КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственная поддержка и регулирование деятельности малых предприятий
Мер по развитию малого предпринимательства в РФ, осуществлятются в следующих направлениях: ¨ нормативно-правовое; ¨ финансово-кредитное; ¨ обеспечение безопасности; ¨ информационно-техническое; ¨ организационное; ¨ кадровое и консультационное обеспечение; ¨ внешнеэкономическая деятельность. Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. Субъекты малого бизнеса характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью по сравнению с крупными предприятиями, в связи с этим для поддержания рыночной конкуренции, обеспечения внутренней стабильности и саморазвития данного сектора государство должно оказывать ему содействие и поддержку. Содержание понятия «государственная поддержка малого бизнеса», как и любой научной категории, - многопланово. Вопросы роли государства в развитии малого бизнеса, формирования механизмов регулирования, опыта государственной поддержки малых предприятий в России и за рубежом изучаются учёными достаточно широко (и методологически, и эмпирически). При этом большинство научных подходов основывается на дескрипции «государственная поддержка как внешняя среда системы малого бизнеса». Формулирование цели государственной поддержки малого бизнеса не отличается гносеологической сложностью и вариативным разнообразием научных подходов В связи с этим, следуя методологическому принципу «бритвы Оккама», определяясь семантическим содержанием термина «поддержка» с акцентуацией вектора направленности (малый бизнес) и субъекта реализации (государственные формы), а также на основе анализа работ многих отечественных исследователей и нормативных документов, касающихся поддержки малого бизнеса, можно сформулировать основную цель государственной поддержки - создание государственными органами социально-экономических и правовых условий повышения экономической жизнеспособности малого бизнеса. Задачи государственной поддержки достаточно четко систематизированы новосибирскими учеными В.В. Генераловым и М.В. Лычагиным при анализе программ государственной поддержки предпринимательства и заключаются в следующем: обеспечение организационно-правовых и социально-экономических основ предпринимательской деятельности; обеспечение правовых условий функционирования рыночного механизма хозяйствования и условий свободного предпринимательства; установление и обеспечение этико-правовых норм предпринимательства; обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры; оказание содействия предпринимателям в их хозяйственной деятельности; реализация политики охраны окружающей среды. [3, с. 4]. Целенаправленность воздействия системы предполагает следование определённым принципам разработки и реализации государственной поддержки. Анализ научных исследований и правовых документов в области государственной поддержки малого бизнеса позволяет сформулировать основные принципы формирования политики государственной поддержки: приоритетность - данный принцип подразумевает то, что программы поддержки малого бизнеса должны быть первоочередными, так как даже при развитом рынке малые предприятия не способны конкурировать с крупными предприятиями без поддержки в той или иной форме государства; так, в США в законе о малом бизнесе (1953 г.) говорилось: «... в той мере, в какой это возможно, оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство». В российских специфических условиях кризисных явлений и переходного периода формируется ситуация, тормозящая развитие малых предприятий и усиление их роли в становлении рыночной экономики; прозрачность - государственная поддержка должна осуществляться на конкретных, юридически закрепленных, условиях; в договоре должны быть четко прописаны его объект и обязательства сторон (как государственного органа, так и субъекта малого бизнеса); комплексность - субъектам малого бизнеса должна быть обеспечена возможность получения государственной поддержки одновременно в нескольких формах, предусмотренных законодательством; избирательность - при оказании поддержки необходим избирательный подход с акцентом на социальном (молодежное предпринимательство, предпринимательство инвалидов и людей с ограниченными возможностями, предпринимательство в сфере социально значимых услуг) и функциональном (целевое сопровождение начинающих предпринимателей или инновационного предпринимательства) направлении; программно-целевой - один из наиболее существенных принципов, подразумевает то, что нормативно-правовые акты должны сопровождаться не только федеральными программами или планами министерств, ведомств и других исполнительных органов, государственная поддержка должна реализовываться на основании планового инструмента, содержащего программу с определением целей различных уровней, перечень мероприятий по их достижению, исполнителей данных мероприятий и ожидаемые результаты, то есть программно-целевой принцип отражает целенаправленность и комплексность осуществления работ по решению поставленной задачи государственной поддержки. Рассматривая строение системы государственной поддержки, необходимо отметить, что её элементами являются органы государственной власти, а также государственные некоммерческие организации, то есть институциональные образования, ответственные за развитие малых предприятий, формирующие государственную политику в этой сфере, осуществляющие регулирование сферы малого бизнеса и управление инфраструктурой его поддержки. Элементы системы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными целостности системы государственной поддержки. При этом взаимосвязь элементов опосредована эксплицитным следованием (при функционировании) вектору целеполагания системы, в контексте которого каждый элемент выполняет определённую функцию (при изменении характера целенаправленности элемент выпадает из системы, становится ненужным). Структура системы государственной поддержки характеризуется вертикальной императивностью по уровням управляемости: федеральному, региональному, муниципальному. На федеральном уровне в систему государственной поддержки малого бизнеса вовлечены все ключевые структуры: от Президента и Правительства до Совета Федерации и Государственной Думы. На данном уровне создаётся правовая основа, в рамках которой действует вся система государственной поддержки: разрабатываются законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность органов поддержки, рекомендательные и нормативно-методические материалы по организации и оптимизации деятельности малых субъектов рынка, то есть создаются условия (правовые, финансовые, организационно-методические) для реализации политики государственной поддержки малого бизнеса. При этом политика создания системы государственной поддержки должна быть увязана с задачами государства по развитию малого бизнеса и с государственной экономической политикой в целом. Функциональной направленностью управленческого воздействия данного уровня является реализация регулирующей, связующей и координирующей роли в осуществлении деятельности системы государственной поддержки субъектов малого бизнеса посредством: разработки и принятия законодательных актов по малому бизнесу, регулирующих все стадии и процессы его жизненного цикла; учёта специфики малых предприятий при разработке нормативно-правовых актов, не имеющих прямого отношения к малому бизнесу (например, специальные статьи о правах малых предприятий при проведении конкурсов по гос.заказу в законодательстве о государственном и муниципальном заказе, об особом режиме доступа субъектов малого бизнеса к технологической инфраструктуре в законодательстве о деятельности естественных и локальных монополий и т.д.); оказание малым предприятиям организационно-финансовой помощи; разработка нормативной базы по развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Элементами системы на данном уровне являются координационные и совещательные органы государственных структур - либо непосредственно ведающие вопросами государственной поддержки малого бизнеса, либо разрабатывающие меры государственной поддержки, сквозные по профилю деятельности ведомства. К ним относятся: Государственная дума Федерального Собрания РФ - комитет Государственной думы по экономической политике и предпринимательству; Совет Федерации Федерального Собрания РФ - Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности; Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации; Федеральные органы исполнительной власти - в отношении 12 федеральных министерств и 15 федеральных агентств закреплены полномочия в сфере развития малого бизнеса: Департамент развития малого и среднего предпринимательства при Минэкономразвития России, координационный Совет Минздравсоцразвития России по развитию малого и среднего предпринимательства, Совет при Минприроды России по вопросам малого и среднего предпринимательства, Совет при Минрегионразвития России по вопросам малого и среднего предпринимательства, отдел развития малых форм хозяйствования при Департаменте сельского развития и социальной политики Минсельхоз России, координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Минэнерго России и др. Федеральные органы, действующие при конституционных структурах, - Совет по борьбе с коррупцией при Президенте РФ. Таким образом, на федеральном уровне определяются основные направления, принципы и формы государственной поддержки малых предприятий, конкретизация которых осуществляется на следующих, региональном и муниципальном, уровнях системы. На региональном уровне устанавливается единый для региона общий порядок оказания государственной поддержки малому бизнесу, учитывающий специфику региона и особенности местных поселений, текущие и перспективные социально-экономические потребности региона, обеспечивающий согласованность интересов населения, малых предприятий региона и государства в целом, при этом не противоречащий федеральному. Функцией региональных органов поддержки малого бизнеса является реализация мероприятий, разработанных на федеральном уровне, разработка правовых актов по поддержке в соответствии с потребностями региональных субъектов малого бизнеса, индикативное планирование в контексте форм и методов региональной государственной поддержки, прямое финансирование малых предприятий региона, обратившихся за поддержкой, сбор и анализ данных о развитии малого бизнеса региона, обеспечение обратной связи государственных органов с субъектами малого бизнеса, защита его интересов, консультативное обеспечение государственной политики в области поддержки малого бизнеса, создание условий для формирования субъектов инфраструктуры государственной поддержки и координация их деятельности. Органы муниципального уровня, находящиеся на нижней ступени структуры анализируемой системы, оказывают непосредственное воздействие в рамках государственной поддержки малого бизнеса. Функции данного уровня - реализация региональных концепций в границах муниципального поселения. Однако необходимо отметить, что в настоящее время эффективность поддержки со стороны муниципальных органов - весьма низкая (а там, где оказывается поддержка, формы ее - достаточно скудны), это можно объяснить и несогласованностью региональных и местных программ, во многих случаях - декларативностью целевых программ, позицией глав муниципалитетов ввиду отсутствия возможностей и полномочий оказания реальной поддержки малым предприятиям. Хотя именно органы местного самоуправления (пусть и не входящие в систему государственной власти, но наравне с ней являющиеся частью публичной власти в государстве) имеют возможность в максимальной степени учитывать специфику местных условий и потребности как населения муниципального образования, так и его бизнес-сообщества. В целом, муниципальные органы осуществляют координацию деятельности органов по государственной поддержке, контроль за соблюдением норм и правил ее оказания в муниципальном образовании, а также взаимодействие с субъектами инфраструктуры государственной поддержки. Элементами системы на данных уровнях являются как самостоятельные структурные подразделения (департаменты, управления, отделы, комитеты), так и координационные органы (советы, комиссии, рабочие группы) региональной и муниципальной власти, специализирующиеся на оказании поддержки малым предприятиям. Кроме того, элементами системы обозначенных уровней являются Фонды развития и поддержки малого предпринимательства субъектов РФ (в основном функционируют именно региональные и республиканские Фонды, на муниципальном уровне действуют только Фонды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга). Фонды являются государственными некоммерческими организациями, осуществляющими финансовое обеспечение региональной политики в области государственной поддержки малого бизнеса. Таким образом, рассмотренные элементы являются основными в структуре системы государственной поддержки малого бизнеса. В целом, четкое выявление задач, элементов структуры и их функций позволяет более предметно анализировать воздействие системы государственной поддержки, ее актуализацию и проявление посредством форм, методов, инструментов в соответствии с внутренней логикой следования основной цели.
88 Анализ безубыточности: сущность, экономическая значимость, область применения Маржинальный анализ — метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также деления затрат на постоянные и переменные. Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет: - более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе эффективнее управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины; - определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов; - установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия; - исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли; - точнее оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и отдельных сегментов предприятия; - обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли. В маржинальном анализе можно выделить два основных этапа, рассматриваемых в процессе изучения темы: Расчет порога рентабельности (точки безубыточности) предприятия; Маржинальный анализ результативности операционной деятельности.
Безубыточность – такое состояние, когда деятельность предприятия не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |