Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие культуры в 20-30-е годы




 

Строительство нового общества требовало изменения не только экономического и политического обустройства страны, но и духовно-нравственного развития человека, его культурного уровня. Культурное строительство предполагало осуществление многих взаимосвязанных между собой задач. На ход культурного строительства, его особенности наложили отпечаток относительная отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народамистраны. До Октябрьской революции более 70% взрослого населения страны не умело считать и писать. Неграмотность сельского населения достигала 85%. Многие народности вообще не имели письменности. Борьба с неграмотностью стала важнейшим делом в области образования.

Первый пятилетний план предусматривал введение к 1932 г. всеобщего начального обучения детей младшего школьного возраста. Всеобщее обязательное начальное обучение в целом по стране было осуществлено к концу второй пятилетки (1937 г.). Возросшее финансирование позволило в 30-е годы построить более 30 тыс. школьных зданий, выпустить около 300 млн. экземпляров стабильных учебников по всем предметам, вдвое расширить сеть педагогических учебных заведений для подготовки учителей. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее (неполное среднее) образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке). Однако обучение в старших классах стало с 1940 г. платным (300 руб. в год). Это переключило интерес большинства городской молодежи с общеобразовательной школы на ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), готовившие кадровый резерв квалифицированной рабочей силы. К 1930 г. безработица в СССР была ликвидирована.

В 30-е годы крупные изменения произошли и в высшем образовании. Если в 1928 г. был взят курс на ускоренную подготовку специалистов, сокращенное обучение, узкую специализацию, снижавшие качество учебы, то с 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные экзамены в вузы. Для повышения ответственности и роли преподавателей в учебном процессе СНК установил в 1934 г. ученые степени и звания. К концу 30-х годов более 100 городов всех республик СССР имели университеты и институты. В 820 вузах обучалось более 800 тыс. студентов, из которых около 60% составляли женщины. На 1 января 1941 г. в народном хозяйстве СССР работало 908 тыс. специалистов с высшим образованием. Более половины из них были выходцами из рабоче-крестьянской среды.

Сотни вузов и тысячи техникумов способствовали быстрому росту советской интеллигенции. К началу 40-х годов ее численность достигла 14 млн. человек, из которых 2,4 млн. имели высшее и среднее специальное образование (17%). Значительным оставался удельный вес практиков, т.е. специалистов без необходимого образования, занимавшихся преимущественно умственным трудом. В целом интеллигенция СССР стала однотипной в социально-экономическом и идейно-политическом отношении.

В 30-е годы главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономического развития страны. Как и прежде, главным научным центром страны была Академия наук СССР, филиалы которой с 1932 г. стали создаваться в столицах союзных республик. Более тысячи научно-исследовательских институтов АН СССР и хозяйственных наркоматов разрабатывали основные научно-технические проблемы, предусмотренные государственными планами.

В начале 30-х годов на основе разработок советских химиков (во главе с академиком С.В. Лебедевым) было налажено производство синтетического каучука из этилового спирта. В 1932 г. геологи под руководством академика И.М. Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии, названные “вторым Баку”. Академик Н.И. Вавилов собрал крупнейшую в мире уникальную коллекцию культурных растений пяти континентов для изучения и практического использования. Особенно значительными были научные разработки физиков, работавших на оборону. В 1933 г. группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила первые советские ракеты. В эту группу входили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия (“Катюши”) А.Г. Костиков и будущий главный конструктор космических кораблей С.П. Королев. К этому времени относится начало изучения советскими учеными стратосферы. В 1933 г. первый советский стратостат “СССР” поднялся на высоту 19 км. В 1934 г. второй стратостат “Осоавиахим-1” с экипажем поднялся на высоту 22 км. Вторая разведка космоса закончилась гибелью экипажа, но это не остановило научные разработки.

Особую страницу в научной летописи 30-х годов вписали исследователи Арктики со главе с О.Ю. Шмидтом. В июле 1933 г. он возглавил научную экспедицию через Ледовитый океан на корабле “Челюскин”, который вскоре попал в ледовое сжатие и в феврале 1934 г. затонул. В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине полярники создали “лагерь Шмидта”. За героизм при спасении полярников Советское правительство впервые присвоило звание Героя Советского Союза летчикам. В 1937 г. изучение и освоение Арктики продолжили И.Д. Папанин, Э.Т. Кренкель, Е.К. Федоров, П.П. Ширшов. За 274 суток четверка полярников продрейфовала на льдине в океане от Северного полюса более 2500 км. В районе Северного полюса были созданы опорные метео- и радиостанции. Благодаря им в 1937 г. летчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили через полюс беспосадочный перелет в США.

Значительных успехов достигло также советское авиастроение (разработка конструкции цельнометаллического самолета А.Н. Туполевым и др.), однако во время массовых репрессий конца 30-х годов многие ученые, в том числе и авиаконструкторы, были арестованы. Некоторые из них продолжили свои работы в заключении в специальных лабораториях системы НКВД.

Во второй половине 30-х годов в научных дискуссиях стали активно использовать политические ярлыки. Оппоненты часто лишались не только работы по специальности, но и свободы, а порой и жизни. Президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Н.И. Вавилов в 1935 г. был отстранен от руководства академией и вскоре арестован.

Развитие литературы и искусства в 30-е годы определялось постановлением ЦК ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций” (1932). Все объединения творческой интеллигенции были ликвидированы, начался процесс создания новых единых “отраслевых” организаций республиканского и всесоюзного масштаба. Крупным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. и избравший председателем правления Союза писателей A.M.Горького. Он в 1931 г. окончательно вернулся на родину и стал активным пропагандистом социалистического реализма, который провозглашался основным художественным методом. В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном искусстве осуждалось; современная драма, сатира, любовная лирика фактически запрещались; неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема. Это объяснялось необходимостью “морального вооружения” народа накануне неизбежной и близкой войны. К числу важнейших достижений советской литературы 30-х годов относятся романы “Жизнь Клима Самгина” А.М. Горького, “Поднятая целина” М.А. Шолохова, “Как закалялась сталь” Н.А. Островского, “Петр Первый” А.Н. Толстого, книги для детей А.П. Гайдара и др. Продолжалось поэтическое творчество А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, О.Э. Мандельштама. Следует отметить также драматургию Н. Погодина, Л. Леонова, Вс. Вишневского и др.

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С.С. Прокофьева (музыка к кинофильму “Александр Невский”), A.И. Хачатуряна (музыка к кинофильму “Маскарад”), Д.Д. Шостаковича (опера “Леди Макбет Мценского уезда”, запрещенная в 1936 г. “за формализм”). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александро­ва, В. Соловьева-Седого.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография (фильмы “Чапаев” С. и Г. Васильевых, “Депутат Балтики” И. Хейфица и А. Зархи, “Александр Невский” С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова “Веселые ребята” и “Цирк”).

В живописи также активно разрабатывалась историко-рево­люционная тематика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.