КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способности
Задания 1.Составьте резюме. 2.Составьте анкету. 3. Подготовьте ситуацию, решаемую по телефону (телефонный разговор). 4.Подготовьте деловые переговоры. 5.В отрывке из произведения В.Шукшина «Беседы при ясной луне» найдите лексические, фразеологические элементы, синтаксические конструкции, свойственные РР. Определите их стилистическую роль в данном тексте. - Люди, они ведь как - сегодняшним днем живут, - рассуждал Баев. - А жизнь надо всю на прострел брать. Смета!.. - Баев делал выразительное лицо, при этом верхняя губа его уползала куда-то к носу, а глаза узились щелками - так и казалось, что он сейчас скажет: "чево?" - Смета! Какой же умный хозяин примется рубить дом, если заранее не прикинет, сколько у него есть чево. В учетном деле и называется - смета. А то ведь как: вот размахнулся на крестовый дом - широко жить собрался, а умишка, глядишь, - на пятистенок едва-едва. Просадит силенки до тридцати годов, нашумит, наорется, а дальше - пшик. Марья согласно кивала головой. И правда, казалось, умница Баев, сидючи в конторах, не тратил силы, акопил их всю жизнь - такой он был теперь сытенький, кругленький, нацеленный еще на двадцать лет осмеченной жизни. - Больно шустрые! Я как-то лежал в больнице... меня тогда Неверовотвез, председателем исполкома был в войну у нас, не помнишь? - Нет. Их тут перебывало... - Неверов, Василий Ильич. А тогда что, С молокопоставками неуправились - ему хоть это, хоть живым в могилу зарывайся. Я один раз пришел к нему в кабинет, говорю: "Василий Ильич, хотите, научу, как с молокопоставками-то?" - "Ну-ка", - говорит. "У нас колхозники-то всевытаскали?" - "Вроде все, - говорит. - А что?" Я говорю: "Вы проверьте, проверьте - все вытаскали?" - Ох, тада и таска-али! - вспомнила Марья. - Бывало, подоишь - и все отнесешь. Ребятишкам по кружке нальешь, остальное - на молоканку. Да ведь планы-то какие были... безобразные! - Ты вот слушай! - оживился Баев при воспоминании о давнем своем изобретательном поступке. - "Все вытаскали-то? Или нет?" Он вызвал девку: "Принеси, - говорит, - сводки". Посмотрели: почти все, ерунда осталась. "Ну вот, - говорит, - почти все". - "Теперь так, - это я-то ему, -давайте рассуждать: госпоставки недостает столько-то, не помню счас сколько, Так? Колхозники свое почти все вытаскали... Где молоко брать?" Он мне: "Ты,- говорит, - мне мозги не... того, говори дело!" Матерщинник был несусветный. Я беру счеты в руки: давайте, мол, считать, Допустим, ты должна сдать на молоканку пятьсот литров. - Баев откинул воображаемых пять кругляшек на воображаемых счетах, посмотрел терпеливо и снисходительно на Марью. - Так? Это из расчета, что процент жирности молока у твоей коровы такой-то. - Баев еще несколько кругляшек воображаемых сбросил, чуть выше прежних. - Но вот выясняется, что у твоей коровы жирность не такая, какая тянула на пятьсот литров, а ниже, Понимаешь? Тогда тебе уж не пятьсот литров надо отнести, а пятьсот семьдесят пять, допустим. Сообразила? Марья не сообразила пока. --Вот и он тогда так же: хлопает на меня глазами: не пойму, мол. Снимайте, говорю, один процент жирности у всех - будет дополнительное молоко. А вы это молоко, с колхозников-то, как госпоставки пустите. Было бы молоко, в бумагах его как хошь можно провести. Ох, и обрадовался же он тогда. Проси, говорит, что хочешь! Я говорю: отвези меня в городскую больницу - полежать. Отвез. 6.Замените: а) слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами: препровождать, вышеизложенное, представить жилплощадь, отдать распоряжение, проживать; б) нейтральные слова и выражения такими, которые имеют окраску официально-делового стиля: поблагодарить, сообщить, из-за болезни, дали творческий отпуск, просьба, участвовал. 7.Определите значения данных ниже слов и словосочетаний, употребляющихся в дипломатическом подстиле (при необходимости пользуйтесь словарем): атташе, верительная грамота, виза, вотум, геноцид, декларация, демарш, коалиция, конвенция, конфронтация, лига, меморандум, петиция, ратификация, сателлит, экспансия, эмбарго, ЮНЕСКО. 8.Ознакомьтесь с характеристикой, приведенной ниже. Обратите внимание на то, какие сведения являются обязательными в данном документе. Все ли требования, предъявляемые к деловой характеристике, учтены здесь?
ХАРАКТЕРИСТИКА студентки V курса отделения русского языка и литературы филологического факультета Белорусского государственного университета Колосковой Инны Петровны, 1970 г. рожд., из рабочих. Колоскова И.П. поступила на отделение русского языка и литературы Белгосуниверситета в 1988 г. после окончания средней школы № 2 г. Дзержинска Минской области. Училась на "хорошо" и "отлично", специализировалась в области лингвистики. Колоскова активно участвовала в общественной жизни группы и курса. На I, II и III курсах была ответственна за академическую работу в группе, на IV и V курсах выполняла обязанности профорга группы, принимая активное участие в профсоюзных конференциях факультета. Колоскова была членом СНО секции русского языка, входила в редколлегию стенгазеты факультета. Педагогическую практику проходила в СШ № 78 г. Минска. Практика оценена на "отлично". Колоскова И.П. ¾ добросовестный, инициативный человек. Пользуется уважением среди товарищей. Декан филологического ф-та Белгосуниверситета (подпись) 16.03.1993 г.
9. Сопоставьте две характеристики ¾ художественную (описание персонажа литературного произведения) и деловую (психологическая характеристика ученика). Какие языковые средства используются в первом и во втором случае? Глоссарий: Аргументация — это способ убеждения кого-либо посредством значимых логических доводов. Резюме - официальный документ, правила написания которого регламентированы руководством по делопроизводству. Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ 1. Какой стиль речи используется, если ставится одна из перечисленных целей: описание закономерностей, описание научных открытий, обучение? а) публицистический б) научный в) официально – деловой г) разговорный д) художественный.
2. Для какого стиля характерны следующие жанры: рецензия, реферат, монография, учебник, статья? а) публицистический б) научный в) официально – деловой г) разговорный д) художественный.
3. Выберите стиль, при котором нежелательно употребление эмоциональных слов. а) разговорный б) художественный в) научный г) публицистический д) официально – деловой.
4. Какой из следующих отрывков относится к разговорному стилю? а) По данным Ростовского Гидрометцентра, завтра характер погоды существенно не изменится. Осадков не ожидается, утром и ночью туман. Ветер юго – западный, 9-14 м/с.. Температура воздуха по области ночью +1*…4*, днем +3*…8*. б) Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность… Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими по годам и по положению. (Д.Лихачев) в) – Привет! - Салют! - Как дела? - Никудышные. - Что так? - Хандра… г) Венера, планета, ср. расстояние от Солнца 0,7 а.е., период обращения 224,7 сут., вращение 243 сут., ср. радиус 6050 км., масса 4,9 Х 10 в 24 степени кг.. На поверхности Венеры обнаружены горы, кратеры, камни. Поверхностные породы Венеры близки по составу к земным осадочным породам. (Советский энциклопедический словарь. М., 1989)№ д) Венера переливалась, как капля алмазной влаги на зеленеющем предрассветном небе. (К.Паустовский)
5. Определите, какой из приведенных ниже отрывков относится к публицистическому стилю: а) Культура речи – это умение, во –первых, правильно говорить и писать и, во –вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительными, грамматическими, лексическими. (Л.Крысин) б) В Греции жили так называемые «греки». Говорили они на мертвом языке и предавались сочинению о богах и героях. … Народонаселение Греции разделялось на: 1) царей; 2) воинов и 3) народ. (Тэффи) в) Я, Леонидова Марина Федоровна, родилась 11 февраля 1962 года в Москве в семье служащего. С 1969 по 1979 год училась в 735 – й средней школе г. Москвы. … г) Итальянская пресса предсказывает, что падение лиры может произойти в ближайшие дни нового года. Безудержный галоп инфляции остановить не удается. За последние три года лира по отношению к американскому доллару потеряла в «весе» 30 процентов. … д) – Здрасьте, Игорь Саныч! - Приветствую, рад. Сколько лет не виделись… - Последний раз в девянос-третьем. - Да – а. Время летит.
6.Назовите стандартные обороты, характерные для официально – делового стиля: а) Общественное мнение, сила духа, проправительственный канал, благотворительная акция, лучшее эфирное время, прогрессивная общественность. б) Статья посвящается, выдвигается гипотеза, излагается теория, автор анализирует, монография состоит из разделов. в) Частенько видимся, сделать наобум, брякнуть глупость, привет, такой чистюля. г) Установленный срок, уголовное право, нетрудоспособные лица, служебные полномочия, законодательная власть. д) В жизни презренной, пылкий юнец, вселенная, осквернял, выя, ланиты, восток алел.
7. Какие характерные черты присущи художественному стилю? а) Доказательность, логичность, точность, абстрагирование, обобщенность. б) Сочетание экспрессии и стандарта. в) Отсутствие эмоциональной окрашенности, значение долженствования, точность, стандартизация. г) Непринужденность, спонтанность, ситуативность. д) Образность.
8. За какой их сфер человеческой деятельности закреплен научный стиль? а) Политика, культура б) Быт в) Искусство, литература г) Наука д) Право
9. Какие лексические языковые средства характерны для разговорного стиля? а) однозначные слова, абстрактная лексика, научные термины б) общественно – политическая лексика, употребление слов в переносном значении в) специальная терминология, отсутствие эмоционально окрашенной лексики, отсутствие разговорной лексики г) бытовая лексика, разговорные и просторечные фразеологизмы д) синонимы, антонимы, архаизмы, авторские неологизмы, образные средства: эпитеты, метафоры и др.
10. Рецензия – это а) вывод, выражение основных результатов в общем положении, придание общего значения чему - нибудь б) строение, внутреннее устройство в) критический отзыв о каком – нибудь сочинении, спектакле и т. д. г) краткое изложение содержания книги, статьи и т. п., а также доклад с таким изложением д) научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
11. Что присуще публицистическому стилю? а) абстрагирование, логичность, четкая структура, доказательность, терминология б) точность, стандартизация, отсутствие эмоций в) художественное осмысление мира, образность в выражениях г) установление межличностных контактов, бытовая лексика д) представление информации об актуальных общественно – политических событиях
12. Какие жанры характерны для художественного стиля? а) рецензия, монография, реферат, статья, аннотация б) очерк, репортаж, заметка, статья, фельетон в) протокол, анкета, отчет, конституция, приказ, справка г) спор, разговор по телефону, бытовое общение д) стихотворение, роман, повесть, новелла, ода.
13. Аннотация – это а) вывод, выражение основных результатов в общем положении, придание общего значения чему - нибудь б) строение, внутреннее устройство в) критический отзыв о каком – нибудь сочинении, спектакле и т. д. г) краткое изложение содержания книги, статьи и т. п., а также доклад с таким изложением д) научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
14. Культура речи – а) такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач б) необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. в) неприятие литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения г) отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов и элементов, отвергаемых нормами нравственности д) принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний.
15.Критерии культуры речи – а) необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. б) обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств. в) соответствующие неречевым структурам (язык как некоторая основа, производящая речь; мышление, сознание, действительность; человек – адресат речи; условия общения) качества речи г) комплексная характеристика личности, определяющая потребность в коммуникативно-речевой деятельности, активность и комфортность в ней. д) такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач
16. Правильность речи – а) такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя б) это соответствие речи нормам литературного языка. в) такое коммуникативное качество речи, которое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана содержания) предметно – вещной действительности или системе выражаемых понятий и проявляется в использовании слов в полном соответствиями с их языковыми значениями г) неприятие литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения д) объем и активный запас языковых средств выражения + разумное использование
17. Уместность речи – а) необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. б) предполагает верность отражения фактов действительности и их связей (общее – единичное, причина – следствие, сходство – различие, содержание – форма и т. д.) обоснованность гипотезы, наличие аргументов «за» и «против», сведение аргументов к выводу, доказывающему гипотезу в) употребление вежливых обращений, слов приветствия и прощания, выражения извинения, благодарности, согласия, одобрения, похвалы и т.д. г) такой подбор и такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения д) это соответствие речи нормам литературного языка.
18.Точность речи – а) такой подбор и такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения б) обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств. в) предполагает верность отражения фактов действительности и их связей (общее – единичное, причина – следствие, сходство – различие, содержание – форма и т. д.) обоснованность гипотезы, наличие аргументов «за» и «против», сведение аргументов к выводу, доказывающему гипотезу г) такое коммуникативное качество речи, которое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана содержания) предметно – вещной действительности или системе выражаемых понятий и проявляется в использовании слов в полном соответствиями с их языковыми значениями д) отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов и элементов, отвергаемых нормами нравственности
19. Дикция – а) необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. б) благозвучность, полетность, гибкость, суггестивность, выносливость в) четкое и ясное произнесение звуков речи г) это соответствие речи нормам литературного языка. д) обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств.
20. Логичность речи – а) такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя б) комплексная характеристика личности, определяющая потребность в коммуникативно-речевой деятельности, активность и комфортность в ней. в) это управление человеческим поведением посредством речевой информации. г) это соответствие речи нормам литературного языка. д) предполагает верность отражения фактов действительности и их связей (общее – единичное, причина – следствие, сходство – различие, содержание – форма и т. д.) обоснованность гипотезы, наличие аргументов «за» и «против», сведение аргументов к выводу, доказывающему гипотезу
21. Укажите предложение с речевой ошибкой, связанной с отсутствием точности речи: а) Девочка надета в школьную форму. б) Он был очень скрытным человеком. в) Я рассказала ему свою историю. г) Он пошел с сыном в парк, который находился недалеко от их дома. д) Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
22. Найдите речевую ошибку, связанную с избыточностью речи: а) Внутренний интерьер квартиры был потрясающим! б) Характер у него хороший. в) Мы купили компьютер! г) Книга была очень интересная. д) Музыка грохотала на весь дом.
23. Какой из стилей имеет цель – установление межличностных контактов? а) разговорный б) научный в) официально - деловой г) художественный д) публицистический.
24. Какой стиль речи не существует в русском языке? а) публицистический. б) лингвистический в) научный г) разговорный д)официально - деловой
25. Отметьте важнейшие качества голоса человека, работающего с аудиторией а) дикция, громкость б) благозвучность, полетность, гибкость, суггестивность, выносливость в) соответствующие неречевым структурам (язык как некоторая основа, производящая речь; мышление, сознание, действительность; человек – адресат речи; условия общения) качества речи г) сила, полетность д) такие структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
26. Суггестивность голоса - а) это способность голосом воздействовать на слушателя? б) это способность выдерживать длительную нагрузку? в) это обеспечивающее нормальную слышимость на определенном расстоянии в аудитории качество голоса? г) это чистота и ясность тембра? д) это подвижность голоса?
27. Что вы понимаете под разговорной речью? а) такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач б) комплексная характеристика личности, определяющая потребность в коммуникативно-речевой деятельности, активность и комфортность в ней. в) спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных случаях (ситуациях) при непосредственном участии говорящих с опорой на прагматические условия общения. г) фиксация в разного рода словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей. д) необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д.
28. Укажите предложение с речевой ошибкой. а) Автор употребляет этот знак для того, что нарисованы в поэтическом отрывке отдельные картины сказочного мира и, переплетаясь между собой, дают полное представление о месте, где сам автор услышал эту сказку. б) Несмотря на происходившую у меня в голове путаницу понятий, я в то лето был юн, невинен, свободен и поэтому почти счастлив. в) После ужина гости отправились в гостиную пить чай. г) Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их не любят. д) У каждого подводного охотника есть свои любимые места.
29. Что вы понимаете под выразительностью речи? а) такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя б) комплексная характеристика личности, определяющая потребность в коммуникативно-речевой деятельности, активность и комфортность в ней. в) это управление человеческим поведением посредством речевой информации. г) это соответствие речи нормам литературного языка. д) предполагает верность отражения фактов действительности и их связей (общее – единичное, причина – следствие, сходство – различие, содержание – форма и т. д.) обоснованность гипотезы, наличие аргументов «за» и «против», сведение аргументов к выводу, доказывающему гипотезу
30. Укажите предложение с речевой ошибкой. а) За холмами глухо прогремел гром, подуло свежестью. б) У меня давно была мечта про аквариум, в котором живут золотые рыбки. в) Это была Московская область. г) Мы, рыболовы, обычно терпеливо ждали, когда пройдет ненастье. д) Посадки производились в Кривом Роге, в Днепропетровске, в Харькове и в Орле.
31. Укажите, в какой группе слов ударение падает на последний слог: а) Инструмент, атлет, арахис б) Фольга, созыв, семестровый. в) Жалюзи, свекла, звонит г) Апостроф, инструмент, цемент д) заржаветь, красивее, форзац
32.Отметьте слова, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончание А (Я): а) вектор б) окорок; в) возраст; г) почерк; д) купол.
33. В каком слове ударение падает на А? а) форзац б) свекла в) жалюзи г) Дипломатия д) Забронировать (дверь)
34. Стремление в споре найти истину - основная задача: а) полемики б) дискуссии; в) дебатов г) диспута д) беседы
35. Тот, кто выдвигает и отстаивает тезис, называется: а) оппонентом б) пропонентом в) стратегом г) дидактом д) мыслителем
36. Приемы установления контакта оратора и аудитории: а) открытый диалог б) скрытая форма диалога в) монолог г) анекдот д) полилог
37. Основной единицей диалога является: а) диалогическое единство; б) реплика; в) тема г) идея д) прямая речь 38.Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми. а) Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая. б) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу в) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег. г) Стали его искать, а он как в воду канул. д) Я страдал за милого, доброго Ивана Андреевича как за сына.
39. Совокупность наиболее устойчивого, общепризнанного употребления языковых средств, считающихся правильными а) речевая норма б) литературная норма в) стилистическая норма г) языковая норма д) грамматическая норма
40.Что способствует созданию дополнительного плана диалога: а) интонация, жесты б) знание собеседника и обстановка общения в) интонация, жесты, мимика, знание собеседника г) мимика, жесты д) мимика, интонация
41. Определите словосочетание, имеющее окраску официально-делового стиля: а) общественное мнение б) в звоне хрусталя в) клеточный сок г) в силу вышеизложенных причин д) по мнению автора
42. Для какого вида монологической речи характерны языковые средства, выражающие причинно-следственные отношения: а) рассуждение б) описание в) повествование г) сочинение д) изложение
43.Отметьте предложение, в котором на месте пропуска ставится запятая: а) В углу комнаты стоял старинный__дубовый шкаф. б) С моря подул свежий__бодрящий ветерок. в) Весь вечер Ленский был рассеян__то молчалив, то весел вновь. г)Нам нужно знать__не изменили ли вы своего мнения. д) По мере того__как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
44. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска ставится двоеточие. а) Нравится рисовать__рисуй на здоровье б) Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические__нестерпимо болело сердце. в) Наступит весна__все оживет. г) Господство над своими страстями__есть свойство величия духа. д) Конец сентября__это пора осеннего листопада
45. Отметьте предложение с речевыми ошибками. а) Врач спросил больного, как тот себя чувствует. б) Меня спросили, не знаю ли я, где живет врач. в) В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было множество людей. г) Обоз стоял на большом мосту, тянувшемся через широкую реку. д)Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.
46.Отметьте слово, в котором пишется буква Ь: а) в барсуч__ей норе б) гон__щик в) мне не верит__ся, что это правда г) сем_надцать д) среди березовых рощ__
47. Отметьте слово, в котором пишется буква О: а) предпол__гать б) утренняя з__ря в) пл__вец г) вообр__жение д) р_стение
48.отметьте слово, в котором пишется буква и: а) держаться за п__рила б) ст__сненный в средствах в) уст__лать листьями г) заст_лить постель д) уб_речь от беды
49. Отметьте предложение, в котором слово пишется слитно: а) Предмет трудный, зато очень интересный. в) Берись за__то, к чему ты сроден г) Я не мог так_ же поступить, как мой друг. д) Что_бы ни происходило, он всегда оставался внешне спокоен.
50.Положения, кратко излагающие какую-либо идею, основную мысль лекции, доклада, сочинения: а) план б) тезисы в) реферат г) аннотация д) эссе
51. Культура речи – а) такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач б) необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. в) неприятие литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения г) отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов и элементов, отвергаемых нормами нравственности д) принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний.
52.Критерии культуры речи – а) необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. б) обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств. в) соответствующие неречевым структурам (язык как некоторая основа, производящая речь; мышление, сознание, действительность; человек – адресат речи; условия общения) качества речи г) комплексная характеристика личности, определяющая потребность в коммуникативно-речевой деятельности, активность и комфортность в ней. д) такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач
53. Правильность речи – а) такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя б) это соответствие речи нормам литературного языка. в) такое коммуникативное качество речи, которое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана содержания) предметно – вещной действительности или системе выражаемых понятий и проявляется в использовании слов в полном соответствиями с их языковыми значениями г) неприятие литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения д) объем и активный запас языковых средств выражения + разумное использование
54. Уместность речи – а) необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. б) предполагает верность отражения фактов действительности и их связей (общее – единичное, причина – следствие, сходство – различие, содержание – форма и т. д.) обоснованность гипотезы, наличие аргументов «за» и «против», сведение аргументов к выводу, доказывающему гипотезу в) употребление вежливых обращений, слов приветствия и прощания, выражения извинения, благодарности, согласия, одобрения, похвалы и т.д. г) такой подбор и такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения д) это соответствие речи нормам литературного языка.
55. Какой стиль речи не существует в русском языке? а) публицистический. б) лингвистический в) научный г) разговорный д)официально - деловой 56. Отметьте важнейшие качества голоса человека, работающего с аудиторией а) дикция, громкость б) благозвучность, полетность, гибкость, суггестивность, выносливость в) соответствующие неречевым структурам (язык как некоторая основа, производящая речь; мышление, сознание, действительность; человек – адресат речи; условия общения) качества речи г) сила, полетность д) такие структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
57. Укажите предложение с речевой ошибкой, связанной с отсутствием точности речи: а) Девочка надета в школьную форму. б) Он был очень скрытным человеком. в) Я рассказала ему свою историю. г) Он пошел с сыном в парк, который находился недалеко от их дома. д) Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
58.Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми. а) Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая. б) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу в) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег. г) Стали его искать, а он как в воду канул. д) Я страдал за милого, доброго Ивана Андреевича как за сына.
59. Совокупность наиболее устойчивого, общепризнанного употребления языковых средств, считающихся правильными а) речевая норма б) литературная норма в) стилистическая норма г) языковая норма д) грамматическая норма
60. Положения, кратко излагающие какую-либо идею, основную мысль лекции, доклада, сочинения: а) план б) тезисы в) реферат г) аннотация д) эссе
61.Укажите полные синонимы: а) лингвист, языковед б) мокрый, влажный в) толстый, полный г) солдат, воин д) красный, рубиновый
62. Рецензия – это а) вывод, выражение основных результатов в общем положении, придание общего значения чему-нибудь б) строение, внутреннее устройство в) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле и т. д. г) краткое изложение содержания книги, статьи и т. п., а также доклад с таким изложением д) научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
63. Речевая ошибка, состоящая в многословии в употреблении одинаковых или близких по смыслу слов и оборотов речи: а) плеоназм б) тавтология в) эвфемизм г) плагиат д) инверсия
64. Речевой троп, обозначающий перенос свойств одного предмета на другой на основании схожести: а) эпитет б) сравнение в) метафора г) перифраз д) каламбур
65. Укажите предложение с речевой ошибкой. а) За холмами глухо прогремел гром, подуло свежестью. б) У меня давно была мечта про аквариум, в котором живут золотые рыбки. в) Это была Московская область. г) Мы, рыболовы, обычно терпеливо ждали, когда пройдет ненастье. д) Посадки производились в Кривом Роге, в Днепропетровске, в Харькове и в Орле.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Абдыкулова К.Е., Ким Г.В., Павленко В.К. Русский язык. Практический курс (Учебное пособие).- Алматы: Санат, 1995.- 208 с. 2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ.материалы /М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1989. 3. Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка. М., 2003. 4. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык/ Под ред. Н.С.Валгиной. – М.: Логос, 2002. 5. Введенская М.А. Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. -Р-на-Д., 1996. 6. Веселов П.В. Современное деловое письмо в промышленности.- М., 1990. 7. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. - М., 1994. 8. Греков В. Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс-В, 1999. 9. Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка:Учебник.-Алматы: Print-S, 2005. 10. Жаналина Л.К., Сарбаева Т.М. Практический курс русского языка.- Алма-Ата: Рауан. 1992.- 173 с. 11. Культура речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю.Иванова, А.П.Сковородникова, Е.Н.Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003.- 840с. 12. Культура русской речи. Учебник для вузов // Под ред. Максимова В.И. - М., 2001. 13. Практический курс русского языка/ Под ред. М.Р.Насыровой, Алма-Ата, 1991. 14. Практический курс русского языка. Часть 2/ А.Г. Хмара, Э.М. Ецкова, Э.Н. Кушлина и др.; Под ред. Г.Г. Городиловой. – Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1991. 15. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К. – Алматы: Казак университетi, 1999, 2008. 16. Русский язык. Электронный учебник / Байшукурова Г.Ж., Абдуллина Н.У.- Актобе, 2010. 17. Русский язык: учимся по модулям. Учебно – методический комплекс по дисциплине «Русский язык» для студентов специальностей университета / Под общей редакцией С.П.Тенерядновой. – Актобе, 2006. 18. Русско-казахский словарь: В 2-х т./Под об.ред. Г.Г.Мусабаева.- Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1978. 19. Цой А.А. Развитие навыков научной речи. Учебное пособие.- А., 2000 с. 20. Шаяхметова Н.К. Русский язык. Обучение научному стилю – Алматы: Казак университеті, 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 21. Акишина А.А., Акишин Г.Е. Этикет русского телефонного разговора.- М., 1990. 22. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – М.: Аспект Пресс,1996. 23. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. 24. Барташев А.В. Психодиагностика способности к общению или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 25. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы-М.: Просвещение, 1998. 26. Бушуева М.М. Русский язык. Орфография. - М.: Рус.яз., 1994. 27. Брандес М.П., Провоторов В.И. Предпереводческий анализ текста. – М., 2003. – 224 с. 28. Кожина М.Н. Стилистика русского языка.М.,1993. 29. Краткий словарь литературоведческих терминов.-М., «Просвещение», 1999. 30. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. 31. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер,2001. 32. Люстрова З.Н. Скворцов Л.И. Мир родной речи. - М., 1972. 33. Малышев А.А. Умение убедительно воздействовать речью. - Ужгород, 1994. 34. Методическая разработка по практическому курсу русского языка по теме «Культура. Искусство»/ Составители: Сейткалиева Г.Х., Коробкова Т.В. – Актобе, 2000. 35. Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи.- А., 1993. 36. Обозов Н.Н. Психология внушения и конформности: Метод. пособие. – СПб: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 1997. 37. Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза» (Новая версия для Windows). 38. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии ля старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 39. Провоторов В.И. Очерки по жанровой стилистике текста (на мате-риале немецкого языка). – М., 2003. – 140 с. 40. Провоторов В.И. Хрестоматия по аннотированию и реферированию(на материале немецкого языка). – Курск, 2002. – 152 с. 41. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Книга, 1985. - 336 с. 42. Сазонов М.Г. Изучение специальных языков и практическое терминоведение в системе современной подготовки переводчиков// Пере-вод и межкультурная коммуникация: Матер: международной научной конференции(15–16 ноября2001 года, г. Курск). – Курск, 2001. – С. 93–98. 43. Современный словарь иностранных слов.- М.:Рус. яз., 1992. 44. Утегенова К.Т. Практический курс русского языка: Учебное пособие для студентов неязыковых факультетов вузов. – Уральск, 2005. – 246 с. 45. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М.Воителева, К.А.Войлова, Н.А.Герасименко и др.- М.: Дрофа, 2000. 46. Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка. М., 2003. 47. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1993. 48. Сиротинина О.Б. О терминах «разговорная речь», «разговорность» и «разговорный тип речевой культуры» //Лики языка. М., 1998. 49. Сметанина С.И. Разговорный стиль. Учебное пособие для студентов факультета журналистики. СПб, 1998. 50. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М., 2006.
СОСТАВИТЕЛИ:
канд.филол.наук, доцент Байшукурова Г.Ж. 1 полугодие – 1, 2, 9, 10, 11 недели. канд.филол.наук, доцент Унгарбаева Г.И. 1 полугодие – 5неделя; 2 полугодие – 6, 7 недели. канд.филол.наук, доцент Тасыбаева Г.М. 2 полугодие – 4, 5 недели. канд.педаг..наук, доцент Утельбаева Г.У. 1 полугодие -13 неделя; 2 полугодие 3, 9, 10, 15 недели. канд.филол.наук, ст.преп. Идрисова Э.Т. 2 полугодие – 1,2 недели. ст.преп.Коробкова Т.В.1 полугодие - 14, 15 недели; 2 полугодие – 13 неделя. преп. Бижанова А.Б. 1 полугодие – 6, 7, 8 недели. преп. Абдигази С.Х. 1 полугодие – 6,7, 8 недели; 2 полугодие -11, 12 недели. преп. Хвостова Ю.В.1 полугодие - 3, 4, 5, 12 недели; 2 полугодие – 8, 9, 10,14, 15 недели.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |