Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели деятельности крупнейших компаний мира




КОНЦЕНТРАЦИЯ В ОТРАСЛИ

КОНЦЕНТРАЦИЯ, ИНТЕГРАЦИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ

Одним из основных направлений в развитии экономики уже много лет является укрупнение ее субъектов. Предприятия объединяются уже не только в рамках отрасли или государства. Возникают транснациональные объединения. Для цветной металлургии особенно характерны такие направления развития, как концентрация, интеграция и диверсификация.

Концентрация производства - это сосредоточение выпуска одного или нескольких родственных видов продукции в одном месте, в пределах крупных предприятий, компаний.

Цветная металлургия в силу технологических особенностей производства всегда относилась к отраслям с высокой степенью концентрации производства. Если тенденцией последних лет во многих отраслях отечественной экономики было появление большого количества эффективно функционирующих небольших предприятий, то в металлургии процессы концентрации приобрели еще более выраженный характер.

Концентрация производства может развиваться на основе увеличения выпуска однородной (специализированные предприятия) или разнородной (универсальные предприятия) продукции, а также комбинирования производства (предприятия-комбинаты).

Для анализа уровня концентрации применяют как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому различают абсолютную и относительную концентрацию.

Абсолютная концентрация (табл. 11) характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем реализации продукции, стоимость имущества, средняя численность работающих...

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др.

 

Т а б л и ц а 11

Показатели 1970 г. 1980 г. 1997 г.
"Дженерал Моторз", США
Реализованная продукция, млрд дол. 18,7 57,7 178,2
Акционерный капитал, млрд дол. 9,8 17, 12,8* (1995 г.)
Занятость, тыс. чел.     692 (1995 г.)
"Экссон", США
Реализованная продукция, млрд. дол. 16,5 103,1 122,4
Акционерный капитал, млрд. дол. 10,9 25,4 158,0
Занятость, тыс. чел.     86 (1995 г.)
"Форд Моторз", США
Реализованная продукция, млрд дол. 15,0 37,1 153,6
Акционерный капитал, млрд дол. 5,5 8,6 21,7* (1995 г.)
Занятость, тыс. чел.     337 (1995 г.)
"Дженерал электрик", США
Реализованная продукция, млрд дол. 8,8 25,0 90,8
Акционерный капитал, млрд дол. 1,0 2,0 222,7
Занятость, тыс. чел.     221 (1995 г.)
"ИБМ", США
Реализованная продукция, млрд дол. 2,0 10,9 78,5
Акционерный капитал, млрд дол. 2,5 4,0 24,4* (1995 г.)
Занятость, тыс. чел.      

* Вместо рыночной капитализации указана величина собственного капитала.

Уже сам по себе размер предприятия может служить характеристикой концентрации на рынке. Этот критерий положен в основу определения монопольной ситуации в России, где свидетельством монополизма служит контроль не менее 35 % рынка.

Для оценки состояния концентрации могут быть использованы различные показатели, к которым относятся, например, индекс Джини, индекс энтропии. Но чаще всего для этих целей применяют коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент концентрации, или индекс концентрации, представляет собой сумму долей крупнейших производителей рынка:

где X - рыночная доля отдельного субъекта; k - количество производителей, для которого ведется расчет. Например, CR3 - доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов.

Индекс концентрации отражается на кривой рыночной концентрации (рис. 74). По горизонтальной оси этого графика откладывается кумулятивно нарастающее число хозяйствующих субъектов k, начиная с наиболее крупных, а по вертикальной - кумулятивная доля товарного рынка, приходящаяся на определенное число продавцов CR.

Рис.74. Кривая рыночной концентрации

Однако информация, которую дает коэффициент концентрации, не всегда достаточна для характеристики рынка. Дополнить ее можно расчетом других показателей, например индекса Герфиндаля-Гиршмана HHI. Он показывает влияние крупных компаний на состояние рынка. HHI рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:

где n - число хозяйствующих субъектов, действующих в отрасли; Xi -доля i -го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции в отрасли, %.

Величина HHI варьируется в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10 000 (абсолютная монополия). С 1982 г. индекс Герфиндаля-Гиршмана служит основным ориентиром для осуществления антимонопольной политики США.

Уровень концентрации влияет на поведение субъектов рынка: чем выше уровень концентрации, тем больше они зависят друг от друга.

Рост концентрации производства обуславливает получение большого экономического эффекта и конкурентных преимуществ.

Экономический эффект обеспечивается за счет экономии: на масштабе производства (технологическая экономия); на масштабе сферы деятельности (экономия на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта); на трансакционных расходах (экономия на сделках, операциях, контрактах, договорах). Кроме того, экономический эффект зависит от получения конкурентных преимуществ на рынках (экономия от координации рыночного поведения объединяемых корпорацией фирм, внутрифирменного и межстранового перераспределения ресурсов, регулирования цен тарифов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.