Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 29 Реформы и реформаторы в России XIX века




Начиная с зимы 1845г. начинает действовать филосовско-политический кружек Буташевич-Петрашевского. От критики литературных новинок члены кружка быстро перешли к критике николаевского режима. Деятельность кружка была прекращена в апреле 1849г.

Большое влияние на формирование общественно-политической мысли в России начала XIXв. оказала Отечественная война 1812г. На формирование общественно-политической мысли также сказались и преобразовательная деятельность и реформаторские планы начала царствования Александра 1.

Вопрос 28 Общественная мысль и особенности общ. Движения России XIX века.

Но данные общества и кружки были не многочисленными и деятельность их разрозненная. В условиях жесточайшего террора властей, последовавшим за подавление восстания декабристов, их деятельность была не продолжительной.

Участников всех этих кружков и обществ объединяло продолжение дела декабристов. Все они добивались упразднения крепостного права, отмены самодержавия, установление в России конституционного порядка и т.д.

В 40-х годах XIX возникло два либерально-буржуазное течения, получившие названия славянофилов и западников. Славянофилы считали, что надо опираться на народ в достижении целей, отрицали возможность революционной борьбы и идеализировали порядки допетровской эпохи. Они выступали лишь за некоторые политические перемены - отмену самодержавия и уничтожения личной зависимости крестьян от помещиков. В отличие от славянофилов Западники доказывали, что в грядущих переменах России надо использовать передовой опыт европейских государств. Они проповедовали европейские порядки и считали, что конституционная монархия есть идеал для государственного устройства. Они также были противниками крепостного права, но предусматривали освобождение крестьян за выкуп.

В 40-ые годы в России появляется организация, во главе которой стал Петрашевский. Они первые поставили вопрос о возможности существования в России социализма. Сам Петрашевский и его соратники выдвинули довольно зрелую для того времени революционную и политическую программы. Свой идеал они видели в республиканском строе, с отменой самодержавия и крепостного строя. В апреле 1949г. кружок Петрашевцев был, который уже стоял на пороге создания тайного общества, раскрыт и многие его члены были казнены.

Кроме декабристов, Петрашевцев, славянофилов и западников в России в первой половине XIX в. было много различных тайных кружков и обществ которые объединяли в своих рядах прогрессивную молодежь из интеллигенции и студентов. Это и кружек Герцена и Огарева (1831-34гг.) и литературное общество начала 30-х годов «11-го нумера» (по номеру комнаты в общежитии которую занимал его руководитель Белинский). Это и сложившееся в 1931г. «Сунгуровское общество» (по имени его основателя – выпускника Московского университета Сунгурова).

 

Первое тайное общество формируемое декабристами создано в феврале 1816г. «Союз спасения». Его образовали: Трубецкой, Братья Муравьевы, братья Муравьевы-Апостололы. В январе 1818г. создается в Москве новое общество «Союз благоденствия». Оно было ориентировано на распространение передовых идей по переустройству России и формированию передовой общественной мысли. В марте 1821г. создается «Южное общество», а в конце 1822г. «Северное общество» декабристов. В период 1821-25гг. создается несколько программ политического переустройства России. Не смотря на многочисленность вариантов, умами декабристов все больше овладевала идея «военного восстания без участия народных масс – военная революция». По типу Испанской революции 1820г. «организованной без крови и народных беспорядков» в отличии от французской революции «черни» в 1789г. 14.12.1825г. восстание декабристов было подавлено силой.

Общественно-политическая мысль в России второй четверти XIXв. проходила в условиях усиления царской реакции после подавления восстания декабристов. Это породило у некоторой части передового общества пессимизм и отчаяние. Отражение общего настроения хорошо показано в «Филосовских письмах» Чаадаева. Автор в негативных тонах обрисовал прошлое и настоящее России, а также пессимистические прогнозы относительно ее будущего. Передовая Россия не приняла идею Чаадаева. Заметным оживлением общ.-полит. мысли русского общества стал рубеж 30-40гг. Х!Хв. Четко обозначились главные направления общ.-полит. мысли: охранительно-консервативное, либерально-оппозиционное и революционно-демократическое. Общим идейным выражением направлений была теория «официальной народности», сформулированная в 1832г. Уваровым (министр просвещения). Они формулировались как «православие, народность, самодержавие». Социальная задача «официальной народности» заключалась в законности самодержавно-крепостнических порядков в России. Теоретики «официальной народности доказывали, что в Россииесть наилучший порядок, согласованный с требованиями религии и политической мудростью. Нет сомнения в том, что идейным вдохновителем данной теории был Николай1.

В 30-40гг. помимо идей «официальной народности» рождались новые, прогрессивные идеи, которые объединялись непринятием существующей политики. Значительное место занимали Славянофилы и Западники. Славянофилы –представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. Это оппозиционное движение в русской общественной мысли. Они выступали за отмену крепостничества и проведения реформ в области судебной системы, административного управления, за развитие промышленности, торговли, просвещения. Они не признавали политики Николая1, но выдвигали тезис: «сила власти – царю, сила мнения – народу». Они допускали ограниченное самодержавие в стране, но пока не видели, кто и чем его ограничит. Славянофилы оставили богатое публицистическое и научное наследие по литературы, истории, искусству, богословию, философии. Славянофилы как направление русской общ.полит. мысли заканчивается в конце 70-х годов Х!Хв. Западники доказывали общность развития России и Запада. Они выступали за консервативно-монархическую форму правления в стране западноевропейского образца. Западники, в отличии от славянофилов, которые признавали пререгативу веры, были рационалистами и решающее значение придавали разуму. Они возвеличивали Петра1 и считали, что он спас Россию. Преподнося свои идеи они широко использовали публичные лекции. Теоритической основой их взглядов была немецкая классическая философия.

В конце 40-начале 50гг. складывается демократическое направление русской общественной мысли. Наиболее видными ее представителями считаются Герцен и Белинский, а также левое крыло кружка петрашевцев. В основу этого направления общ.полит. мысли легли филосовские и политические учения Западной Европы первой половиныXIXв. Герцен в своих идеях проповедовал диалетику Гегеля и считал ее «Алгеброй революции». Он же складывает теорию «Русского социализма». Он доказывал, что социализм в России возможен и основной его ячейкой станет крестьснская поземельная община. Так возник русский или общинный социализм. Герцен доказывал, что через крестьянскую общину, минуя капитализм, общество сразу войдет в социализм. Белинский напротив, отвергал их и доказывал «благодетельность» русского самодержавия, тем самым поддерживая взгляды теоретиков «официальной народности».

Обстановка общественно-политического подъема конца 50-х, выводит на политическую арену разночинную молодеж со своей общ.полит. мыслью. Они верили в скорую народную революцию и готовились к ней. Создаются первые революционные кружки и общества «Великорус», «Земля и воля». Также, в пореформенной России, ведущим направлением общ.полит. мысли становится народничество. Их взгляды формировались на основании идеи Герцена с развитием их Чернышевским. Сам термин народничество подразумевал стремление понимания жизни народа и облегчения его страданий. Первой крупной акцией народников было «Хождение в народ» - пропогандисткое движение с целью поднять народ на восстание. Этоп порыв не имел результатов, т.к. мужик охотно слушал их, но бунтовать не хотел. На рубеже 60-70гг. сложилась доктрина радикального народничества главным идеологом которой стал Бакунин. Он был наиболее видным сторонником анархизма и социальных свобод, доказывая что русский мужик есть социалист по инстинкту.

Неудача с «хождением в народ» выдвигает идею создания централизованной организации с четкой структурой о программой. В 1878г. создается «Земля и Воля» в честь «земли и воли» 60-х. Основателями стали Плеханов Перовская, братья Натансоны. Основными требованиями стали введение мирского самоуправления, передача земли крестьянам с правом общинного пользования, свободы слова, собрания, печати, вероисповедания. В 1879г. в виды раскола «Земля и воля «делится на «Народную волю и «Черный передел». «Народовольцы» стояли на позициях силового решения вопроса и поэтому последовательно провели несколько покушений на Александра 2, убив его 01.03.1881г. «Черный передел» отверг тактику «Народовольцев» и проводил, преимущественно среди рабочих, политическую пропаганду. Во второй половине 70-х годов возникают первые рабочие организации «Южнороссийский Союз рабочих» и «Северный союз русских рабочих». В конце 80-начале90-х годов большое распространение получили идеи либерального народничества. Его лидеры выступали за мирные социально-политические реформы, проповедовали теорию «малых дел» т.е. повседневную кропотливую работу на ниве просвещения и улучшения жизни народа.

В середине 90-х годов Х!Хв. начинают формироваться большие социально-демократические объединение. Самый крупный «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Руководители Ленин, Мартов,Крижановский и др. в марте 1898г на основе этого союза была предпринята попытка создания РСДРП (российскую социал-демократическую рабочую партию).

Реформы Х1Х века, а именно периода 1850-70-х годов в России были следствием кризиса феодально-крепостнической системы в России конца 50-х годов. Капиталистический уклад хозяйства, развивающийся в недрах феодализма, порождал несоответствие между уровнем производительных сил и характером производственных отношений. Основными реформами Х1Х века были: крестьянская реформа 1861, аграрная реформа 1863г, земская реформа 1864, судебная реформа 1864, цензурная реформа 1865, реформа просвещения 1863-64гг., городская реформа 1870, военные и морские реформы 1860-70-х гг. Данные реформы способствовали развитию капитализма в России. Проводились они по поручению и под контролем Александра11, секретным комитетом который был создан по его поручению. Большую роль в проведении военной реформы сыграл тогдашний военный министр – Милюков. В конце 80-х — начале 90-х гг. значительно реформы были ослаблены контрреформами.

Несомненно главнейшей в комплексе реформ, была крестьянская реформа. Александр 11 не будучи большим либералом, все же признавал, что лучше отменить крепостное право сверху, чем это произойдет снизу. 19.02.1861г. он подписывает два документа – «Манифест», в котором говорилось о даровании свободы крестьянам и «Положение» о крестьянах выходящих из крепостной зависимости. Манифест и Положение касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок выкупной сделки. По манифесту крестьяне получали личную свободу. Отныне бывший крепостной получал свободу распоряжаться свое личностью, заключать имущественные сделки, открывать торговые заведения и переходить в другое сословие. В положении указывалось конкретное местоприменение данной реформы. Положение распространялось на 45 губерний Европейской части России в которых насчитывалось 112 тыс. помещичьих имений с 22.6 млн. крестьян. Обнародование Манифеста и Положения вызвали взрыв крестьянских волнений, т.к. обмануло надежды крестьян на получение полной свободы.

В 1863г. была завершена, начатая в 1858г. аграрная реформа. В 1858г. 2млн. крестьян были освобождены от принадлежности к императорскому дому, а в 1863г. завершилось их поземельное устройство, при котором крестьянские наделы сократились в среднем на 3.5%. В последующие 1863-65гг. данные крестьяне были переведены на выкуп, но фактически их обязали в течении 49 лет платить под видом выкупа тот же оброк. Эта обязанность была снята только в 1907г. под влиянием нарастающей революционной ситуации.

01.01.1864г. в рамках проведения земской реформы было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее всесословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на 3-х летний срок и состояли из распорядительных и исполнительных органов. Земства были лишены каких-либо политических функций и по закону сфера их деятельности ограничивалась вопросами местного самоуправления. Согласно закону 1864г. земства вводились в 34 губерниях. Национальные окраины (Польша, Кавказ, средняя Азия, Прибалтика), а также Сибирь, Архангельская и Астраханская губернии, где не было помещичьего землевладения, были лишены земского управления.

Наиболее последовательный характер носила судебная реформа. Обнародованные 20.11.1864г. «Судебные уставы» вводили всесословный гласный суд с участием присяжных заседателей (12 чел.), адвокатурой и состязательностью сторон. Учреждались две судебные инстанции – окружной суд и судебная палата, объединяющая обычно несколько округов. Для разбора мелких проступков и гражданских дел вводился мировой суд. Судебные уставы 1864г. вводили адвокатуру и судебных следователей.

В конце 50-х годов был сделан ряд цензурных послаблений. В 1865г. в рамках проведения цензурной реформы утверждаются «Временные правила о печати», которые освобождают от предварительной цензуры печатные и рукописные сочинения объемом не менее 10 листов, а переводы – 20 листов. От цензуры освобождались официальные и научные издания. Данные правила действовали в течении 40 лет.

В период 1863-64гг. была проведена серия реформ в сфере просвещения. В июне 1863г. был издан новый Университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию. В ноябре 1864г. был утвержден устав гимназий. Он вводил принцип формального равенства в получении среднего образования всеми сословиями. Но из-за высокой платы этим могли воспользоваться только дети из обеспеченных семей. По уставу 64г. прежние гимназии делились на классические и реальные. В классических основные усилия прилагались к изучению «классических» языков – греческого и латинского, а в реальных взамен языков преподавалась математика и естествознание. Окончившие классические гимназии могли поступать в университет без экзаменов.

В 1870г. прошла городская реформа, которая после земской реформы была следующим шагом в изменении местного самоуправления. Принятое в 1870г. «Городское положение» создавало в городах бессословные органы – городские думы. Они занимались вопросами городского хозяйства и управления, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Во главе городской думы стоял городской голова, утверждаемый губернатором или министром внутренних дел. Думы в городе действовали под контролем царской администрации.

Одной из важнейших была серия военных реформ, которые были проведены в период 1861-74гг. Цель преобразований армии и флота заключались в том, чтобы они были похожи па армии буржуазных государств, превосходство которых показала недавняя Крымская война. Армия вооружалась новыми винтовками и пушками, флот паровыми кораблями. Ставка делалась на хорошо подготовленные профессиональные офицерские кадры (создавались военные и юнкерские училища для подготовки младших командиров), а также замену рекрутского набора солдат на призыв в армию солдат призывного возраста (20 лет) на 6-ти летний срок. Сама армия сокращалась на 25-30%. Вводился перечень лиц которые не подлежали призыву. Страну разделили на 15 военных округов. В 1867г. был принят военно-судебныу устав для судопроизводства в армии и на флоте (основан на принципах судебной реформы 1864г), а в январе 1874г. Воинский устав. Он стал как-бы заключением в проведении военной реформы.

Цареубийство Александра11 в марте 1881г. повергло вступившего на престол Александра111 в тяжелое потрясение. Подавление революционного и либерально-демократического, а также оппозиционного движения были основным направлением внутренней политики Александра111. Это повлияло на курс ограничения действия реформ 50-60гг. Х1Х в. Жертвами антиреформ стали школа и печать. Устанавливался надзор за печатными изданиями. Вводился запрет на прием в гимназии детей из простых семей. Восстанавливалась власть помещиков над крестьянами, утраченная ими в результате реформы 1861г. Ограничения коснулись и местного самоуправления, усиливалось вмешательство властей в местное самоуправление. Освовными вдохновителями антиреформ были – обер-прокурор синода Победоносцев, министр народного просвещения Делянов и редактор «Московских новостей» Катков.

Вопрос 30. РольXXвека в мировой истории: глобализация общественных процессов, проблема эконом. Ростаи модернизации, революции и реформы, соц. трансформация общества, столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Роль XX века в мировой истории: глобализация общественных процессов, проблема экономического роста и модернизации, революции и реформы, социальная трансформация общества, столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это процесс охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.