Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополистический рынок. Поведение участников, условие равновесия




Олигополия – это рыночная структура, при которой несколько независимых производителей продавцов удовлетворяют спрос множества покупателей.

Характеристика отрасли:

1. На рынке доминирует несколько продавцов (2-3), удерживающих значительную долю рынка (70-80%), причем каждый из которых имеет более 10% рынка;

2. Остальная часть рынка делится среди множества мелких продавцов;

3. Появление новых продавцов в отрасли затруднено или невозможно.

По типу товара различают два вида олигополии

1. Ч - фирмы предлагают однородные продукты. Цена на рынке единая. Пример - рынок товаров химической промышленности

2. Диффиренцированная по типу продукта олигополия - производство разнообразной продукции одного функционального назначения. Цена распределяется между ценовыми кластерами – группами товаров и соответствующими группами цен на однотипные, но не однородные товары. Например, цены на различные классы автомобилей.

Следовательно, ряд крупных фирм отрасли могут оказывать влияние на цену, благодаря относительно большим долям в общем объеме продукции отрасли. Эти фирмы обладают монопольной рыночной властью.

Однако фирмы отрасли сознают свою взаимозависимость. Изменение цен и объемов продаж одной фирмы оказывает влияние на прибыли других фирм. Поэтому решения в области цен и объемов производства маркетинговой стратегии одной фирмы зависят от решений, которые принимаются в этой сфере друг ими производителями.

Виды ценовых стратегий на олигополистическом рынке.

1. При отсутствии сговора - фирмы отрасли, понимая свою взаимозависимость, в ценовой политике ориентируются на реакцию конкурентов.

2. При наличии сговора - Фирмы, понимая свою взаимозависимость, могут вступить в кооперацию путем объединения своих ресурсов для совместного закрепления на рынке

Формы кооперации

· Слияние и поглощение.

· Картельные соглашения. Картель - формальные соглашения об объемах производства и продаж, единых ценах каналах распределения продукции. Пример - международный картель ОПЕК на рынке нефти и нефтепродуктов.

· Негласные соглашения.

3. При доминировании на рынке одного производителя - фирмы, удерживающие значительную долю рынка, занимая лидирующее положение и пользуясь своими преимуществами (научно-производственный потенциал, финансовые или иные преимущества), ведут независимую политику.

Взаимозависимость фирм-олигополистов на рынке предопределяет специфику поведения олигополий на рынке. В отличие от других рыночных структур, предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением. В силу этого олигополист:

не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;

не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);

не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);

не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

 

 

49 Инвестиции: их источники и направления использования

Под инвестициями в экономической теории понимают финансовые ресурсы, направляемые на совершенствование производительных сил общества. Формы инвестиций могут быть различными: вложения средств в расширение или реконструкцию производства, в мероприятия, обеспечивающие повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и проведение научных исследований. Иными словами инвестиции – это экономические ресурсы, увеличивающие реальный капитал общества, включая, помимо технического капитала, такие его формы, как человеческий и природный (натуральный) капитал. Функционирование и рост экономики в значительной степени зависят от того, насколько легко могут быть мобилизованы денежные средства для финансирования возрастающих потребностей как государства и компаний, так и частных лиц.

Среди них (инвестиций) можно выделить: потребительские инвестиции; инвестиции в бизнес (экономические инвестиции); инвестиции в ценные бумаги (финансовые инвестиции).

Финансовые инвестиции означают приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли при «нормальном» для данного вида инвестиций риске. В отличии от экономического инвестирования финансовое не предполагает обязательного создания новых производственных мощностей и контроля за их использованием, поэтому финансовый инвестор в управлении реальными активами полагается на других. Процесс финансового инвестирования означает простую передачу прав: инвестор передаёт свои права на деньги (отдаёт деньги) и взамен приобретает права на будущей доход (получает в собственность ценную бумагу).

Кроме указанных основных видов инвестиций существуют и так называемые интеллектуальные инвестиции, подразумевающие покупку патентов, лицензий, ноу-хау, подготовку и переподготовку персонала, вложения в НИОКР.

В зависимости от субъекта выделяют три категории инвестиций: частные инвестиции, государственные инвестиции (в административные структуры и в государственные предприятия) и частные инвестиции, инициируемые государством, если оно считает их общественно полезными.

По источникам финансирования инвестиции делятся на внутренние внешние. Внутренние источники финансирования складываются из сбережении, т.е. той части личного или общественного дохода от текущего производства, которая не расходуется на текущее потребление. Они имеют две формы: добровольные и принудительные сбережения.

Внешние источники инвестиций обычно приобретают форму международного инвестирования – прямого или портфельного (косвенного). Прямая инвестиция – это форма вложений, дающая инвестору непосредственное право собственности на ценные бумаги или имущество и контроль над ними. Например, когда инвестор покупает акцию, облигацию, ценную монету или участок земли, чтобы сохранить стоимость денег или получить доход, он осуществляет прямое инвестирование. Портфельная инвестиция – это вложения в портфель, иначе говоря, набор ценных бумаг или имущественных ценностей, приносящих доход.

Основные направления инвестиционной политики предприятия таковы:

1. Инвестиции, направляемые на повышение эффективности деятельности предприятия. Целью этих инвестиций является создание условий для снижения затрат предприятия за счет замены устаревшего оборудования, переобучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства и сбыта.

2. Инвестиции в расширение производства. Цель подобных инвестиций состоит в расширении объемов выпуска товаров и услуг для сформировавшихся рынков в рамках существующих производств.

3. Инвестиции в создание новых производств. Подобные инвестиции предназначены для создания совершенно новых мощностей и освоения новых технологий для выпуска товаров и услуг, ранее данным предприятием не производившихся.

4. Инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления (новых экологических норм или стандартов безопасности).

С точки зрения экономической конъюнктуры возможны два типа инвестиционной стратегии предприятия (фирмы):

пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают по крайней мере сохранение величины показателей экономической рентабельности данного предприятия;

активные инвестиции, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности предприятия и прибыльность ее операций по сравнению с уже достигнутыми уровнями. Как правило, это происходит за счет внедрения новых технологий, организации выпуска конкурентоспособной продукции, завоевания новых рынков сбыта и поглощения конкурирующих фирм.

Инвестиционный проект – планируемая и осуществляемая система мероприятий по вложению капитала в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, а также в иные виды предпринимательской деятельности с целью ее сохранения и расширения.

С позиций администрации (управленческого персонала) предприятия или фирмы инвестиционные проекты могут классифицироваться по типу факторов, определяющих их характерные особенности (признаки), и по ряду относительных признаков:

1. По величине привлекаемых инвестиционных средств (крупные, средние, или типичные, мелкие).

2. По длительности исполнения (краткосрочные, среднесрочные, длительные).

3. По интенсивности вложений средств (например, крупные инвестиции на короткий период окупаемости, этапно-прерывистый период и т.п.).

4. По типу комплементарности при наличии групповых отношений между проектами (независимые инвестиционные проекты, взаимозависимые и взаимообусловленные, дополнительные, альтернативные).

5. По типу эффекта (сокращенные затраты, наличие социального эффекта, повышение конкурентоспособности и т.п.).

6. По способам финансово-денежных расчетов с инвесторами.

Различают малые инвестиционные проекты, краткосрочные, монопроекты, мультипроекты, мегапроекты и международные проекты.

Малые инвестиционные проекты не велики по масштабам, ограниченны по объемам инвестиций и допускают ряд упрощений в процедурах проектирования и реализации.

Монопроекты имеют четко очерченные ресурсные, временные и другие рамки.

Мультипроекты как самостоятельная разновидность инвестиционных проектов выделяются в тех случаях, когда несколько взаимосвязанных проектов выполняются по единому замыслу.

Международные проекты, как правило, отличаются значительной сложностью и стоимостью, основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров, например, совместные предприятия, объединяющие двух или более участников для достижения коммерческих целей при совместном контроле.

Мегапроекты – это целевые программы, содержащие большое количество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и сроками исполнения. Примером отраслевых мегапроектов могут быть проекты, реализуемые топливно-энергетическими комплексами (освоение новых нефтегазоносных районов, строительство систем магистральных трубопроводов).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.