Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Казахское ханство при Тауке хане. 1680-1718 гг




После смерти Жангира ханская власть перешла к его сыну Тауке, правившем в 1680-1715 гг - Тауке стремился покончить с раздробленностью страны, создать сильное централизованное государство. Он проводил реформ), направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепления своей власти он стал опираться на биев, чем ослабил роль султанов. Он придавал особое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев. Судебной властью были облечены только хан и бии. В совете при хане решающий голос принадлежал биям. Бии повсеместно превратились в исполнительную власть. При поддержке биев хан Тауке вел борьбу со степной аристократией. Хан Тауке превратил совет биев в важнейший орган управления с совещательными функциями, были значительно расширены права биев в судебном производстве. Вскоре совет биев стал постоянным учреждением при хане, в задачи которого входило решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики ханства. Решения совета биев име­ли обязательную силу, даже хан не мог их отменить. Ханская власть Тауке укрепилась в Присырдарье и столицей государства стал Туркестан. Все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев. Хан Тауке сумел объединить под своей властью все три жуза. Ему удалось присоеди­нить значительную часть родов кыргызов и каракалпаков, которыми он правил через их биев. Внешняя политика Тауке была направлена на создание союза казахов, кьгргызов и каракалпаков перед лицом джунгарской агрессии. Тауке особое внимание уделял укреплению государства Для этого при участии наиболее влиятельных биев трех жузов: Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) был разработан свод законов «Жеты-Жаргы». В его основу были положены сформировавшиеся при прежних ханах правовые нормьг «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма») и «Есим ханнын ескi жолы» («Исконный путь хана Есима»). К пяти главам из сюда законов хана Касыма дополнительно были прибавлены еще две главы. Этот свод законов в научно-исторической литературе именуется «Законы хана Тауке». Это свод обычного права казахского народа «Жеты-Жаргы» значительно ослабило распри между родами, усилило ханскую власть. По «Жеты-Жаргы», хан - единственный властитель всех родовых объединений, всех земель ханства; решение хана является окончательным; хан имеет право объявления войны и заключения мира, он является верховным командующим войсками; хану принадлежит право ведения переговоров с другими государствами; хан имеет право выносить смертные приговоры исполняя функции верховного судьи; хану принадлежит право издавать законы и обязательные для всех приказания. Все главы родов и племен были обязаны ежегодно являться на народное собрание. Явившиеся без оружия на совет не допускались и лишались права голоса. В перечень преступлений включались убийство, воровство, мятеж, причинение Лесных повреждений, умыкание (кража) женщины, оскорбление Всевышнего, принятие христианской религии и др. К правовой ответственности привлекали с 13 лет. За убийство беременные женщины не привлекались к ответственности. Вступление в брак разрешалось с 13-летнего возраста. Не разрешалось вступление в брак кровным родственникам до семи поколений. Размер калыма устанавливался в зависимости от зажиточности, происхождения или родовитости. В случае смерти жены разрешалось жениться на ее сестре. В период правления хана Тауке внутреннее и внешнее положение Казахского ханства оставалось крайне сложным. Ханы трех казахских жузов (Старшего, Среднего и Младшего) стремились отделиться от Казахского ханства и независимо править, хотя формально подчинялись великому хану. Султаны внутри каждого жуза также стремились к самостоятельности, не признавая власть малого хана. Это привело ханство к политической раздробленности. Однако Тауке удалось стабилизировать политическое положение в стране. Заключение военного союза с кыргызами и каракалпаками на время приостанови вторжения джунгар на казахские земли. В 1680 году джунгары напали на Южный Казахстан, уцелел только город Туркестан, где находился с войсками хан Тауке. В конце XVII и начале XVIII веков джунгарские феодалы беспрерывно совершали набеги стремясь к захвату Южного Казахстана и присырдарьинских городов. Хан Тауке прилагал значительные усилия по укреплению единства народа. Он опирался на помощь кыргызов и каракалпаков. В 1710 году близ Каракумов состоялся курултай трех жузов для решения вопроса об организации отпор а джунгарам. Было сформировано народное ополчение.

46. Мухаммед Хайдар Дулати «Тарихи Рашиди» - источник по истории Казахского ханства.

Историческое сочинение выдащегося средневекового историка и политического деятеля востока мирзы Мухаммеда хайдар дулати Тарих-и рашиди пользуется широкой и заслуженной известностью у востоковедов и историографов цетральной азии.Оно высоко оценивалось и егот современниками, историками крнца 16-18 веков.многие из них –амин ахмад рази, махмуд ибн вали, шах махмуд чурас и другие основывали разделы своих сочинений на материалах Тарихи Рашиди. Эта книга является одним из важнейших источников, Дающих возможность раскрыть проблему этногенеза и этнической истории казахского,Киргизского, уйгурского в определенной степени и узбекского народов. мухаммед Хайдар в своем труде отразил время завершения формирования 3 тюркских народностей Центральной Азии, и формирование их завершилось в эпоху Моголистана (как и остальной части казахског народа, среднего и младшего жузов,- в эпоху Ак-орды. Ханства «кочевых узбеков», Ногайской орды).Они стали правопреемниками моголов, их государственности, этнического состава, достигнутого уровня социокультурного развития.одновременно вливались в эти народы части одних и тех же могольских племен и родов, что обусловило их родство.Автор отразил в своем сочинении завершающий этап в дительном процессе сложения единой казахской народности-приобретение ею своенго национального имени. В своем кратком очерке истории казахских правителей он объясняет происхождение названия народности, показав трансформацию этнического названия «узбек-казахи» в «казахи».также он зафиксировал появление казахского этнополитического самосознания.В его труде показано административно- военное и территориально-этническое деление государства моголистан., его социальная структура населения.

Сочинение мирзы Хайдара- единствееный труд.,где говорится о факте образования Казахског ханства. Впервые сказано о расколе племен восточного дешт-и кыпчака и туркестана на «узбеков» и «казахов». О так называемой откочевке казахов.около 1459г. Труд «Т-и-Р», прославивший автора на века, явл-ся одноврем-но памятником лит-ры, историч.источником. В.П.Юдин писал, что «Т-и-Р»-один из основных первоисточников казахского народа. Труд состоит из 2-х дафтаров.Образцы культ-историч-х, текстологических изысканий этого труда показал Валиханов. Он определил, что 1 часть труда явл-ся историей отрасли джагатаидов, происшедшей от Туглук Тимур-хана. «2 часть содержит обстоят-ва (из жизни) самого автора: то,что слышал, видел о ханах, султанах джагатайских, о узбеках и о неприятностях, кот.он имел от своих родственников-ханов». По «Т-и-Р» Валиханов составил генеалогические таблицы, схематическую карту *, установил, на основании каких источников летопись написана, провел сравнит. анализ рукописи источника из Кашгарского перевода с персид. оригиналом «Т-и-Р», тем самым, придав этому оригин-му источнику значение не только как памятнику лит-ры, а прежде всего, как историч.источ-ку.М.К.Козыбаев квалифицировал 1-часть источника как летописный свод, напис-й ро образцу «Зафар-наме». 2-ч во многом напоминает ему аналитич.трактат о событиях, участником кот-го были он и его ближайшее окружение. Несмотря на то, что м/у историей джагатаева улуса и историей моголистанской элиты 1 пол.ХVΙ в.,кот-ю представалял сам автор и егоокружение, проходил опред-й водораздел, Т-и-Р яв-ся органически цельным произв-ем,напис-ым в едином ключе.Как историк-исслед-ль автор раскрывает сложную историю *,внут.и внеш.политику его властелинов, дает картину админ-полит.устройства этого гос-ва.Уделяет огромное внимание проблемам духов.жизни *.Отмечает,что основатель Могул улуса Тоглук-Тимур-хан 1-м принял ислам, не скрывает, что среди кочев.насел-я илсм не пользов-ся попул-ю. Пишет: «В своем стремлении насадить ислам среди могулов он проявил суровость и жестокость. Так, если к-либо могул не накручивал на голову чалму, ее прибивали к голове гвоздями».Т-иР яв-ся одним из важнейших источников, выясняющих проблему этногенеза казах.,узб.народов. в труде содерж-ся сведения о времени возник-я Каз.ханства. «В то время В Дашт-и Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидкого происхождения. Джанибек-хан и Кирей-хан бежали от него в * Иса-Буга-хан охотно принял их и предосьавил им округ Чу и Козы-Баши, кот.составляет зап.окраину *.Узб.улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел врасстройство.Больш.часть подданных откочевала к Кирей-х и Джанибек-х. За ними утвердилось название узбеки-казахи.»Некоторые совет.историки умаляли каз.госуд-ть,все более приближаясь к взглядам царских сатрапов.Так, А.Ф.Якунин писал,что в Каз-не было всегда 3 жуза,3 орды. Профессор С.Л.Фукссоздал особую теорию о сущности Каз.гос-ва. По его мнению,Каз.гос-во при Касыме,Хакназаре и Тевеккеле было воен.объедин-ем, возглавленным временным,более или менее устойчивым ханом,оборононительно-наступательным воен.союзом отдельных мелких гос.объедиг-й каз.«родов»,предводительствуемых султанами».Несмотря на огромное идеологич. Давление, оказанное Ком.партией, историки С.В.Юшков,В.Ф.Шахматов,М.П.Вяткин защищали идею каз.госуд-ти. Это свидетельствует о том,как высоко ценился «Т-и-Р» как достоверн.источник истории становления и укрепления Каз.ханства.

47. Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана. Этноним «казах».

Происхождение этнонима «казах» до сих пор является дискуссией, оно носило отражение в многочисленных легендах. Есть мнение, согласно которому наименование «казак» восходит в периоду Восточного и Западного тюркских каганатов, когда во время правления Куль-тешна и Билые кагана восточные тюрки стали называться «кок тюрки» («голубые тюрки»), тогда как этноним «казак» якобы связан со словом «кас», что в тюркском языке обозначает «настоящий» и «ак» – «запад». В итоге «кас-ак» – «настоящий выходец из запада». Так как, имеются много разных толкований, в том числе и связанных с белым гусем «казак» и глаголами «кас» - рыть, «кез» - скитаться, «каг» - бежать, спасаться. Но все же наиболее аргументированным является утверждение о том, что слово «казак» возникло в регионе обитания кипчаков не ранее XI в. и означает «свободный скиталец», в него вкладывался социальный смысл и означал людей, отделившихся то своего народа.Основными аспектами изучения происхождения казахского народа являются лингвистический и антрополитческий. С этих позиций древнюю историю можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III-I тысячелетиях до нашей эры население Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом отношении входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи. Результаты исследований по археологии, этнографии, топонимике, палеоантропологии свидетельствуют, что в эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных, культурных традиций, этнического развития лингвистической близости возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и Казахскую народность. Начало I тысячелетия н.э. для большей части Евразии, в том числе для Казахстана, Средней Азии ознаменовалось новым этапом в этногенетическом развитии, вследствие чего образовались Кочевые объединения с тюрко-язычными наречиями. В XV-XVI веках в основном завершался многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее 14-15 вв. на основе сложного взаимодействия двух больших рас – автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.