КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административная и уголовная защита прав
При нарушении прав интеллектуальной собственности к нарушителю могут быть применены не только гражданско-правовые меры, но и меры, предусмотренные административным и уголовным законодательством. Административная защита прав. В соответствии со ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следующие деяния признаются нарушением авторских, смежных прав, изобретательских и патентных прав. 1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц — от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения. 2. Незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда Уголовная защита прав. В соответствии со ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливаются наказания за следующие деяния, признаваемые нарушениями авторских и смежных прав. 1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев. 2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. Эти деяния, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения — наказываются лише- 326 • Глава 8. Защита интеллектуальных прав § 8.10. Административная и уголовная защита прав • 327
нием свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, призна ются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров про изведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объек тов авторского права и смежных прав превышают 50 тыс. рублей, а в особо крупном размере — 250 тыс. рублей. В ст. 147 устанавливаются наказания за следующие деяния, признавав мые нарушениями изобретательских и патентных прав. 1. Незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя суш ности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработ ной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением сво боды на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному его вору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Строгие уголовные меры к лицам, допустившим нарушение авторско го права, существовали в Российской империи. Приведем некоторые из них. «Виновный в умышленном нарушении чужого авторского права наказывается арестом или денежною пенею не свыше пятисот рублей. Если на рушение сего права учинено самовольным изданием или размножением произведения с целью его сбыта, то виновный наказывается заключением в тюрьме. Если же виновный самовольно издал чужое произведение под своим именем, то он наказывается заключением в тюрьме на срок не ниже трех месяцев». «Торговец, виновный в хранении для продажи или ввозе из-за грани цы для продажи или в продаже предмета, заведомо изготовленного в нару шение авторского права, или привилегии на изобретение, наказывается арестом или денежною пенею не свыше пятисот рублей»1. Следует отметить, что штраф в 500 рублей в то давнее время представлял собой весьма значительную сумму. 1 Закон Российской империи от 20 марта 1911 г. «Об авторском праве» (см.: Беляи кин С. А. Указ. соч. С. 135). Следует отметить, что уголовные меры за правонарушения в сфере ин-ллектуальной собственности предусмотрены в законодательствах боль-инства стран. Однако степень строгости этих мер различна. Экономиче-:и развитые страны считают, что в ряде стран с переходной экономикой развивающихся странах уголовные меры за нарушения в сфере интеллек-альной собственности недостаточно строги или не применяются в долж-ой мере. Строгость уголовных мер считается лекарством от нарушений в этой фере. Недостаточная эффективность уголовных мер, как и любых иных, аключается в том, что они не направлены на искоренение основной причины нарушений прав интеллектуальной собственности — завышенные цены на правомерно выпущенную продукцию и на объекты интеллектуальной собственности. Конечно, плагиат не вызван этими причинами, как и перепродажа сведений об изобретениях сотрудниками патентных ведомств, но и они имеют экономические причины. До тех пор, пока уголовные меры будут относиться только к нарушителям, а не к лицам, которые вызвали эти нарушения, ни одна страна не сможет существенно уменьшить нарушения прав интеллектуальной собственности. Уголовные меры к нарушителям права интеллектуальной собственности существуют уже несколько веков, но за все это время нарушения не изжиты. Это подтверждает уже высказанную мысль, что все меры гражданского, административного и уголовного законодательства направляются не на причину правонарушений, а на их следствия. До тех пор, пока не будут наказываться не только нарушители, но и лица, инициировавшие нарушения, существующее положение с защитой прав интеллектуальной собственности не изменится. Завершим краткое обсуждение проблемы защиты прав интеллектуальной собственности несколькими примерами, показывающими методы, которыми страны с развитой рыночной экономикой пытаются заставить иные страны, прежде всего страны с переходной экономикой и развивающиеся страны, обеспечивать право интеллектуальной собственности своих крупнейших корпораций-монополистов. Уже отмечалось, что существует несколько могущественных картелей производителей товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности. Эти картели создают так называемые неправительственные организации (Non-Governmental Organization), аккредитованные в ВОИС, и ведут деятельность в своих интересах как на национальном, так и на международном уровне. Кратко рассмотрим деятельность только двух таких организаций. Международная федерация производителей фонограмм (IFPI — International Federation of the Phonographic Industry) со штаб-квартирой в Лондоне (Великобритания) создана для защиты интересов членов своего картеля. Эта организация использует любые методы, чтобы обеспечить интересы крупнейших производителей фонограмм. Организуя представи- 328 • Глава 8. Защита интеллектуальных прав § 8.10. Административная и уголовная защита прав • 329
тельства в других странах, она лоббирует принятие нужного западным компаниям законодательства, привлекает для такой деятельности не толь ко юристов, но и сотрудников правоохранительных органов, набирает и штат своих представительств в странах с переходной экономикой бывших сотрудников милиции, для того чтобы без суда и следствия конфисковы вать экземпляры фонограмм, компьютерных программ, компьютерных игр и т. д., организовывать публичные акции по уничтожению продукции и т. д. Московское представительство этой международной организации пытается влиять на законодательную и правоприменительную деятельность в СНГ. Автору эта организация хорошо известна по работе в Комитете по авторским и смежным правом при Министерстве юстиции Республики Бе ларусь. Для иллюстрации методов ее «деятельности» можно привести от рывок из письма, инициированного этой организацией председатели» Государственного таможенного комитета: «По информации Региональною директора Московского представительства Международной федерации проит водителей фонограмм (IFPI) на одном из таможенных складов в г. Минске на ходится около 700 тыс. штук контрафактных компакт-дисков, вывезенных по поручению украинского завода «Машел» (г. Киев) компанией ПКП «Белая ночь». Были бы Вам признательны за оказание содействия в проверке этой информации и принятие мер в соответствии с действующим законодатель ством». Это письмо свидетельствует о многом. Во-первых, у организации есть своя сеть получения информации в странах СНГ. Во-вторых, организация требует проверки своей же информации. В-третьих, организация вводит в заблуждение таможенный комитет, предлагая принять меры в соответствии с действующим законодательс г вом, однако в действительности же она предлагает таможенному комитет у принять меры, которые могут противоречить действующему законодатель ству. Представительство отказывается самостоятельно принимать ка кие-либо меры в соответствии с национальным законодательством. Орга низация, будучи представительством зарубежных правообладателей, могла бы сама обратиться в судебные органы с иском к нарушителям прав запад ных компаний. Однако представительство не желает заниматься такой тя желой, затратной и «грязной» работой. Оно предпочитает вводить в заблуж дение правительственные органы, ставя их в положение, обязывающее принимать меры для защиты интересов западных компаний. В этой книге неоднократно подчеркивалась основная цель правитель ственных и неправительственных организаций стран с развитой рыночной экономикой — сделать частное право интеллектуальной собственности публичным правом. Западные страны хотят, чтобы государство защищало права их клиентов, а при недостаточной защите обвинять все государств.; в нарушении права интеллектуальной собственности. При такой стратегии организации и поддерживающие их правительства западных стран используют любые нарушения прав интеллектуальной собственности как орудие политического и экономического шантажа и давления. Они не желают уважать законы стран с переходной экономикой, как и других стран, и не подают иски в суд для защиты нарушенных прав и интересов своих клиентов, а пытаются создать у всех правительств комплекс виновности в нарушении прав их клиентов. Печально, что руководство стран с переходной экономикой не понимает эту порочную стратегию. Следующий пример показывает, какими методами западные страны стараются усилить свое давление и шантаж правительств стран с переходной экономикой. Международный альянс интеллектуальной собственности (ИРА — International Intellectual Property Alliance) со штаб-квартирой в Вашингтоне (США) создан организациями, выражающими интересы крупнейших компаний США. Помимо иных функций этой организации, одна из них малоизвестна, но ее влияние на правительства других стран, в том числе стран с переходной экономикой, значительно. Эта организация «изучает» нарушения прав интеллектуальной собственности во многих странах, за исключением США. На основании полученных данных она готовит предложения правительству США о включении стран в «особый наблюдательный список» — «Special 301 Watch List». Правительство США на основе этого списка поручает своим торговым представителям в соответствующих странах заявлять о своей озабоченности нарушениями прав интеллектуальной собственности и угрожать торговыми и прочими санкциями. Альянс воплощает политическую волю правительства США и «доказывает», что многие страны не желают искоренять нарушения прав интеллектуальной собственности. Чтобы не быть голословными, можно воспользоваться материалами, которые в свое время направлялись в Комитет по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь. В одном из таких материалов анализируются нарушения прав интеллектуальной собственности в республике без каких-либо доказательств и ссылок на источники информации. Возможно, что эти данные были предоставлены Московским представительством IFPI, имеющим сеть информаторов в странах СНГ. Помимо нарушений прав интеллектуальной собственности, альянс анализирует действующее законодательство в сфере интеллектуальной собственности. Причем независимо от уровня национального законодательства вывод делается один и тот же: законодательство не соответствует необходимым стандартам, поэтому в стране процветают нарушения прав интеллектуальной собственности. Этот заказанный правительством США вывод делается в такой форме: «Принимая во внимание, что Беларусь не 330 • Глава 8. Защита интеллектуальных прав может обеспечить и применить сдерживающие гражданские и уголовные меры наказания, а также увеличивающийся уровень нарушения прав бе з их эффективного обеспечения, альянс рекомендует внести Беларусь в специальный 301 наблюдательный список». Этот вывод в разных вариациях повторяется в документе несколько раз. Теперь наступает очередь действовать посольству США. Оно направляет в Министерство иностранных дел соответствующую ноту, в которой выражает претензии и угрожает разнообразными санкциями, в том числе исключением страны из обобщенной системы преференций и проч. Государственные органы, отвечающие за деятельность в области интеллектуальной собственности, готовят ответы, напоминающие оправдания. Посольство США на время умолкает, чтобы в следующем году повторить уже пройденное. Система интеллектуальной собственности давно перестала быть спокойной отраслью права. Сейчас, когда эта система глобализована в интересах экономически развитых стран, она превратилась в мощное средство международной торговли, политической и экономической экспансии. Це ли, которых экономически развитые страны добивались ранее военными средствами, сейчас достигаются мирными, более изощренными методами глобализации, в том числе и с помощью системы интеллектуальной собст венности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В предыдущих главах мы рассмотрели основное содержание системы интеллектуальной собственности и ее проблемы. Вместе с тем некоторые вопросы намеренно не обсуждались. В частности, не была рассмотрена так называемая недобросовестная конкуренция, поскольку она лишь вскользь упоминается в ст. 1252(7) и 1512(3) Гражданского кодекса Российской Федерации. Тем не менее некоторые замечания в этой связи представляются необходимыми. Первые положения о защите от недобросовестной конкуренции введены еще в 1900 г. в Парижскую конвенцию. В соответствии с ее действующей редакцией недобросовестная конкуренция — это конкуренция, противоречащая честным обычаям в промышленных и торговых делах. Из дальнейшего содержания этой статьи следует, что под нечестными обычаями понимаются следующие: • действия, способные вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента; •ложные утверждения, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента; •указания или утверждения, использование которых может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров. Запрет недобросовестной конкуренции выглядит попыткой установить этические нормы в рыночной экономике. История знает немало попыток регулирования этического поведения человека — «десять заповедей», «моральный кодекс строителя коммунизма» и т. д. Как известно, «благими намерениями вымощена дорога в ад», поэтому подобные этические нормы в действительности — это одна из форм лицемерия, когда красивые слова прикрывают бесчестие. Так же и в экономической деятельности, когда соседствуют пиар (PR — Public Relations) и маркетинговые войны, недобросовестная конкуренция и монополизм. Включение положений о защите от недобросовестной конкуренции в Парижскую конвенцию не логично. Недобросовестная конкуренция характерна для любой как экономической, так и иной человеческой деятельности, особенно политической. Система интеллектуальной собственности — это монопольное право на объекты интеллектуальной собственности. Такое право порождает монополизм производителей товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности. Действующее антимонопольное законодательство пытается минимизировать вред монопольного производства, а меры по защите от любой конкуренции направлены фактически на защиту монополизма от конкуренции, на усиление монополизма производителей. 332 • Заключение В 1995 г. в ВОИС опубликовано исследование, подготовленное в основном сотрудниками Института национального и международного па тентного, авторского и конкурентного права им. М. Планка (Мюнхен, Германия)'. В этом исследовании расширена трактовка защиты от недоб росовестной конкуренции, сформулированная в Парижской конвенции, на большинство объектов интеллектуальной собственности, и прежде всего товарных знаков. Однако аналогичные положения существуют в самой Парижской конвенции и в национальном законодательстве большинства стран. Поэтому включение положений о защите от недобросовестной кон куренции означает введение двойной охраны одних и тех же объектов. Многие страны использовали данное исследование как модель для введения положений о защите от недобросовестной конкуренции в свое гражданское законодательство. Трудно признать рациональным введение положений о защите от недобросовестной конкуренции, поскольку они дублируют существующие правовые нормы в отношении товарных знаком, знаков обслуживания и других объектов. Предложение мер по защите от недобросовестной конкуренции подтверждает известный постулат о том, что нет добросовестной или недобро совестной конкуренции, а есть конкуренция со своими достоинствами и недостатками. Действительная конкуренция — это экономическая и политическая война за выживание, в которой нет места этике. Несомненно, государство должно регулировать как конкуренцию, так и монополизм, устанавливая баланс интересов не только между различными производителями, но и в обществе. В странах с переходной экономикой, по существу, нет действительной конкуренции, поэтому нормы по защите от того, что отсутствует, являются декларацией. Автор надеется, что данное издание поможет не только понять общие и частные вопросы системы интеллектуальной собственности, но и соста вить объективное представление об обширной литературе, посвященной проблемам интеллектуальной собственности. Лишь выработав научный взгляд на систему интеллектуальной собственности, читатель сможет понять предрассудки и заблуждения, которые заполонили многочисленные публикации не только в странах с переходной экономикой, но и в эконо мически развитых государствах. См.: Защита от недобросовестной конкуренции. Женева: ВОИС, №735(R). 1995. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Абсолютно неохраноспособные обозначения — обозначения, использование которых в товарных знаках или знаках обслуживания делает невозможной их регистрацию. Авторское право — правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства. Правовое положение авторов обеспечивается законодательно закрепленной совокупностью личных неимущественных и исключительных прав на созданные ими произведения. Автор — это гражданин, творческим трудом которого создан объект интеллектуальной собственности, например: произведение литературы, науки или искусства; изобретение, полезная модель, промышленный образец, топология интегральной микросхемы, селекционное достижение. Аналоговая форма объектов ~ объекты окружающего мира, воспринимаемые человеком непосредственно или с помощью технических средств. Аудиовизуальные произведения — это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литературы, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств. Базы данных — это воплощенные на материальном носителе совокупности данных. Если подбор и расположение материалов представляют собой результат творческого труда, то база данных называется креативной и охраняется авторским правом. Если создание базы данных требует не творчества, а значительных инвестиций, то такие базы называются инвестиционными; в ряде стран такие базы охраняются смежными правами, а в других — вообще не охраняются. Разделение баз данных на креативные и инвестиционные является субъективным. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений — первый международный договор в области авторского права, заключенный в 1886 г. в Берне и вступивший в силу в 1887 г. Конвенция пересматривалась в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971 и 1979 гг. Страны, участвующие в Конвенции, образуют Бернский союз. Российская Федерация является членом Конвенции с 13 марта 1995 г. Бренд — обобщающая характеристика производителей товаров и услуг, включающая фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслу-
334 • Словарь терминов Словарь терминов • 335
живания, деловую репутацию предприятий и организаций. Широко используется в экономической литературе при обсуждении в основном мар кетинговых и прочих стратегий. Часто отождествляют с общеизвестными товарными знаками и фирменными наименованиями для создания образа компании, т. е. «бренд» — это имя (brand-name) и образ (brand-image) про изводителя товаров или услуг. Бренд нельзя отождествлять с товарным знаком или фирменным наименованием. Бренд не является объектом ин теллектуальной собственности. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, принята в 1974 г. и вступила в силу в 1979 i Российская Федерация является членом этой Конвенции с 1979 г. Будапештский договор о международном депонировании микроорганизмов для целей патентной процедуры принят в 1977 г., вступил в силу в 1980 г. Договор предназначен для патентования биотехнологических изобретений. Депонирование микроорганизмов в депозитариях предназначено дли дополнения описаний изобретений, относящихся к микроорганизмам или к их применению. Российская Федерация является членом договори с 1991 г.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |