КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политика государства в сфере исполнения уголовных наказаний
В советской литературе при исследовании понятия, предмета, принципов, системы и т.д. исправительно-трудового права обязательно рассматривались вопросы исправительно-трудовой политики. Так сложилось, что ни одна отрасль советского права не уделяла столь большого внимания политическому аспекту своего содержания. По мнению авторов одного из учебников, советское исправительно-трудовое право образует «нормы права, закрепляющие в соответствии с требованиями исправительно-трудовой политики волю советского народа в области исполнения наказаний, соединенных с мерами исправительно-трудового воздействия»*. * Советское исправительно-трудовое право. М., 1983, с. 9.
О роли, содержании, принципах советской исправительно-трудовой политики издано множество монографий, учебных пособий, статей.* Традицией было то, что если не разделом, то параграфом о ней начинался каждый учебник по исправительно-трудовому праву. В этой связи приведем одно из определений исправительно-трудовой политики: «Исправительно-трудовая политика-это выработанное Коммунистической партией Советского Союза и Советским государством направление деятельности соответствующих государственных органов и общественности в области исполнения наказаний, связанных применением мер исправительно-трудового воздействия, а так же определенные этим направлением задачи, формы и содержание указанной деятельности»**. * Стрижов Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970; Рябинин А.А. Ленинская концепция уголовной исправительно-трудовой политики и ее реализация в проектах уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. // Сб.: Актуальные проблемы криминологии и исправительно-трудового права. М. 1990, с. 91-100. ** Советское исправительно-трудовое право. Л., 1989. с. 5.
Роль Коммунистической партии, ее основателей и вождей формировании и развитии исправительно-трудовой политики исправительно-трудового права достаточно подробно освещены в разного рода публикациях. Так сложилось, что вожди-основатели Коммунистической партии и Советского государства были хорошо осведомлены об уголовно-исполнительной системе, ее достоинствах и недостатках. Как отмечается во всех исследованиях, у истоков формирования советской уголовной исправительно-трудовой политики стоял В.И. Ленин. Несомненно, что его идеи и предположения во многом определили цели и содержание советской уголовной и исправительно-трудовой политики. Разумеется, каждая отрасль права, в том числе и регулируемая сферу исполнения наказаний, должна закреплять в своих институтах и нормах цели, принципы, стратегию, основные средства и методы политики (идеологии) государства в той или иной социальной сфере. Однако, государство и только оно, а не какая-либо политическая организация вправе, да и обязано определять политику (идеологию) в той или иной сфере общественных отношений и устанавливать правовые нормы, регулирующие эти отношения. Эта политика, ее роль, задачи, основные принципы и т.д. должны быть научно-обоснованными и направленными прежде всего на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, государства, общества в целом. Она должна быть стабильной, независимой от часто не обоснованных руководящих решений и постановлений. Несомненно, что основные задачи и принципы уголовно-исполнительной политики должны быть законодательно оформлены. Практическое значение нормативного закрепления основных задач и принципов уголовно-исполнительной политики, которые призваны регулировать реакцию государства на наиболее острые, болезненные вопросы, поведение граждан, заключается в том, что они приобретают характер общеобязательности, а также, что очень важно, публичности (открытости). Новое уголовно-исполнительное законодательство пошло по пути закрепления основных положений политики государств сфере исполнения наказаний в различных статьях УИК (ст.ст. 1, 3, 8, 9 и др.). Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что любую отрасль права, в том числе и уголовно-исполнительное, нельзя рассматривать в качестве пассивного регистратора государственной политики. Любая отрасль должна иметь свои собственные, базовые и стратегические положения и направления, чтобы противодействовать не всегда и не во всем обоснованным требованиям политики государства. Так, в течение долгого времени основополагающими требованиями и задачами уголовной политики и политики в сфере исполнения наказаний были положения о полной ликвидации преступности в нашей стране, о перевоспитании всех правонарушителей. Конечно, не удалось достичь поставленной цели. Однако проводилась огромная работа и государственными органами, и общественными организациями по предупреждению преступлений, особенно среди молодежи. И многое удавалось сделать. Города и поселки страны не выглядели зарешеченными крепостями. Ясно, что борьба с преступностью - дело общее, всех и каждого. В настоящее время актуальным является создание механизма и условий для реализации законодательно закрепленных положений и принципов уголовно-исполнительной политики. Стратегию, основные задачи и направления политики в сфере исполнения уголовных наказаний, формы и методы ее реализации определил целый комплекс факторов. Основными из них являются: социально-политическое, экономическое и нравственное состояние общества, состояние и динамика преступности, требования международных актов о правах человека и oбращении с осужденными, уровень правосознания, развитие науки и др. Основными субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения уголовных наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ Президент определяет основные направления внутренней политики. Уголовно-исполнительная политика, являясь составной частью уголовной политики, относится к составляющим элементам внутренней политики государства. Федеральное Собрание РФ, принимая законы и другие нормативные акты, регулирующие сферу борьбы с преступностью вопросы исполнения наказаний, непосредственно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Все другие субъекты государственной власти и управления Российской Федерации, а также иные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений лишь реализуют ее в своей деятельности. Итак, уголовно-исполнительная политика, являясь частью политики государства в области борьбы с преступностью, призвана определять цели, задачи, стратегию, принципы, основные направления, формы и методы государства по реализации исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |