Профессионально ориентированные интересы и склонности
Оптация (12–16 лет)
Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение
Профессиональная подготовка (16–23 года)
Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду
Профессиональная
адаптация (18–25 лет)
Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества
Первичная профессионализация
Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции (ключевые квалификации), индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд
Вторичная
профессионализация
Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, ключевая компетенция, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная профессиональная деятельность
Профессиональное
мастерство
Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития
Поэтому, по мнению Э.Ф. Зеера, можно утверждать, что реальное протекание профессионального развития отличается неустойчивостью, неупорядоченностью. Кроме того, не все стадии последовательно сменяют друг друга, отдельные стадии, например, вторичной профессионализации или мастерства, в индивидуальной профессиональной жизни могут вообще отсутствовать. А, учитывая процессы самоорганизации и иррациональные тенденции развития, следует допустить наличие множества реальных нелинейных траекторий профессионального становления личности.
Как отмечает Э.Ф. Зеер, переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности и породить субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты.
Переход от одной стадии к другой выводит сложившуюся систему взаимодействия личности с социально-профессиональной средой из состояния подвижного равновесия, в результате чего перед личностью как бы возникает необходимость выбора дальнейшего сценария профессиональной жизни.
Профессионально обусловленные колебания порождают субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Развертывание этих психологических проблем приводит к кризисам профессионального развития.
Опираясь на концепцию профессионального становления Э.Ф. Зеера, под кризисами профессионального развития личности мы будем понимать непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития.
Основными признаками профессиональных кризисов является: потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение уровня профессионализма, внутренняя растерянность, осознание необходимости переоценки себя, понижение собственной оценки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей.
Классификация кризисов профессионального развития личности
Кризисы
(возраст, лет)
Факторы, детерминирующие кризис
Способы преодоления кризиса
Кризис учебно-профессиональной ориентации
(14,17)
Формирование профессиональных намерений, их реализация. Становление «я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизни.
Конструктивный: выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки.
Неконструктивный: маргинализм, асоциальное поведение.
Кризис профессионального выбора
(16-18)
Неудовлетворенность профессиональным образованием, изменение социально-экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности
Конструктивный: смена мотивов учебно-профессиональной деятельности, коррекция выбора профессии. Неконструктивный: уход из профессионального учебного заведения, маргинализм, асоциальное поведение.
Кризис профессиональных экспектаций
(18-20)
Трудности профессиональной адаптации. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности
Конструктивный: активизация профессиональных усилий, корректировка мотивов труда.
Неконструктивный:
увольнение смена специальности, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональной деятельности, формирование адаптивной модели профессионального развития (Л.М. Митина).
Кризис профессионального роста
(23-25)
Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьеры, а также зарплатой, своим профессиональным статусом. Потребность в самоутверждении. Создание семьи, ухудшение финансового положения.
Конструктивный: повышение квалификации, должностной рост, общественное признание результатов профессиональной деятельности.
Неконструктивный: смена места работы, вида деятельности, «уход» в непрофессиональную среду (хобби, семья, быт).
Кризис профессиональной карьеры
(30–33)
Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность возможностями реализовывать себя в сложившейся профессиональной ситуации, свои социально-профессиональным статусом. Коррекция «я-концепции».
Конструктивный: должностной рост, принятие альтернативных сценариев дальнейшей профессиональной карьеры (освоение новой специальности, повышение квалификации), творческая профессиональная деятельность.
Неконструктивный: уход из профессиональной деятельности, стагнация, консерватизм, разрыв профессиональной идентичности.
Неудовлетворенность социально-профессиональным положением и возможностями профессиональной самореализации (изменение конкурентоспособности на рынке труда при объективном адекватном профессионализме в силу факторов «возраст», «пол», «предпенсионный период»). Осознание неизбежности завершения профессиональной деятельности. Ригидность психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.
Конструктивный: достижение вершин карьеры, переход на инновационный уровень выполнения деятельности, сверхнормативная социально-профессиональная активность, новаторство. Освоение смежных профессиональных областей.
Неконструктивный: уход из профессии, профессиональные деструкции, конфликтность, дезорганизующие эмоциональные состояния (апатия, страх, тревога, депрессия).
Кризис утраты профессиональной деятельности
(55-60)
Уход на пенсию. Необходимость подготовки к новой социальной роли, освоения нового способа жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Снижение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.
Конструктивный: продолжение посильной трудовой деятельности, освоение новых видов труда, общественно полезная активность, активный досуг.
Неконструктивный: погруженность в прошлое, неудовлетворенность прожитой жизнью, неоправданное снижение социальной активности, ограничение круга общения, дезорганизующие эмоциональные состояния (апатия, страх, тревога, депрессия, страх одиночества, страх смерти).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление