КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. К.ю.н., доцент Курпякова Светлана Ивановна
Москва 2014 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО К.ю.н., доцент Курпякова Светлана Ивановна
Программа курса "Гражданское право" настоящего раздаточного материала предусматривает изучение студентами основных теоретических положений гражданского права. Программа состоит из двух частей - общей и особенной, и двенадцати разделов, в которых раскрыты 69 тем. Актуальность курса «Гражданское право» особенно видна на фоне рыночной экономики, когда возрастает роль и значение гражданско-правового регулирования товарно-денежных и иных отношений, применения гражданского законодательства в качестве основного регулятора акционерных отношений, биржевого, вексельного, страхового, банковского права, других юридических институтов, определяющих специализацию гражданско-правовых знаний. Целью настоящего курса является достижение всестороннего глубокого понимания студентами природы и сущности гражданско-правовых отношений, подготовка к практической деятельности высококвалифицированных специалистов-цивилистов, формирование творческой личности будущих цивилистов. Задача курса «Гражданское право» - ознакомить студентов со следующими вопросами: - гражданское право в системе права России; - предмет гражданско-правового регулирования; - гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений; - понятие, содержание и виды гражданских правоотношений; - граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений; - объекты гражданских правоотношенийи их основные виды; - понятие и виды юридических фактов в гражданском праве; - сделки и условияих действительности; - понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав; - право на защиту; - гражданско-правовая ответственность, ее условия и размер; - сроки в гражданском праве; - собственностьи ее правовые формы, - понятие и объекты права собственности, понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав; - наследование собственности граждан; - гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав; - гражданско-правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности; - исключительное право (интеллектуальная собственность); - авторское право; - патентное право на изобретение, полезную модель и промышленный образец; - право на фирменное наименование и товарный знак; - гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными; - понятие, виды и исполнение обязательств; - понятие, содержание и виды гражданско-правовых договоров; - заключение, применение и расторжение договоров; - отдельные виды договорных и иных обязательств; - обязательства по передаче имущества и пользование; - обязательства по производству работ; - обязательства по реализации результатов интеллектуальной деятельности; - обязательства по оказанию услуг; - обязательства по совместной деятельности; - обязательства из односторонних действий; - внедоговорные (правоохранительные) обязательства. Методика изучения курса: - получение знаний и выработка у студента навыков креативного мышления основано на лекционном курсе, выполнении контрольных заданий, самостоятельной работе студентов. В совокупности с ответственным и заинтересованным отношением к изучаемой дисциплине со стороны студента эти формы обучения являются основой, как для получения требуемых учебным курсом знаний, так и для выработки необходимых для профессиональной деятельности умений и навыков эффективного мышления. Лекции проводятся с использованием технических средств обучения (компьютеров, калькуляторов, плакатов, слайдов) раздаточного материала, учебных и методических пособий. На лекциях преподаватель излагает основные понятия и категории дисциплины, проводит обзор литературы, рассматривает содержание основных проблем и тем курса «Гражданское право». Содержание и последовательность изучения курса, определяемых программой из настоящего раздаточного материала, не исключает дополнение ее другими темами, расширяющими и углубляющими курс в случае постановки в ходе учебного процесса специфических задач, обусловленных особенностями той или иной специализации. Поэтому изучение курса не ограничивается только аудиторными лекционными занятиями. Немалое внимание уделяется индивидуальной и самостоятельной работе с упражнениями и задачами. Лекции является составной частью учебного процесса и представляет собой систематическое, последовательное изложение лектором программного материала. Лекция – это одна из основных и наиболее важных форм учебной работы студентов. Лекции для студентов заочной формы обучения носят установочный и обзорный характер. Это означает, что они охватывают не все вопросы учебной программы по дисциплине, а лишь наиболее фундаментальные, узловые темы. Относительно других, специально не рассмотренных тем, на лекциях даются методические рекомендации по их самостоятельному изучению. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней сильные стороны и кажущиеся Вам слабости. Возникающие в процессе лекции вопросы нужно обязательно сформулировать на полях тетради конспекта и задать их преподавателю в конце лекции. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, не нарушать его логики, но можно сделать и устно. Лекцию необходимо конспектировать в отдельной тетради. К текстуальной записи лекции не надо стремиться. Важно зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы, раскрывающие тему лекции, а также оригинальную иллюстративную информацию к ней. Для облегчения процесса конспектирования лекции целесообразно использовать различные сокращения слов, в том числе как общепринятые, так и индивидуальные, то есть привычные для конкретного студента. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга. Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя представляет плод его индивидуального творчества. Он читает свой авторский курс со своей логикой и со своими теоретическими и методическими подходами. Это делает лекционный курс конкретного преподавателя интересным индивидуально-личностным событием. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение сложные вопросы Государственного образовательного стандарта, которые вызывают затруднения у студентов. Хороший конспект лекции окажет большую пользу при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Консультации – одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену (зачету), а также при необходимости перед семинарами и практическими занятиями. Учитывая специфику заочной формы обучения, самостоятельная работа является основным видом учебного процесса, что предполагает: ─ изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников. Изучение, рекомендованной к курсу литературы, необходимо для подготовки к семинарским занятиям, всем видам контроля, для выполнения домашних заданий и написания докладов и рефератов. А так же целесообразно знакомиться с литературой перед лекциями для облегчения и более глубокого понимания объясняемых на лекции теоретических положений. изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников. В процессе изучения дисциплины студенты должны опираться на нормативные документы по соответствующим вопросам, постоянно следить за изменениями и дополнениями, вносимыми в них, так как нормативная база законодательства может быть далека от совершенства; она постоянно корректируется соответствующими органами, тем более в условиях совершенствования нормативной правовой документации; ─ учета того, что каждый учебник или учебное пособие имеет свою логику построения, которая, естественно, не совпадает с логикой Программы учебного курса раздаточного материала. Одни авторы более широко, а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. Одни выделяют ее в отдельную главу, а другие, включают в состав главы. Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это изложено в них. При этом, обращаясь к Программе учебного курса, следует постоянно отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной логической последовательности) рассмотрены в данной главе учебника, учебного пособия, а какие опущены. По завершении работы над учебником у Вас должна быть ясность в том, какие темы, вопросы Программы учебного курса Вы уже изучили, а какие предстоит изучить по другим источникам; ─ изучение понятийного аппарата дисциплины. Специальная работа должна быть проведена для усвоения понятийного аппарата курса, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение общенаучной терминологии в профессиональной деятельности. Любая дисциплина, тем более «Гражданское право», имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой «стоит» каждая дисциплина. Понятия - узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности. Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым, напоминая недостроенное здание или еще того хуже: здание без фундамента. Понятие в узком понимании – это определение (дефиниция) того или иного факта, явления, предмета. Такие определения составляют категориально-понятийный аппарат. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела; ─ при усвоении понятийного аппарата необходимо понимание того, что понятия в широком смысле есть обобщенная концептуальная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы вносится слово «понятие», то это первый признак того, что в данном случае речь идет не о дефиниции (определении), а о сжатой, обобщенной концептуальной характеристике изучаемого явления. Основные понятия и термины (понятийный аппарат) представлены в рекомендованной литературе. По мере усвоения курса рекомендуется прорабатывать литературу и справочные материалы и составлять перечень терминов и понятий, а затем контролировать освоенность материала курса отметкой терминов и понятий, формулирование которых не вызывает затруднений. Конечная цель данной методики – иметь проработанный список всех понятий и терминов по данному курсу; ─ самостоятельную проработку студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам в соответствии с рекомендациями к каждой теме. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности; ─ написание докладов и рефератов, что имеет целью формирование у студентов навыков аналитической работы, умения работать с научной литературой и статистическими данными, использовать информацию из Интернета, делать обобщения, аргументировать и обосновывать свою точку зрения; ─ изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных работ, по возможности, конспектирование их. Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках. Изучение рекомендованной литературы следует начинать с одного из основных рекомендованных в соответствующем разделе настоящего раздаточного материала учебников и учебных пособий (литература из разделов «основная» и «дополнительная» имеется в библиотеке факультета, причем, первая - в большóм количестве, а вторая – в незначительном, литература из раздела «дополнительная рекомендуемая» в библиотеке факультета отсутствует), затем переходить к нормативно-правовым актам и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений; ─ проведение семинарских занятий, практических занятий или круглых столов, если они предусмотрены расписанием и учебным планом. Такая форма занятий, как семинары предполагает активную, целенаправленную работу студентов. Целью проведения семинарских занятий является повторение, проработка, углубление и закрепление пройденного на лекциях материала, а также формирование современного мышления, необходимого для самостоятельного анализа важнейших проблем, тенденций, процессов и явлений правовой жизни общества. Методика проведения семинаров включает обсуждение основных вопросов пройденных тем, а также вопросов, не вошедших в лекционный материал, групповые дискуссии по наиболее проблемным вопросам, опрос, тестирование, проверка конспектов. Семинарские занятия могут проходить в форме практических занятий, круглых столов, конференций. Участие в семинаре студента предполагает выполнением им активной внеаудиторной работы. Вместе с тем оно формирует у студента навыки самостоятельного анализа различных источников информации и публичного выступления, что в совокупности с повышением степени усвоения материала обусловливает практическую значимость проведения семинарских занятий. По результатам семестра, преподаватель, в отношении студентов, проявивших наибольшую активность в работе на семинарских занятиях, может принять решение о принятия у них зачёта автоматическим образом. На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать. Для достижения этой цели предварительно необходимо: ─ ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины; ─ осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения; ─ изучить рекомендованную учебным материалом литературу по данной теме; ─ тщательно изучить лекционный материал; ─ ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия; ─ подготовить краткое выступление по каждому, из вынесенных на семинарское занятие вопросу. При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы: определение и характеристика основных категорий, эволюция предмета исследования, оценка его современного состояния, существующие проблемы, перспективы развития; Каждое семинарское занятие может включать в себя следующие этапы: ─ блиц–опрос (предназначен для повторения основных важнейших категорий и вопросов, рассмотренных на предыдущих лекциях); ─ консультация, в рамках которой студенты задают подготовленные самостоятельно вопросы преподавателю в целях выяснения непонятого лекционного материала и более глубокой его проработки; ─ рассмотрение отдельных вопросов по пройденной теме, не вошедших в лекционный материал; ─ выступления студентов с докладами, посвященными отдельным вопросам семинара. Рассмотрение самостоятельно подготовленных студентами докладов. После каждого выступления производится вопросов, не вошедших в лекционный материал, происходит на основе обсуждение сделанного сообщения, путем задавания дополнительных вопросов автору доклада и дополнений из аудитории. Заключительным этапом обсуждения доклада является рецензирование выступления студентами и преподавателем. Критериями такого рецензирования могут быть следующие: актуальность темы, полнота раскрытия темы, давность приводимых статистических данных, мастерство преподнесения материала; ─ подведение итогов семинара: анализ степени достижения поставленных целей и решения вынесенных задач, оценка работы каждого студента; ─ оглашение преподавателем темы следующего семинара, домашнего задания (вопросов, которые студенты могут взять в качестве темы для подготовки докладов и рефератов на следующий семинар). Преподаватель на семинаре может сделать вступительное сообщение. Последовательность, время и тематику выступлений студентов определяет преподаватель во время проведения семинара, исходя из принципа - выступление каждого студента на каждом семинаре. Ответ на практических занятиях и семинарах оценивается по системе «рецензирования»: - точность определения; - логичность и свобода изложения; - наличие примеров, демонстрирующих понимание материала; - наличие вывода; - наличие обоснованной собственной точки зрения по данному вопросу. Подготовка сообщений, докладов, обсуждение вопросов на семинарских занятиях решают задачу проведения текущего контроля освоения материала программы, оценивается по 5–ти бальной шкале и учитывается при выставлении текущей оценки. При защите доклада студент должен: владеть выносимым на защиту материалом; чётко формулировать проблему; показать пути и способы её решения; отразить практическую значимость проблемы. Данные формы текущей аттестации позволяют оценить работу в семестре каждого студента. Студенты, получившие положительные оценки по результатам текущей аттестации допускаются к итоговой аттестации. Если студент не проходил текущую аттестацию или получил по ней отрицательный результат, его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Студент допускается к итоговой аттестации, при этом после ответа по билету он обязательно отвечает на дополнительные вопросы по темам учебного плана. При письменной итоговой аттестации или аттестации с использованием тестов дополнительные вопросы ему задаются в письменном виде при выдаче билета или теста на зачёте. В заключительном сообщении преподаватель информирует участников семинара о студентах, выступление (невыступление) которых не зачтено; - при подготовке к экзамену для самопроверки рекомендуется проработка и тезисное конспектирование контрольных вопросов из соответствующего раздела, а так же проработка, составленного студентом перечня понятий и терминов понятийного аппарата дисциплины. Студенты, освоившие курс «Гражданское право» должны: - иметь представление о роли и месте гражданского права в системе права; - знать предмет и метод гражданско-правового регулирования общественных отношений; - знать содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты, виды ответственности по гражданскому праву, содержание различных гражданско-правовых договоров; - уметь анализировать судебно-арбитражную практику. Дисциплина "Гражданское право" входит в базовую (обязательную) часть профессионального цикла Б.3ООП бакалавриата ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция»» - 030900. Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Юриспруденция», профиль «Гражданское право и обеспечивает практическую реализацию ФГОС ВПО в рамках образовательного процесса. Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающегося по данной дисциплине. Программа настоящего раздаточного материала разработана исходя из объема 684 часа, из них 68 часа отводится лекциям, 616 часов – самостоятельной работе студентов. Дисциплина изучается в течение четырёх семестров. Возможно изучение курса в течение двух семестров. В процессе обучения осуществляются оценки успеваемости студентов - текущая (методика указана ранее) и итоговая (методика указана ниже). Форма контроля: ─ выполнение контрольной работы при включении её в учебный план; ─ контрольная работа заключается в решении задач в рабочей тетради, выдаваемой особо, и последующей защите. В случае отсутствия в учебном плане контрольной работы, она может выполняться в инициативном порядке. В этом случае контрольная работа представляется преподавателю на зачёте (в случае письменного зачёта контрольная работа прикладывается к экзаменационному ответу без защиты). Инициативно выполненная контрольная работа используется преподавателем для учета при выставлении высокой или просто положительной оценки; ─ итоговая оценка по окончании семестров и курса студенты сдают зачеты в I и III семестрах и экзамены во II семестре по Общей части и IV семестре по Особенной части Гражданского права. Экзамены и зачёты имеют целью проверить и оценить уровень полученных студентами знаний в объеме требований учебной программы. Итоговая оценка – зачёт и экзамен могут проводиться как по билетам письменно или устно (билет содержит два вопроса), так и по тестам по выбору преподавателя. Студент может выбрать традиционную форму экзамена и зачета – по билетам устно; ─ при изучении курса в течение двух семестров – контрольные мероприятия в соответствии с учебным планом. Критерии оценки знаний студентов на зачёте и экзамене: «Зачет» - оцениваются ответы, содержание которых основано на глубоком знании основной и дополнительной литературы, изложенные логично, аргументировано, в полном объеме. Ответы сформулированы определенно и доказательно, основываясь на нормативно-правовые акты. При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты 50% и более. «Незачет» - оцениваются ответы, в которых содержание основного материала не усвоено. При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты менее 50%. «Отлично», если студент: ─ на основе программного объема знаний свободно ориентируется в проблематике учебного курса; ─ владеет принципами правового анализа; ─ в самостоятельной работе проявил элементы творчества; ─ достаточно свободно и грамотно ориентируется в литературе правового характера; ─ грамотно и в срок выполненные контрольные и самостоятельные задания, регулярная подготовка творческих заданий, выступление с докладами, активное обсуждение при решении практических задач, итоговые тесты по разделам оценены не ниже, чем на «хорошо». ─ при тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 85%; «Хорошо», если студент: ─ владеет основным объемом знаний в рамках программы курса; ─ прочно усвоил основные понятия и категории; ─ хорошо и в срок выполненные контрольные и самостоятельные задания, периодическое выполнение творческих заданий и докладов, обсуждение при решении практических задач, итоговые тесты по разделам оценены не ниже, чем на «хорошо» и «удовлетворительно». ─ при тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 75%. «Удовлетворительно», если студент: ─ может дать, в основном, правильные суждения; слабо выполненные контрольные и самостоятельны ─ знает основные понятия и категории;е работы, отсутствие творческих работ и докладов, итоговые тесты по разделам оценены на «удовлетворительно» и ниже. ─ при тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 60%. «Неудовлетворительно», если студент: ─ не знает основных понятий, категории и терминов; ─ не вышел за пределы отдельных представлений; ─ невыполненные текущие задания и работы; ─ при тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты менее 60%. Порядок проведения устных зачётов и экзаменов: В аудитории, как правило, должны одновременно находиться не более пяти опрашиваемых. Опрашиваемый до начала ответа может уточнить содержание билета, задать вопросы преподавателю, а также имеет право отказаться от выбранного билета и взять другой, оценка в этом случае может быть снижена на один балл. При подготовке к ответу разрешается пользоваться раздаточным материалом по дисциплине. На подготовку к ответу по билету, как правило, отводится до 30 минут. Преподаватель, в целях установления истинного уровня знаний вправе задать дополнительные вопросы. Экзамен и зачёт принимаются индивидуально. Опрашиваемым помогающим друг другу, использующим неразрешенные пособия и записи, а также другие средства, могут быть даны дополнительные вопросы или предложено аттестоваться без билета в целях установления действительного уровня их подготовленности. По окончании опроса студента объявляется оценка. Оценки заносятся в экзаменационную ведомость и выставляются в зачетную книжку. Неудовлетворительная оценка в зачетную книжку не проставляется. Порядок ликвидации академических задолженностей определен федеральными, ведомственными нормативными правовыми актами и руководящими документами института. Возможен другой регламент изучения настоящего курса, который отличен от вышеуказанного. В этом случае его определяет преподаватель, и он найдет свое отражение в расписании установочных занятий и сессии. Раздаточный материал составлен на основе Учебно-методического комплекса «Гражданское право», разработанного при информационной поддержке компании «Консультант Плюс» кандидатом юридических наук, доцентом Светланой Ивановной Курпяковой.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |