Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки и механизм рынка монополистической конкуренции




Экономические последствия монополии.

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по следующим причинам:

1) нерациональное использование общественных ресурсов; производственная неэффективность

Следствием свободной конкуренции по праву можно считать и производственную эффективность, и эффективность размещения общественных ресурсов.

Производственная эффективность достигается тем, что предприятия, стремясь удержаться на рынке, работают при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства – минимальны. Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходит до той точки, в которой цена была бы равна предельным издержкам. При тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится.

Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы при монополистических рынках.

Признаки монополистической конкуренции:

1) на рынке действует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой из них над ценой;

2) дифференциация продукта;

3) неценовая конкуренция, обусловленная действительными (или мнимыми) различиями товаров;

4) вступление в отрасль является относительно легким. Модель монополистической конкуренции соединяет монополистические и конкурентные характеристики рынка.

Монополистический конкурентный рынок обладает дву­мя ключевыми характеристиками: во-первых, фирмы кон­курируют, продавая дифференцированные продукты, кото­рые имеют высокую норму замещения одного другим, но не абсолютно взаимозаменяемы. Во вторых, проникновение новых фирм на рынок не ограниче­но — новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фир­мам — выйти. Чтобы увидеть, почему свободный доступ на рынок является важным требованием, сравним рынки зубной пасты и автомобилей. Рынок зубной пасты подвержен мо­нополистической конкуренции, а рынок автомобилей луч­ше характеризовать как олигополию. Для других фирм относительно просто создать новые марки зубной пасты, которые могли бы конкурировать с марками «Крест» и «Колгейт». Это ограничивает прибыльность производства марок «Крест» или «Колгейт». Если бы прибыль была ве­лика, другие фирмы затратили бы необходимые средства, чтобы предста­вить на рынок товары своей собственной марки.

Автомобильный рынок также характеризуется диффе­ренциацией продукта. Однако большой эффект масштаба делает вступление новых фирм затруднительным. Поэтому вплоть до середины 70-х годов, когда японские произ­водители стали серьезными конкурентами, три крупнейших автомобилестроителя США владели большей частью рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.