Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика в области просвещения




Внутренняя и внешняя политика Николая I.

Царствование Николая I расценивается как «апогей самодержавия». Его политический

курс был реакцией на рост революционного движения в Западной Европе и на восстание декабристов в России. По существу он был продолжателем политической реакции, наступившей в последние годы царствования Александра I. Он выступал с позиций необходимости принятия ряда мер, которые бы не меняя существующей политической системы, предотвратили вероятность нового революционного потрясения. Этим объясняется противоречивость его политики.

Одной из главных задач внутренней политики Николая I, было укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления. Главным принципом здесь являлся принцип централизации. В практику вошло создание многочисленных секретных комиссий для решения вопросов, которые подчинялись непосредственно императору. Важное значение приобрела при Николае I Канцелярия его Императорского Величества, которая фактически подменила собой Сенат и Государственный совет. Стремясь всячески оградить российское общество от влияния западных идей, Николай I предпринял ряд мер, призванных усилить контроль и надзор за деятельностью административного аппарата, за печатью, системой просвещения, а также усилить личное влияние на все стороны государственной жизни. Императорская канцелярия разрослась. При ней было создано II отделение - для кодификации законов, III отделение - высшая полиция, IV отделение - для руководства женскими училищами и благотворительными заведениями, V отделение - для проведения реформы государственных крестьян, VI отделение - для управления Закавказьем. III отделение стало органом личной власти императора, государством в государстве по своему значению. Особая роль в укреплении самодержавной власти отводилась III отделению Канцелярии – органу политической полиции. Оно надзирало за законностью и порядком в органах управления и общественной жизни. Во главе ее находился шеф корпуса жандармов А.Бенкендорф.

Правление Николая I характеризуется созданием всевозможных секретных и несекретных комитетов и комиссий по различным вопросам, подчинённых самому царю. Под руководством Сперанского была осуществлена кодификация законодательства. все известные законы были собраны в хронологическом порядке, из них выбраны действующие. Полное собрание законов Российской империи с 1649 по 1825 гг. составило 45 томов.

 

Реакционность Николая I проявилась в области просвещения и печати, так как

в них он видел опасность вольнодумства. В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений. В его задачу входила проверка уставов учебных заведений, выработка единых принципов просвещения, определение дисциплин и учебной литературы. Образование должно было, по мнению правительства, воспитывать "скромных граждан", которые бы трудились для правительства каждый на своём поприще. Идейной платформой перестройки системы образования, управления всей сферой культуры стал лозунг министра просвещения, президента Академии наук С.С.Уварова: "самодержавие, православие, народность". В 1827 г. был издан царский рескрипт о запрещении принимать в гимназии и университеты детей крепостных крестьян. Тем самым в основу образования был положен принцип сословности. По новому Университетскому Уставу 1826 г. высшие учебные заведения лишались автономии, и попадали в зависимость от попечителей учебного округа. Приём в университеты ограничивался, а плата росла, из учебных программ были изъяты такие предметы, как естественное право, философия. Однако приостановить процесс распространения образования уже не представлялось возможным.

Особое внимание правительство обратило на печать. В 1826 г. был учрежден

«Устав о цензуре», по которому на цензуру возлагалась обязанность следить не только за политическим направлением печати, но и за литературными вкусами. Это вызвало бурную реакцию литераторов, под влиянием чего в 1828 г. был опубликован более мягкий устав. Однако в 1827 г. была установлена параллельная цензура – повторная проверка произведений. Введение нового "чугунного" Цензурного устава также не принесло ожидаемого результата. Крамольные идеи продолжали распространяться несмотря на все препятствия, а усиление надзора за литературой не только не остановило перо ни Пушкина, ни Лермонтова, ни других выдающихся русских поэтов и писателей. Именно на период правления Николая I приходится "золотой" век русской поэзии.

Крестьянский вопрос

Сохраняя в неприкосновенности политическую систему самодержавия и не решаясь трогать систему крепостничества, которая всё более заходила в тупик, Николай I был вынужден принять ряд мер, ослабляющих зависимость крестьян от помещиков, упраздняющих её наиболее одиозные проявления. Запрещалось отдавать крепостных на заводы; ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь; запрещалось продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семьи, дарить или платить ими долги; дворянам без имений запрещалось покупать крестьян без земли; помещики получили право отпускать дворовых на волю; при продаже имений с публичного торга крестьяне получили право выкупа на свободу; крестьянам разрешалось приобретать с согласия помещика недвижимость.

Более серьёзные меры решения крестьянского вопроса неоднократно обсуждались в многочисленных секретных комитетах (более 10). Комитет 1835 г. поставил задачу " нечувствительного возведения крестьян из состояния крепостного до состояния свободы". Предполагалось в три этапа и в неопределённые сроки освободить крестьян без земли. Работа комиссии закончилась без результата. В 1839 г. был создан новый комитет, где видную роль играл известный государственный деятель того времени, человек высокообразованный, придерживающийся либеральных взглядов - П.Д.Киселёв. Итогом работы комитета стал указ 2 апреля 1842 г. " об обязанных крестьянах.". Владельцам крестьян разрешалось заключать с крестьянами по взаимному соглашению договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли полное право вотчинной собственности, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за установленные повинности. Таким образом, до реформы 1861 г. было освобождено всего 27 тыс. крестьян.

Самой крупной мерой в области аграрного вопроса была реформа государственных крестьян, проведённая в конце 30-х годов. Государственные крестьяне составляли 34% всего податного крестьянского населения и юридически являлись свободным сословием, находящимся в подчинении у государства. Целью реформы было поднять благосостояние этой категории населения и подать пример помещикам по управлению их собственными деревнями. Руководил реформой П.Д.Киселёв, в 1835 г. возглавивший V отделение императорской канцелярии. Государственные крестьяне рассматривались как свободные жители, обрабатывающие государственную землю. Малоземельные были наделены землёй, пересмотрено обложение податями в соответствии с местными условиями; учреждены "вспомогательные ссуды" для мелкого кредита крестьянам; создавались медицинские и ветеринарные пункты; расширилась сеть низших школ.

Николай I счёл необходимым поощрять развитие промышленности. Для защиты интересов нарождающейся буржуазии были учреждены Мануфактурный и Коммерческий советы. В целях расширения системы технического образования созданы Технологический университет в Петербурге, Московское ремесленное училище. При всей противоречивости принимаемых мер в них прослеживается стремление поднять промышленный уровень России. Однако революционные события в Европе в 1848-1849 гг. положили конец скромным реформаторским попыткам Николая I.

В последние предреформенные десятилетия (30-50-е годы XIX века) крепостное право вошло в полосу глубокого кризиса. Развитие новых, капиталистических по характеру явлений в экономике России в предреформенные десятилетия вступило в острый конфликт с крепостничеством, которое стало серьезным тормозом роста производительных сил, промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства приходили в упадок. Резко упала производительность барщинного труда. Помещичьи имения закладывались и перезакладывались. Выражением социального кризиса явился последовательный рост в предреформенные десятилетия крестьянского антикрепостнического движения. Помимо волнений и восстаний протест крестьянства против крепостничества проявлялся и в других формах: убийства помещиков и управляющих имениями, бегство от помещика, жалобы местным властям и царю, распространение слухов о воле, будораживших умы крестьян.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.