Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об щ а я характер ис т ик а стран ы




 

Н а протяжени и веко в л ю д и проявлял и боль ш о й интере с к культур е и искусств у древней ш ег о государств а мир а — Е гипта. И стори ю Д ревнег о Е гипт а деля т н а чет ы р е периода: Д ревне е царств о (3000 — 240 0 гг. д о н. э.), С редне е царств о (2400 — 171 0 гг. д о н. э.), Н ово е цар ­ ств о (1580 — 109 0 гг. д о н. э.) и П оздни й перио д

(1090 — 33 2 гг. д о н. э.).

О сновн ым и за ня тия м и древни х египтя н б ы л и зе м леделие, скотоводств о и различн ы е ремесл а (г ончарное, ю велирное, ткачество, производ ств о стекла).

К лассово е об щ еств о Д ревнег о Е гипт а состоял о и з различн ы х сословий: рабовладельческо й

з на ти, горо ж а н (писцов, ремесленников), сво

бодн ы х крестьян, и рабов.

П о политическому устройств у государств о б ы л о деспотическо й мон архие й в о глав е с ф араоно м и в ы с ш е й з на ть ю — рабовладельца ми и ж ре цами. В представлени и древни х египтя н ф арао н являлс я намес т нико м бог а н а зе м ле. Рели ги я и е е слу жи тел и — ж рец ы освя щ ал и эт о прав о ф араона, а в м ест е с ни м — социаль но е неравенс тво, деспотиз м, куль т почитания. С воеобразна я египетска я религия, основанна я н а культ е бого в С олнца, Л ун ы, Земли, до м а ш - ни х и дики х жи вотн ы х (крокодила, льва, ш ака

ла, коров ы, ко ш ки, сокола, з м еи) и т. д., глубок о пронизывал а вс е с ф ер ы жи з ни. О собу ю рол ь играл а религи я в искусстве, в эстетически х представления х л ю дей. Х удо ж ественн ы е образ ы всегд а закл ю чал и си м волик у содер ж ани я (л ото с — си м во л плодороди я и бессмертия,

з м е й — си м во л власти). И зобра ж ени е человек а

в искусств е носил о условн ый, схе м атичн ы й характер. Д ревнеегипетски е статуи, изобра ж а ющ и е ф араон а и ег о приближенных, статич

ны, мон у м ентальн ы. И х поз ы и ж ест ы всегд а

канонизирован ы, м ас ш та б фи гур ы социальн о обусловлен.

 

ЭС Т Е Т ИЧ ЕСК И Й ИД ЕА Л К РАСО Т Ы Рельефы, ф рески, скульптур а Д ревнег о Е гипт а

позволя ю т на м судит ь о б эстетическо м идеал е красот ы человека, основн ы х типа х и ф орма х ег о оде ж д ы.

С квоз ь схе м атиз м и условност ь изображени я стату и Ранэфер а (Д ревне е царство) явственн о проступа ю т черт ы идеальног о образ а древни х египтян: в ы соки й рост, ш ироки е плечи, узки е тали я и бедра, крупн ы е черт ы лица. Ещ е боль ш е е сходств о с совре м енн ы м представление м о красот е о щ у щ аетс я в облик е ж ен щ ины:


стройн ы е пропорции, правильные, то нки е черт ы лица, мин далевидн ы й разре з гла з (стату я Раннаи, б ю с т Н е ф ертити).

О писани е вне ш нос т и одно й и з герои н ь роман а

«У арда» известног о ученого-египтолог а X I X в. Геор г а Э берс а помогае т на м представит ь идеа л красот ы ж ен щ ин ы Д ревнег о Е гипта: «В е е жи ла х н е б ы л о н и капл и чу ж езе мно й крови, о че м свидетельствова л с м угловат ы й оттено к е е ко ж и и тепл ый, све жий, ровн ы й румянец, сред ни й м е ж д у золотисто- ж елт ы м и коричневато - бронзов ым. О чистот е кров и говори л так ж е е е прямо й нос, благородно й ф орм ы лоб, гладкие, н о ж естки е волос ы цвет а воронов а кр ы л а и изя щ ны е рук и и но ги, укра ш енн ы е брасле та ми»*.

 

Т КАНИ, ЦВ Е Т В ОДЕ Ж Д Е

Е гипе т п о прав у считаетс я родино й льна. П ри родн ы е услови я долин ы Н ил а способствовал и разведени ю этог о растения. М астерств о египет ски х ткаче й достигл о в ы соког о совер ш енства. О вне ш не м вид е и свойства х древнеегипетског о льн а позволя ю т судит ь образц ы тка ни, сохра

нив ш иес я д о на ш и х дней. Н а 1 с м тако й тка н и

проложен о 8 4 основн ы х и 6 0 уточн ы х ни тей;

24 0 м то нчай ш ей, почт и н е различаемо й глазо м пряж и весил и всег о 1 г. Тка ч о щ у щ а л таку ю ни т ь тольк о пальцами. П о то нкос т и египетски й ле н н е уступае т на тураль ном у ш елку: сквоз ь пят ь слое в льняно й тка ни, наде то й н а человека, отчетлив о видн о ег о тело.

 

Ф актур а полотн а б ы л а разнообразной. О собенн о э ф ф ектно й и богат о укра ш енно й б ы л а тка н ь в перио д Н овог о царства: сеткообразная, за тка нна я блестя щ им и бусинками, золото м, вы ш ивкой.

О рнаментаци я тка н и носил а в основно м гео м етрически й характер. У зор ы располагалис ь п о все й плоскост и тка н и ил и в вид е отделоч но й кайм ы.

Тка н ь окра ш ивал и разнообразн ым и раститель ным и красителями в красн ый, голубой, зеле ны й цвета.

П оздне е появля ю тс я ж елт ый, коричнев ы й и бир ю зов ы й цвет а различн ы х оттенков.

К ром е льна, дл я изготовлени я оде ж д ы приме

нялис ь хлопок, ко ж а, м е х (в оде ж д е обрядово

г о на з начения).

 

ОСНОВН Ы Е В ИД Ы И ФО Р М Ы ОДЕ Ж Д Ы

 

В Д ревне м царств е оде ж д у м у ж чи н составля л передни к и з льн а ил и ко жи, укрепляе мы й н а поясе. Н аз ы валс я о н схенти. С хент и н а стату е Ранэфер а (рис. 1) укра ш ае т бокова я плиссиро в - ка, котора я отличал а оде ж д у ф араон а и з на т и о т оде ж д ы просты х египтян.

 

* Э бер с Г. У арда. М., 1965, с. 57.


 

О де ж д а ж ен щ и н состоял а и з куск а м атерии, оберт ы вав ш ег о фи гур у о т щ иколото к д о груд и и поддерживаемог о одно й ил и дву м я бретелям и (рис. 2). Э т а оде ж д а на з ы валас ь калазирис и п о ф орм е б ы л а одинаково й и дл я царицы, и дл я раб ыни.

С ословно е различи е в оде ж д е в ы ра ж алос ь ли ш ь в качеств е тка ни.

В перио д С реднег о царств а ф орм а оде ж д ы египтя н усло жн яется, объе м е е увеличиваетс я з а сче т нескольки х одновременн о надеваемы х оде ж д. С илуэ т рас ш иряетс я книзу, приобрета я пирамидальные очертания, ш ирок о использу

ю тс я плиссировки.

М у ж ско й кост ю м состои т и з нескольки х то нки х схенти, котор ы е надевалис ь оди н н а друго й (рис. 3).

Ж енска я оде ж д а особ ы х изменени й н е претер

пела, ли ш ь в оде ж д е з на т и богач е становятс я укра ш ения. К омпозици я оде ж д ы строитс я н а сочетани и с м угло й ко жи, просвечива ющ е й сквоз ь то нчай ш у ю красиву ю тка нь, с кругл ы м накладны м воротнико м, котор ы й богат о укра ш ал и стеклянн ым и бусам и и драгоценн ым и камнями.

Н ово е царств о характеризуетс я дальней ш и м усиление м классов ы х различи й в оде ж де, ус ло жн енность ю ф ор м кост юм а з на ти, примене ние м то нки х дороги х тка не й разнообразн ы х расцвето к и ф актур, золот ы х и э м алев ы х укра ш ений, обилие м плиссировок, располага ющ ихс я нередк о п о все й поверхност и кост юм а. В соот ветстви и с египетски м и эстетически м и пред ставления м и така я плиссировк а н е создае т види мо ст и дина мик и ф орм ы, та к ка к е е скреп ля ю т в нескольки х м естах. Ч елове к в не й ка ж етс я спеленут ым.

П р и изготовлени и оде ж д ы в это т перио д у ж е использовал и м анекен, о че м говоря т раскопк и гроб ниц ы ф араон а Тута нхамона.

И з покоренно й С ири и в Е гипе т приходи т но

ва я ф орм а ж енског о и м у ж ског о калазириса. Э т о накладна я узка я и длинна я оде ж да, в ып ол ненна я и з сло ж енног о вдво е прямоугольног о полотни щ а тка н и с прорезо м дл я голов ы, сш и тог о п о бока м д о лини и проймы. С верх у наде ваетс я одн а ил и нескольк о плиссированны х ю бок, а н а плеч и покрывал о (рис. 4). П лисси ровк и придавал и кост юм у четки е ритмичн ы е ф орм ы.

О собенн о част о и в м у ж ско м, и в ж енско м кост юм е тка н ь драпируетс я н а бедра х и ниспа дае т сперед и тя ж ел ым и плиссированным и складка ми.

Ж рец ы сохраня ю т оде ж д у боле е древни х ф орм: схенти, треуголь ны й передник, леопардову ю ш куру, набро ш енну ю н а одн о плечо.

Воин ы нося т передни к и ко ж ан ы й на груд ник.

О де ж д а сельско й и городско й беднот ы н е изме

няе тся.


УКРА Ш Е НИЯ, Г ОЛОВН Ы Е УБОР Ы, П Р ИЧ ЕСК И, ОБУВЬ.

ЭЛЕ М Е Н Т Ы СИ М ВОЛ ИК И В КОС Т ЮМ Е

 

О сновно е декоративно е з начени е в кост юм е египтя н имел и укра ш ения, закл ю ча ющ и е в себ е эле м ент ы си м волики. В перио д Д ревнег о царст ­

в а египтян е носил и н а ш е е всевоз можны е аму лет ы, м агически е подвески, котор ы е постепенн о становилис ь укра ш ения м и (рис. 5).

Д орогие, затка нны е золото м и драгоценн ым и

камнями, цветным и стеклянн ым и бусам и круг л ы е ш ейн ы е укра ш ени я си м волизировал и сол ­ нечны й дис к (рис. 6). В образ е солнечног о дис ­ к а почиталс я в Е гипт е бо г А то н, един ы й соз ­ дател ь мир а и всег о жи вого. Ш ирок о б ы л и рас пространен ы ручн ы е и ножны е браслет ы, под

вески, кольца, бус ы, золот ы е диаде м ы и пояса. Д ревней ш им и вида м и голов ны х уборо в ф араон а б ы л и двойна я корон а атев, укра ш енна я кор ш у ­

но м и з м ее й — уреем — си м воло м власти, и

клафт — боль ш о й пла т и з полосато й (с ине й с золото м) тка н и (рис. 7).

 

 

 

Ж ен а ф араон а носил а голов но й убо р и з цветно й э м ал и с изображение м кор ш ун а ил и ш апочк у с цветко м лотоса.

Ж рец ы в о вре м я обрядо в надевал и м аск и с изображениям и крокодила, ястреба, б ы ка.

И м у ж чин ы, и ж ен щ и н ы Д ревнег о Е гипт а носил и парик и и з растительног о волокн а ил и овечье й ш ерсти. Знат ь надевал а длинн ы е парик и с м елки м и косичкам и ил и трубчат ым и локона ми. Раб ы и крестьян е носил и м аленьки е парик и ил и ш апочк и и з льняно й тка ни.

Бород ы м у ж чин ы брили, н о част о носил и

искусственны е и з овечье й ш ерсти, покрыва я и х лако м и переплета я м еталлически м и ни тя ми. Знако м мо гу щ еств а ф араон а б ы л а золота я бород а в ф орм е куб а ил и треуголь ника *.

Н а сохранив ш ихс я ф реска х египтян е изобра ­

ж ен ы в основно м бе з обуви. С андали и и з паль мо в ы х листьев, папируса, а зате м и и з ко ж и носил и ли ш ь ф арао н и ег о приближенные. С андали и б ы л и просто й ф орм ы, бе з бортико в и зад ников, с заг ну то й кверх у п о д о ш в о й

(рис. 8).

 


* Бород у крепил и завязка м и совре м енн ы х очков.


н а у ш а х подобн о ду ж ка м





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.