. 3. Собственная система органов государственной власти. 4. Собственная правовая система, включающая в себя как нормативные акты органов государственной власти субъекта Федерации, так и акты органов местного самоуправления. 5. Наличие собственной компетенции. 6. Наличие собственности субъекта Федерации, налоговой базы и бюджета. 7. Представительство в федеральном парламенте. 8. Право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. 9. Наличие собственной символики.
Субъекты РФ отвечают следующим параметрам: а) не обладают суверенитетом; б) не имеет права на отделение; в) граждане любого субъекта Федерации имеют равные права и обязанности на территории всей Федерации; г) закон субъекта не может противоречить федеральному закону; д) перед лицом федеральной власти субъекты Федерации все равны. Конституция РФ предусматривает изменение состава Российского государства. Это может происходить следующим путем: 1. Принятие в РФ нового субъекта. Принятие в РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию РФ и данного иностранного государства в соответствии с международным договором. 2. Образование в ее составе нового субъекта. Образование в составе РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части. Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ и, повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежит объединению. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образовании в составе России нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов. Если на соответствующих референдумах вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта поддержан, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта. Примером являются объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с Федеральным конституционны законом от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». Вместо указанных двух субъектов РФ был образован новый субъект РФ – Пермский край. Подробно условия и процедура принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ регулируется ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». 3. Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ «О порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ», который в настоящее время еще не принят. Изменение статуса должно рассматриваться как преобразование республики в край, область и наоборот. При таком изменении новый статус должен соответствовать основам конституционного строя и принципам федеративного устройства, закрепленным Конституцией РФ. Изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ и вхождение в ее состав нового субъекта оформляется путем принятия федерального конституционного закона. Важной характеристикой субъекта Федерации является его наименование, юридический смысл которого заключается в том, что в Конституции РФ не может быть никакого другого субъекта с таким названием. Если возникает вопрос о переименовании субъекта РФ, предусмотренное ч. 2 ст. 137 Конституции РФ, то новое название субъекта включается в текст ст. 65 Конституции РФ Указом Президента РФ на основании решения субъекта Федерации, при условии, что переименование субъекта РФ не должно нарушать основы конституционного строя, права других субъектов Федерации, права и свободы человека и гражданина. Простое изменение наименования субъекта РФ не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Изменение наименования субъектов РФ находится в ведении субъектов РФ.
2 вопрос: Особенности правового статуса республик в составе РФ.
В составе РФ в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика. Согласно Конституции РФ (п. 1 ст. 66) статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. В отличие от других субъектов РФ республики признаются государствами, однако власть в этих государствах не является суверенной – республики самостоятельны только в рамках, установленных Конституцией РФ. Республики не вправе нарушать государственную целостность России и единство системы государственной власти. Республика в составе РФ – это демократическое правовое государство, созданное в рамках РФ. Отличительные черты республики:
1. Право республик иметь свою конституцию.
Конституция республик имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республик. В республиканских конституциях закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организация и деятельность республиканских органов государственной власти и местного самоуправления. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составляя единое конституционное пространство, основанное на общих принципах. 2. Право республики устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). В органах государственной власти, органах местного самоуправления республик эти языки употребляются наряду с государственным языком РФ. 3. Наличие у республики своей территории. Республика имеет свою внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Границы между республикой и другими субъектами РФ согласно ст. 38 Конституции РФ могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов. 4. Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику – герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика республик отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.
5. Республики самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики.
Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган (парламент), название которого определяется республикой самостоятельно. Органы законодательной (представительной) власти республик в составе РФ носят различные наименования, в ряде республик существуют двухпалатные парламенты (например, Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из Палаты Представителей и Законодательной палаты). 6. Республики в составе РФ обладают международной правоспособностью. Они могут являться самостоятельными участниками ряда международных, прежде всего внешнеэкономических, отношений, если это не противоречит Конституции РФ, федеральным законам и Федеративному договору. 7. Наряду с вопросами совместного ведения имеется ряд вопросов, относящихся к исключительному ведению республик. Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития; осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития. Закрепленный в конституциях некоторых республик перечень исключительных полномочий не является исчерпывающим. К полномочиям этих республик могут быть отнесены и другие полномочия, если это не противоречит Конституции РФ.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление