КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство как субъект экономических отношений. Государственный сектор в экономике
Государство является организацией экономической, политической и идеологической власти в обществе, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется исполнение общечеловеческих и классовых социально-экономических функций. Государство представляет собой особую политическую организацию, которая с помощью политических и экономических инструментов и системы, различных мер влияет на экономику и стремится к социальной стабильности в обществе, т. е. оно является силой, которая выросла из общества и постепенно стала над обществом для регулирования отношений между классами, социальными слоями, нациями, народностями и самим государством. Экономика как система общественных отношений развивается вместе с появлением государства, которое является наивысшей формой организации человеческого общежития и одновременно наиболее весомым властным субъектом, о чем свидетельствует объемы государственной собственности и его соответствующие место в институциональной системе общества. Государство создает условия для человеческой деятельности, удовлетворения потребностей людей в соответствии с общечеловеческими и моральными ценностями, одобренными общественными нормами, правилами и обычаями. В основу политического регулирования государства положены не только социально-экономические интересы общественных групп, а и экономические отношения в соответствии с которыми государство может благоприятствовать развитию экономики в целом либо сдерживать ее. Государственный сектор экономики - это комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти. Следует разделять понятия «государственный сектор» и «государственная собственность». Государственная собственность включает все носители стоимости, материальные и нематериальные, принадлежащие государству. Понятие «государственный сектор в экономике» охватывает только хозяйственные объекты, пакеты акций, ресурсы, права, которые реализуются или могут реализоваться в хозяйственном обороте. К государственному сектору экономики относят земли, лесные массивы, национальные парки, памятники истории и культуры, государственные резервы топлива, сырья, продовольствия, объекты инфраструктуры, больницы, вузы, государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях. ГС сегодня сохраняется как в странах с развивающейся, так и в странах с развитой экономикой. Размеры его различны. Максимальный вклад государственного сектора в ВВП наблюдается в Греции – 23%, минимальный – в Голландии – 8,3%. Для определения масштабов государственного сектора используют показатели: ü Доля производства ГС в общем объёме производства ü Удельный вес продукции, производимой ГС по отраслям ü Доля ГС в объёме основных фондов ü Доля ГС в общем объёме инвестиций в основной капитал ü Численность работников государственных предприятий ГС широко используется как инструмент ГРЭ: • Регулирование цикла, занятости, структуры экономики • Регулирование цен естественных монополий • Развитие НИОКР, университетской науки • Воздействие на политику смешанных компаний • ГС в сфере финансов ГС в лице ЦБ и государственных банков выполняет ряд специальных функций: ü Аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависит экономическая конъюнктура и структура хозяйства ü Определяет процентные ставки на рынке ссудного капитала, воздействуя тем самым на темпы экономического роста ü Изменяя величину минимальных резервов, изменяет предложение ликвидных средств в экономике ü Осуществляет операции на открытом рынке, регулируя предложение денег и обеспечивая поступление средств в бюджет. Во многих странах действуют банки с государственным и частным капиталом. Государство стремится направить часть ресурсов банков со смешанным капиталом на кредитование инвестиционных проектов в приоритетных производствах в соответсвии с государственными прграммами. Государственный сектор экономики важен для сохранения ландшафта, природного и культурного генофонда страны, обеспечения национальной безопасности страны и экономической стабильности, а также для сохранения резервных земель для строительства. Частный капитал не смог бы сохранить эту важную часть национального богатства, так как он заинтересован в максимальном использовании этих объектов, а не сохранении их для будущих поколений. Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения рентабельности частного хозяйства, а также в целях ГРЭ. Монопольная прибыль и прибыль вообще не является первостепенной целью деятельности государственного сектора, поэтому он стал поставщиком дешёвых услуг, снижая издержки частного сектора. Государственный сектор экономики в отдельных странах в конкретных ситуациях играет роль защиты национальных экономических и политических интересов от иностранной экспансии. Если национальный капитал слаб и не справляется с этой задачей, то государственный сектор может играть заметную роль в защите некоторых отраслей, видов производств, регионов от захвата их иностранным капиталом, просто включив их в государственный сектор. В целом же сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и поскольку мотивация частного капитала оказывается недостаточной. Государственное регулирование при помощи ГС имеет очевидное преимущество: оно обходится дешевле. Но есть и проблемы. По сути ГС противоречит принципам рыночной экономики. В результате государственный сектор служит повышению эффективности национального хозяйства в целом, а размеры его изменяются в результате новых строительства, приобретений, а также вследствие механизма приватизации. МЕХАНИЗМ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Национализация собственности Национализация – переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную. Происходит на условиях выкупа имущества у его владельцев. Национализация служит инструментом глобального укрепления и стабилизации системы рыночной экономики в критические периоды её развития. Разновидностью национализации является деприватизация, т.е. обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества. Цели национализации q Сохранение предприятий производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения государственной безопасности страны ил необходимых обществу (оборона); q Обеспечение экологической безопасности; q Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий; q Осуществление структурной перестройки народного хозяйства; q Пресечение незаконного перевода прибыли за границу. Основания для национализации • Угроза экономической и государственной безопасности страны; • Банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы; • Изменение профиля приватизированных предприятий; • Занижение стоимости приватизированного имущества или продажа государственных пакетов акций частным собственникам по ценам ниже их реальной стоимости; • Нарушение законодательства страны. Варианты национализации 1. Принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны (ст. 239-243, 306 ГК РФ), либо без возмещения в качестве карательной меры. 2. Добровольный, по инициативе граждан и юридических лиц, являющихся собственниками имущества. 2. Приватизация собственности. Основой экономической реформы, в процессе которой происходит смена одного типа социально экономической системы на другой тип, является разгосударствление и приватизация. Основными характеристиками смешанной экономики является многообразие форм собственности, рыночный механизм самоорганизации, свободное предпринимательство, государственное регулирование рынка и распределение по собственности и труду. Разгосударствление – это процесс демонополизации экономической системы, персонификации всех форм и видов собственности, уход от огосударствления, бюрократизации владения, пользования, распоряжения средствами производства и созданными продуктами во всех формах собственности и хозяйствования, доведение до оптимального удельного веса государственной собственности за счёт резкого повышения частной собственности. Приватизация – процесс передачи государственной и муниципальной собственности в частную. Процесс разгосударствления и приватизации во всех странах мира регулируется государством по определённым программам. Единого опыта и единых программ приватизации в мире нет. Приватизация в России До настоящего времени программ приватизации в нашей стране 2. 1. Программа приватизации, разработанная согласно Закону «О приватизации», которая была рассчитана на 3 года и состояла из конкретных заданий на 1992 год, а также прогноза на последующие два года, фактически до 01.07.1994 г. – «ваучерная приватизация». 2. Программа, составленная согласно Указу Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1585. Это программа постваучерной финансовой приватизации. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ОБЕИХ ПРОГРАММ: • Повышение эффективности экономики в целом и отдельных предприятий в частности • Формирование широкого слоя собственников и конкурентной среды • Социальная защита населения • Привлечение в производство инвестиций, в т.ч. иностранных ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ • Жёсткое административное централизованное регулирование. • Преимущественно технологический, а не экономический характер приватизации. • Широкое привлечение население и персонала предприятий к процессу приватизации. • Условная, заниженная оценка стоимости активов предприятий. • Отсутствие экономической ответственности Госкомимущества РФ и комитетов по управлению имуществом за результаты приватизации. • Сжатые директивные сроки проведения широкомасштабных программ приватизации по всей России без учёта специфики регионов, стадии их готовности к приватизации, особенностей каждого предприятия. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ • Приватизация, а развитых странах происходила в условиях, когда экономика находится на подъёме. В России приватизация проходила в условиях экономического спада. • Одной из основных целей приватизации является повышение эффективности экономики в целом и частного сектора в частности. В России в результате приватизации эффективность производства резко не выросла. • Приватизация должна вести к росту уровня социальной защиты населения. В России – к резкому социальному расслоению общества. • Приватизация должна создать условия для эффективного мотивационного механизма производительного труда. В России мотивация к производству в результате приватизации снизилась. • Приватизация должна создать условия для привлечения эффективного иностранного инвестора, а он не всегда идёт с желанием на частные российские предприятия. СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ • Безвозмездная раздача акций АО • Продажа акций АО • Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных аукционах • Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных конкурсах • Выкупы арендуемых предприятий • Реорганизация колхозов и совхозов путём создания фермерских хозяйств, их ассоциаций, производственных кооперативов и других формирований • Преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной собственности • Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал компании • Отчуждение находящегося в государственной и муниципальной собственности пакета акций, созданных в процессе приватизации ОАО, владельцами государственных, муниципальных ценных бумаг. ВАРИАНТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ • 20% уставного капитала АО предлагается работникам предприятия в форме привилегированных акций. 10% акций – им же со скидкой; 30% - в форме обыкновенных акций; 5% - администрации предприятия; остальное – на свободную продажу • 51% уставного капитала предлагался персоналу предприятия в форме обыкновенных акций по установленной цене без скидок. Остальные акции поступали в свободную продажу. • 20% уставного капитала предлагалось персоналу предприятия в форме обыкновенных акций с 30% скидкой с их нормативной цены. 30% уставного капитала – группе работников предприятия, взявших на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущения банкротства предприятия в течение года при согласии общего собрания коллектива предприятия. Самым распространённым способом разгосударствления крупных предприятий стало акционирование. При этом 75% предприятий акционировалось по 2 варианту, т.е. контрольный пакет акций оставался в руках персонала предприятий. ИТОГИ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Ваучерная приватизация носила политический характер и не имела формы эффективного социально – экономического процесса. Она привела к сосредоточению ваучеров в руках узкого слоя населения, которому собственность фактически досталась бесплатно. При этом перепродажа ваучеров усилила инфляцию 2. Не был решён вопрос с трансформацией приватизированных предприятий в форму хозяйств предпринимательского типа. Но было потеряно управление государственными предприятиями, т.е. произошло ослабление государственности в РФ. 3. В условиях, когда контрольный пакет акций в большинстве случаев передан в руки работников, мог быть потерян реальный собственник, умеющий управлять. 4. Слабая ориентация на своеобразие регионов, отраслей, местных условий, специфику предприятий приводит к целому ряду экономических и социальных противоречий между регионами и центром, между отраслями и предприятиями. 5. Приватизация не связана с другими элементами реформы, т.е. созданием рыночной инфраструктуры, формированием экономического механизма и свободы предпринимательства.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |