Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Миграция населения




Миграция населения (от лат. migratio - переселение), перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Термин "миграция населения" синонимичен термину "механическое движение населения".

Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах. Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы. Тем самым миграция населения способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства. Однако последствия миграции противоречивы. Миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей. С другой стороны, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и др.). Тем самым миграция влияет на уровень жизни коренных жителей. Миграций населения может вызвать обезлюдение и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики.

Миграция населения оказывает весьма значительное влияние на демографическую структуру населения. Из-за неодинаковости масштабов и интенсивности различают немедленное и долговременное воздействие миграции на состав (по полу и возрасту и др.) и динамику населения в местах выхода и вселения мигрантов. Долговременное влияние связано с ролью миграции в воспроизводстве населения. Миграция населения является частью территориальных перемещений. Один из основных критериев идентификации миграции населения - пересечение административных границ территорий (государства, области, города и т.д.). На этой основе выделяют прежде всего внешнюю миграцию и внутреннюю миграцию. Внешняя миграция включает эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь, переселяюсь), переселение (добровольное или вынужденное, самотечное или организованное) в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства.

Иммиграция (от лат. immigro - вселяюсь), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства.

Внешняя миграция населения (международная) связана с пересечением государственной границы, ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

К внутренней миграции населения относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.д. Внутрипоселенные перемещения (например, перемена места жительства в пределах одного и того же города) не рассматриваются как миграция населения. Различают миграцию сельского населения (перемещение населения на постоянное место жительства из сельской местности в города и из одних сельских населенных пунктов в другие) и миграцию городского населения (перемещение населения на постоянное место жительства в пределах конкретной территории из одного городского поселения в другое (межгородная миграция) и из городских в сельские поселения). Решающее значение имеет миграция населения "село-город", но с развитием урбанизации повышается роль миграции населения "город-город". Выделяют миграцию населения в пределах крупных территориальных единиц и между ними. Но этому признаку миграции делятся на внутриобластную и межобластную, внутрирайонную и межрайонную.

В соответствии с временным критерием выделяют постоянную, или безвозвратную миграцию (например, безвозвратный характер обычно имеет межконтинентальная миграция, миграция сельского населения в города) и возвратную миграцию, которая включает временную миграцию на учебу, на определенные сроки в отдаленные районы и т.д. Нередко в понятие миграции населения входят также сезонная миграция - (сезонное) временное перемещение мигрантов в связи с экономическими или социокультурными причинами) и маятниковая миграция (регулярные перемещения населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно; регулярность соответствует режиму трудовой деятельности или учебы).

Важное значение имеет классификация миграции населения по причинам, основными среди которых - экономические и социальные (перемещения в поисках работы, получения образования, в связи с замужеством или женитьбой и т.п.). Немалую роль играют также политические, национальные, религиозные, военные, экологические и другие причины. Следствием возросшего влияния последних стало значительное увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев (жертв вынужденной миграции, т.е. перемещения людей, связанный с постоянным или временным изменением места жительства по независящим от них причинам).

По способу реализации миграции населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства или общественных органов и с их помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самодеятельную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов. В зависимости от того, предпринимаются перемещения людей по собственному желанию или вопреки такому, миграция населения делится на добровольную и принудительную. В мире накоплен большой опыт организации миграции населения. В историческом развитии международной миграции существенную роль играли различные эмиграционные агентства и бюро, специальные правительственные организации по иммиграции и эмиграции рабочей силы и т.д.

При изучении миграции населения нередко выделяют миграцию различных социальных групп. Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она охватывает население в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой миграцией. Понятие "учебная миграция " подразумевает передвижение (главным образом молодежи) в связи с получением образования. Существуют также классификации мигрантов, например, по числу участии в миграции: первичные, вторичные, многократные.

Теория миграционного процесса рассматривает миграцию населения как трехстадийный процесс: исходная стадия - процесс формирования территориальной подвижности населения; основная - собственно перемещение; завершающая - приживаемость мигрантов на новом месте. На основе этой концепции можно формулировать специфические задачи для каждой из стадий миграционного процесса, в той или иной мере конкретизирующие проблему совершенствования территориального перераспределения населения.

Степень реализации миграционной подвижности проявляется на второй стадии в собственно переселении. Совокупность переселений, совершающихся в определенное время в одном направлении, составляет миграционный поток. Зная масштабы ежегодных миграций и среднюю продолжительность одного переселения (от начала практической реализации решения о переселении до момента вселения и трудоустройства на новом месте), можно оценить число миграций, происходящих в тот или иной период года (например, Российской Федерации в первой половине года меньше, чем во второй).

Приживаемость мигрантов заключается в превращении мигранта в новосела, а новосела в старожила. Приживаемость включает в себя два основных компонента: адаптацию (социальную и биологическую) - процесс приспособления человека к новым для него условиям жизни и приспособление условий жизни к потребностям человека (перестройка внешних условии в соответствии с потребностями субъекта).

Граница перехода новоселов в состав постоянного населения в России составляет около 10 лет. Сроки приживаемости могут колебаться в зависимости от мест выхода мигрантов, смены поселенного статуса, различий структуры мигрантов и населения районов вселения и т.д.

Повышение миграционной подвижности населения - процесс исторически необратимый. Концепция, раскрывающая историческую эволюцию миграции населения, носит название миграционного перехода. Она предложена в 1971 г. американским географом В.Зелинским по аналогии и на основе концепции демографического перехода. Миграционный переход рассматривается как закономерность перехода от малоподвижного образа жизни в условиях традиционной экономики к нарастанию территориальных перемещений населения по мере утверждения индустриализации общества, связанную с прогрессом в области транспорта и средств коммуникации, расширением информационного пространства, формированием единых национальных, а затем мировых рынков труда и капитала.

Согласно миграционному переходу, развитие миграций проходит ряд фаз, примерно соответствующим фазам демографического перехода. На начальной из них, совпадающей с демографическим взрывом, развивается массовое движение из деревни в город, осуществляется колонизация сельского населения неосвоенных земель в пределах своей страны, эмиграция, распространяются сезонные миграции, маятниковые миграции и другие. В дальнейшем несколько ослабевают потоки мигрантов в города и на новые территории, уменьшается эмиграция, но происходит повышение интенсивности возвратных перемещений по мере усложнения пространственной структуры общества. Следующая фаза характеризуется сокращениями абсолютных и относительных показателей движения населения из села в город, высоким уровнем межгородовой миграции и различных видов возвратных перемещений, прекращением перемещения населения в недавно освоенные регионы и даже некоторым обратным движением из последних, а также сильными межгосударственными миграционными потоками квалифицированной рабочей силы.

Концептуальные подходы к проблемам миграции. На сегодняшний день существуют несколько теоретических подходов, по-разному характеризующих миграцию населения с точки зрения ее функциональных особенностей и результатов.

Первый подход, трактующий миграцию наиболее широко, относит к ней все виды движения населения, имеющие социальную значимость. В понятие миграции включаются не только пространственные, но и социально-профессиональные, а также социально-демографические перемещения. В частности, это перераспределение кадров между отраслями и предприятиями, их движение внутри предприятий, те или иные изменения социального и семейного статуса и т.д. и т.д.

Второй подход подразумевает под миграцией только различные виды территориального движения населения, независимо от их характера и целей. К миграции относят переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест, прибытие в тот или иной район на временные работы, поездки в командировки, отпуск и другие перемещения. Из данного понятия исключают лишь те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта. В рамках этого подхода отраслевое, профессиональное и иное движение (не будучи собственно миграцией), относится к ней лишь в том случае, если оно сопровождается территориальным перемещением.

Третий подход включает в миграцию только такие пространственные перемещения, которые ведут к постоянной и временной смене места жительства, а также представляют собой регулярное двустороннее движение между местами жительства и местами труда и учебы. В этом понимании миграции нет возвратных, эпизодически совершающихся поездок из одних населенных пунктов в другие.

И, наконец, четвертый подход относит к миграции такой процесс пространственного движения населения, который, в конечном счете, ведет к его территориальному перераспределению, т.е. отнесение пространственного перемещения к миграции определяется фактически окончательным переселением из одной местности в другую. В результате переселения происходит соединение места жительства с местом приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте.

В данной работе мы будем опираться на последнее понимание миграции, поскольку именно оно дает возможность максимальной конкретизации поставленных задач. Итак, миграцию населения, сопровождающуюся сменой места жительства, мы и будем называть миграционным процессом. Следует подчеркнуть, что этот процесс состоит из целого ряда событий, значимых как для его непосредственных участников, так и для субъектов государственной власти, призванных осуществлять его регулирование в регионах выбытия и прибытия. В конце 80-х годов российскими учеными Т. И. Заславской, Л. Л. Рыбаковским и др. была разработана теория трехстадийности миграционного процесса. Согласно этой теории миграция включает три стадии:

· первая (или подготовительная) стадия представляет собой процесс формирования территориальной подвижности населения;

· основная стадия это собственно процесс переселения населения;

· заключительная (или завершающая) стадия выступает как приживаемость мигрантов на новом месте.

Все стадии миграционного процесса тесно связаны между собой. Дадим их краткую характеристику.

Территориальная подвижность это потенциальная готовность населения к изменению своего территориального статуса, которая выражается в миграционных установках. Миграционные установки во многом зависят от общих социально-экономических процессов (так, в дореволюционной России уровень миграционной подвижности был крайне низок, а в годы индустриализации страны активность населения чрезвычайно возросла); статуса территории (например, горожане более активны, чем жители сельской местности, северяне более склонны к миграции, нежели жители южных и центральных районов); поло-возрастных, национальных и социальных отличий и т.д. Величина потенциальной готовности к перемещению, как правило, в 2-3 раза выше, чем реальная миграционная активность. Это очень важно иметь в виду для оценки миграционного потенциала регионов выбытия. В то же время, очевидно, что чем выше миграционный потенциал, тем выше реальная подвижность населения.

На второй стадии миграционного процесса происходит реализация миграционного потенциала, т.е. собственно переселение. Миграционный процесс для каждой конкретной территории характеризуется взаимодействием двух встречных потоков: выбытие населения и прибытие мигрантов из других местностей. В географическом аспекте территориальное перемещение населения может совершаться как внутри страны, так и между странами (межгосударственная и внутригосударственная миграция). Межгосударственное переселение нередко сопровождается сменой гражданства. Иногда мигранты, прибывшие в ту или иную страну, длительное время сохраняют старое гражданство или даже относятся к лицам без гражданства. Чаще всего мигранты следуют из стран, менее развитых в экономическом отношении, в страны, более развитые. Внутригосударственная миграция это процессы перемещения населения внутри одной и той же страны. В них участвуют граждане данного государства, которые не меняют своего подданства. Именно поэтому внутренние миграции не влияют на общую численность населения страны, хотя и вносят изменения в его территориальное размещение. Соотношение между внутренними и внешними миграциями зависит от многих условий и не остается постоянным. Специалисты различают следующие виды внутригосударственных межтерриториальных миграций:

o территориальное перемещение населения внутри городской местности;

o территориальное перемещение населения внутри сельской местности;

o миграционный обмен населением между городской и сельской местностями.

Распределение межтерриториальных миграций по географическому признаку практически целиком зависит от существующего в стране административного устройства.

Третья стадия миграционного процесса характеризует приживаемость мигрантов в новых условиях, что означает, с одной стороны, их адаптацию к этим условиям, с другой стороны, приспособление самих условий к потребностям мигрантов (обустройство). Адаптация это сложный социально-биологический процесс, который связан с приспособлением мигрантов к новым природно-климатическим условиям, к новому социальному окружению, к новому образу жизни и т.д., и который далеко не всегда протекает безболезненно. Обустройство период, в течение которого новоселы достигают уровня старожилов, занимает порой очень значительное время. Многие проблемы, с которыми сталкиваются переселенцы в этот период (жилье, трудоустройство, конфликты с коренным населением и т.п.), становятся источниками социальной напряженности и потенциальной угрозы для безопасности как самих мигрантов, так и принимающих территорий. К этим проблемам мы еще вернемся.

Характеризуя научные подходы к изучению миграции, следует отметить, что миграция населения является одним из немногих общественных явлений, которое выступает объектом очень большого числа наук и анализ которого уже изначально предполагает комплексность изучения. Обратимся лишь к некоторым подходам к исследованию миграционных процессов, которые определяются спецификой конкретных научных областей.

Демографический подход, широко представленный в работах зарубежных (А.Сови, А.Ландри, Ф.Ноутстейн, Н.Кейфиц и др.) и российских исследователей (Д.И.Валентей, А.Я.Кваша, Б.С.Хорев и др.), изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, поло-возрастной структуры и т.д. Несколько забегая вперед, отметим, что демографическая безопасность, так или иначе, связана со всем, что происходит в этой области. Цели демографической безопасности чрезвычайно важны для общества. Ведь только когда обеспечено демографическое бессмертие или, во всяком случае, долгожительство народа, можно рассчитывать на успешное решение стоящих перед ним исторических задач.

Социологический подход, который преимущественно разрабатывается зарубежными учеными, основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новому социальному, культурному, этническому окружению. Привлекательность либо отталкивающий потенциал территорий выбытия и прибытия в значительной мере зависят от межличностных взаимоотношений, наличия сообществ мигрантов-земляков, родственных и дружеских связей, исторических традиций, отражающих прежний миграционный опыт этнической группы и т.п.

Исторический подход объединяет исследования, посвященные как истории миграционных движений в различных государствах, регионах и в целом мире, так и работы, в которых рассматриваются вопросы истории развития научных исследований в области миграции (Д.С.Шелестов, В.М.Кабузан, В.А. Ионцев и др.). К этому подходу примыкают и историко-демографические исследования миграции, описывающие данное явление в контексте исторической эволюции демографических процессов.

Психологический подход акцентирует мотивационную природу миграции, делая упор на исследовании групповых и индивидуальных мотивов, а также их сочетания (концепция совокупной мотивации), определяющих миграционное поведение субъекта. В последние годы все большее распространение получают исследования, в которых миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в числе которых немаловажная роль отводится потребностям в самоутверждении (В.И.Переведенцев, Т.И.Заславская, В.М.Моисеенко и др.).

Философский подход, который по праву можно назвать достоянием отечественной науки, заложен работами В. И. Вернадского и Л. Н. Гумилева. В основе их концепции пассионарных толчков лежит идея энергетического обмена между человеческим сообществом (этносом) и внешней средой. Избыток биохимической энергии живого вещества порождает эффект пассионарности, направленной как на изменения этноса, так и на изменения внешней среды. Именно пассионарии отличаются особо активным миграционным поведением. Однако пассионарность есть не только свойство отдельной личности или группы она в значительной мере определяет миграционное движение всего этноса, ее толчки объясняют многие глобальные исторические события. Так, вторая половина XVI века рассматривается учеными как эпоха великого подъема пассионарной энергии великороссов, результатом которой стала невиданная по масштабам экспансия на Восток.

Юридический подход (В.И. Мукомель, Э.С.Паин и др.) необходим для определения правовогостатуса разных категорий мигрантов; этот подход рассматривает нормы международного и внутригосударственного права и направлен на разработку правовых норм и законодательных актов, регулирующих основные права мигрантов и возможности осуществления целенаправленной политики, защищающей интересы различных сторон.

Экономический подход. Это, пожалуй, наиболее универсальный подход к изучению миграции населения, объединяющий значительное количество теорий, концепций, направлений на протяжении нескольких столетий. Достаточно назвать таких известнейших авторов как Т. Ман, Ж.-Б. Кольбер, А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Кейнс, Б. Томас, Дж. Беккер, К. Тэйлор, Дж. Саймон, обращавшихся в своих трудах к проблемам миграции, чтобы представить, насколько разнообразны и многогранны экономические аспекты миграции. Среди российских специалистов, исследовавших миграцию в рамках этого подхода, назовем Л.А.Абалкина, Г.С.Витковскую, Ж.А.Зайончковскую, В.Г.Костакова, Л.Л.Рыбаковского, А.В.Топилина. Не имея возможности подробно останавливаться на специфике учений каждого из названных и многих других авторов, выделим основные итоги их исследований. Во-первых, миграция предстает как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения. Во-вторых, она является своеобразным катализатором перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации. В третьих, она стимулирует конкуренцию на рынке рабочей силы, способствуя тем самым качественному изменению этой силы в соответствии с потребностями общества. В конечном счете, можно резюмировать, что о каких бы видах миграционного движения не шла речь, большинство их обусловлено экономической необходимостью получения средств к существованию и в той или иной мере связано с рынком труда. Но последнее вовсе не означает, что все эти виды миграционного движения являются непосредственно предметом экономической науки; таковой становится только экономическая миграция и, прежде всего, миграция рабочей силы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что миграция выступает как комплексное явление, охватывающее самые различные аспекты, связанные с перемещениями населения. Поскольку системы показателей миграции населения очень разнородны, анализ развития миграционных процессов может проводиться с разных точек зрения в зависимости от задач, поставленных перед исследованием. Это определяет выбор круга необходимой информации, системы показателей, степень детальности анализа. Для целей данной работы таким интегрирующим показателем является проблема безопасности миграции, поэтому именно она будет определять последующий анализ.

Теперь обратимся ко второму ключевому для данной работы понятию безопасность. В обыденном сознании представления о безопасности достаточно расплывчаты и неопределенны. Люди скорее чувствуют, чем четко осознают, что для них означает безопасность, воспринимают и оценивают ее в совокупности всех ее граней, не отделяя одну от другой, и часто воплощают свои чувствования и оценки не в понятии безопасность как таковом, а в каком-то образе, хотя и емком, но не полностью отражающем искомое состояние безопасности. В то же время, в политической культуре демократических обществ на протяжении нескольких столетий авторитет этого понятия чрезвычайно высок. Английский Билль о правах 1689 г., американская Декларация независимости 1776 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласили, что безопасность (наряду со свободой и собственностью) входит в число неотъемлемых естественных прав человека (разумеется, в современном мире стремление к безопасности декларируется отнюдь не только демократическими государствами и не только по отношению к индивидуальным правам но это уже отдельная тема).

Предметом научных исследований (в рамках широчайшего спектра направлений) безопасность стала относительно недавно в ХХ веке. Достаточно назвать лишь несколько из терминов, получивших весьма широкое распространение, чтобы показать научную вездесущесть этого понятия: эпидемиологическая безопасность, радиационная безопасность, продовольственная безопасность, психологическая безопасность и т.д. и т.д. Очевидно, говоря о миграции, мы должны обозначить те границы, в рамках которых мы будем использовать понятие безопасность и наполнить его конкретным содержанием. Прежде всего, следует ввести различие между субъектом и объектом безопасности: субъект это тот, кто обеспечивает безопасность, объект это тот, кто пользуется ее плодами. В зависимости от того, кто выступает субъектом и/или объектом (отдельный человек, общество, государство или сообщество государств), может быть определен тот или иной уровень безопасности:

o личная или индивидуальная безопасность;

o социетальная или общественная безопасность;

o национальная или государственная безопасность;

o международная или коллективная безопасность;

o всемирная или глобальная безопасность.

Существуют и промежуточные уровни безопасности например, групповая или региональная (в пределах какой-то части крупного государства или в пределах историко-этнографической области)

Для того чтобы представить те качественные различия, которые характерны для того или иного уровня безопасности, покажем, насколько различны цели, преследуемые их субъектами. Для этого обратимся к концептуальным представлениям о различных видах безопасности, получившим свое развитие, как в правовых документах, так и в научных исследованиях.

Концепция национальной безопасности широко распространена во всем мире. Даже на Западе, где она во многом поколеблена последующей политической практикой, у нее до сих пор находятся влиятельные сторонники. По основным ценностным установкам эта концепция замкнута не на человеке, а на государстве. Согласно ей, цели национальной безопасности заключаются в достижении государством такого сочетания внутренних и внешних условий существования, при котором обеспечивается его территориальная целостность и исключается возможность насильственного изменения его политического строя. Функция обеспечения безопасности на государственном уровне осуществляется силами государства, через контроль над механизмами государственной власти. Важной особенностью концепции национальной безопасности является ее жесткая иерархичность. Все субъекты, объекты, аспекты и цели безопасности в ней строго ранжированы. Иерархия эта тяготеет к неизменности. Только угрозы, создаваемые другими субъектами безопасности, не дают ей закостенеть. Под влиянием таких угроз возможны сдвиги в приоритетах, закрепленных концепцией; но и в этом случае основы ее не подвергаются сомнению. Если даже угрозы спровоцируют объективное столкновение целей безопасности, преследуемых государством и другими ее внутригосударственными легитимными субъектами, конечный выбор согласно концепции принадлежит государству. Именно его руководители решают, какие цели являются первоочередными, а какие можно отложить.

Концепция общей безопасности сформировалась в первые годы после прекращения холодной войны. В этой концепции приоритетным является комплекс представлений о безопасности человека, понимаемой как единство социальных условий, обеспечивающих достойное выживание, благосостояние и свободу. В основе данного комплекса представления о минимально достаточной безопасности: о сохранности жизни человека как таковой, о здоровье, защищенности от голода, неблагоприятных природных воздействий, социального и политического насилия, угрожающих жизни и здоровью. К физическим аспектам безопасности добавляются:

· экономическая безопасность (доступ к вознаграждающей занятости, обеспечивающей не только удовлетворение базовых потребностей, но и формирование страхующих сбережений на черный день);

· социальная безопасность (достойный статус и гарантии предотвращения угроз физической и экономической безопасности, предоставляемые формальными и/или неформальными общественными институтами и государством);

· этнокультурная безопасность (безопасность этнической идентичности личности и общности, с которой личность себя отождествляет, возможность воспроизводства и развития культуры, разделяемой личностью с общностью).

· безопасность достоинства (это качественный показатель, интегрирующий все остальные: ведь цена безопасности для человека значит не меньше, чем сама безопасность. И если за выживание надо платить унижением, то при всем возможном разнообразии обеспечиваемых человеку видов безопасности все они будут основываться на подавлении индивидуальности).

Концепция общей безопасности представляется значительно менее жесткой, чем концепция национальной безопасности. Вместе с тем, акцентируя внимание на человеке, она не отвергает цели государственной безопасности. Ведь как субъект безопасности человека, и как субъект международной безопасности государство действует тем эффективнее, чем оно сильнее, следовательно, чем лучше способно обеспечить собственную безопасность. Понимание этого вполне присутствует в концепции общей безопасности.

Концепция социетальной безопасности представляет собой, по сути, симбиоз двух предшествующих концепций применительно к конкретным сообществам. Если говорить точнее, она на сегодняшний день рассматривается лишь политиками и учеными западноевропейских стран по отношению к самой Европе. Смысл представлений о социетальной безопасности может быть передан очень коротко: приоритетная защита системы благ и норм, накопленных уникальной социокультурной средой, от угрожающих внешних воздействий. В качестве таких угроз социетальной безопасности, как правило, рассматриваются следующие:

o давление на комфортность социальной среды, созданной материально преуспевающим, но стареющим населением, со стороны более молодых и бедных иммигрантов;

o усугубление собственных экологических проблем Европы неэффективным управлением технологическими процессами в соседних регионах;

o проникновение на Запад организованной преступности, пышным цветом распускающейся на Востоке из-за слабости и коррумпированности тамошней власти; экспансия этнических конфликтов и импорт терроризма.

В то же время, целостный подход к безопасности как к общему делу всего человечества в рамках данной концепции утрачивается, она весьма эгоистично замыкается на безопасности крупных региональных сообществ, представленных наиболее развитыми странами мира.

Завершая беглый обзор концепций безопасности, следует подчеркнуть, что в чистом виде ни одна из этих концепций не может претендовать на исключительную роль не только в глобальном смысле, но и в отношении такого конкретного объекта исследований как миграция. Обращаясь, наконец, к проблемам безопасности миграции, мы будем, образно говоря, мигрировать от одной концепции безопасности к другой в зависимости, от конкретных аспектов рассмотрения этой проблемы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 6961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.