Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания для практических занятий




Методические указания по изучению дисциплины.

Тема 1: «Альтернативные пути исследования в географии».

Цель практического занятия: убедить студентов в том, что для прогресса географической науки всё большее значение приобретает не только знание фактов самих по себе, но и знание методики их исследования.

Ключевые слова: этап обдумывания и исследований, этап интерпретации и решения проблемы, этап доказательств и увязки результатов, идеографический (индивидуализирующий подход), номотетический (обобщающий) подход.

Содержание практического занятия:

3. Вычертить схему альтернативных путей исследования в географии.

4. Сопоставить пространственные и временные масштабы природных объектов.

Методические рекомендации:

индивидуальная форма проведения занятия с использованием научных публикаций имеющихся на кафедре.

Вопросы для самопроверки:

1. Из каких действий состоит этап обдумываний и исследований?

2. Какая интеллектуальная продукция является итогом номотетического подхода?

3. Раскрыть суть идеографического подхода в географических исследованиях

Литература:

1. Ханвелл Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. Вып. 2 Физическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 11-20.

Тема 2: Исторический аспект в географии.

Цель практического занятия: Выяснить влияние геологического прошлого на формирование и размещение полезных ископаемых Республики Казахстан и на территориальную организацию современного хозяйства.

Ключевые слова: период релаксации, обратная связь, геохронологическая таблица, дрейф континентов.

Содержание практического занятия:

1. Изучить влияние геологического прошлого Республики Казахстан на формирование полезных ископаемых республики.

2. Рассмотреть обратные связи в географии.

Методические рекомендации:

Групповая форма проведения занятия, используются настенные наглядные пособия кабинета геологии, карты географических атласов.

Вопросы для самопроверки:

1. В какое геологическое время и где именно были наиболее благоприятные на территории Республики Казахстан условия для образования запасов угля?

2. В какое геологическое время и где именно были наиболее благоприятные на территории Республики Казахстан условия для образования запасов нефти?

Литература:

1. Амельченко В.И. Влияние геологического прошлого на современный экологический каркас Республики Казахстан. //Географический сборник Западно-Казахстанского географического общества. – Уральск, 2005, с. 124-133.

2. Ханвелл Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. Вып. 2 Физическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 315-325.

Тема 3: «Измерения в физической географии»

Цель практического занятия: понять значение и получить навыки правильного измерения в географическом исследовании.

Ключевые слова: перепись, опрос, официальные данные, правила измерения, единицы измерения, порядковые шкалы

Содержание практическое занятия:

4. Виды измерений.

5. Правила измерения.

6. Соотношение слов и чисел.

Методические рекомендации:

Индивидуальная форма в начале занятия при измерениях и составлении анкет. В заключении занятия проводится фронтальная форма в виде свободного обсуждения и закрепления изученного материала.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие виды переписи практикуются в настоящее время?

2. В чём суть проведения опроса?

3. Перечислить правила измерений.

Литература:

1. Ханвелл Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. Вып. 2 Физическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 27-31

Тема 4: «Сбор географической информации».

Цель практического занятия: изучить источники статистической информации и способы их использования.

Ключевые слова: промышленная статистика, статистика занятости, демографическая и жилищная статистика, транспортная статистика, неофициальные статистические публикации, неофициальные статистические материалы.

Содержание практического занятия: Использование источников для получения географической информации:

2. Документальные источники.

А) промышленная и сельскохозяйственная статистика;

Б) транспортная статистика;

В) неофициальные статистические публикации.

2. Неопубликованные статистические материалы.

Методические рекомендации:

Групповая форма работы. Группы рассматривают набор статистических источников по разным отраслям и по кругу обмениваются ими. В заключении проводится фронтальное обобщение изученного материала.

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите местонахождения изученных источников географической информации.

2. Для изучения каких географических явлений необходима транспортная статистика?

3. В каких случаях используются неопубликованные статистические материалы?

Литература:

2. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 11-19.

Тема 5: «Статистическая обработка данных».

Цель практического занятия: изучить наиболее распространённые приёмы обобщения первичных географических данных.

Ключевые слова: обобщение данных, сопоставление данных, дискретные переменные, континуальные переменные, статистические группы, нижний предел группы, верхний предел группы. Открытые группы, диаграмма распределения, гистограмма, полигоны распределения.

Содержание практического занятия: Обобщение данных:

1. Статистическая группировка;

2. Гистограмма;

3. Полигоны распределения.

Методические рекомендации:

Индивидуальная форма работы, в некоторых случаях допускается групповая форма. Используются статистические материалы студентов, собранные ими по их индивидуальным темам.

Вопросы для самопроверки:

1. В каких случаях проводят статистическую группировку?

2. Какие статистические группы называются открытыми?

3. Как построить диаграмму распределения частот?

4. В каких случаях используется гистограмма?

Литература:

1.Амельченко В.И. и др. Использование количественных методов на уроках географии. // Географический сборник Западно-Казахстанского географического общества. – Уральск, 2005, с. 32-42.

2.Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с.48-58.

 

Тема 6: «Сопоставления в географии».

Цель практического занятия: дать представление о чисто дескриптивном сопоставлении.

Ключевые слова: дескриптивные сопоставления, независимые переменные, зависимые переменные, среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение.

Содержание практического занятия: Выработка навыка чисто дескриптивных сопоставлений.

Методические рекомендации:

Групповая форма организации занятия. В заключении используется фронтальная форма - проводится обобщение в виде сообщений представителей от групп.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём суть чисто дескриптивных сопоставлений?

Литература:

1. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 72-75.

Тема 7: «Эмпирические объяснительные сопоставления».

Цель практического занятия: приобрести навык объяснительного объяснения

Ключевые слова: эмпирические объяснительные сопоставления, ковариация, коэффициент корреляции моментов произведений, коэффициент ранговой корреляции, порядковая шкала.

Содержание практического занятия: Определение коэффициента ранговой корреляции (Спирмена).

Методические рекомендации:

Индивидуально-групповая форма организации занятия с использованием статистических материалов, собранных студентами по их индивидуальным темам.

Вопросы для самоконтроля:

1. В каких случаях используется коэффициент ранговой корреляции?

2. Показать, каким образом определяется коэффициент ранговой корреляции.

Литература:

1. Амельченко В.И. и др. Использование количественных методов на уроках географии. // Географический сборник Западно-Казахстанского географического общества. – Уральск, 2005, с. 32-42.

2. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 82-87.

Тема 8: «Источники информации при изучении физической географии».

Цель практического занятия: изучить основные источники информации при изучении физической географии,

Ключевые слова: основной метод, общая информация.

Содержание практического занятия:

1. Использование в физической географии основного метода.

2. Применение общей информации.

Методические рекомендации:

Групповая форма организации работы. Используются фондовые материалы кафедры географии. Собранные студентами при прохождении ими полевых практик.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислить последовательность действий при разработке научной проблемы.

Литература:

1. Ханвелл Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. Вып. 2 Физическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 379-381.

Тема 9: «Графические методы исследования в географии».

Цель практического занятия: изучить графические методы исследования в географии.

Ключевые слова: кумулятивные графики, сглаженные графики, совмещаемые графики, многомерные графики, статистическая поверхность, звёздная диаграмма.

Содержание практического занятия: Представить собранную и обработанную географическую информацию в виде графиков:

1. кумулятивных,

2. сглаженных,

3. совмещаемых,

4. n-мерные.

Методические рекомендации:

Индивидуальная форма работы с использованием ранее собранные и обработанных студентами материалов по тих индивидуальным темам

Вопросы для самопроверки:

1. В каких случаях используют кумулятивные графики?

2. Методика построения и использования трёхмерных графиков.

Литература:

1. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 107-122.

Тема 10: «Исследование размещения».

Цель практического занятия: научиться использовать при географических исследованиях карт линий и контуров.

Ключевые слова: сетевые потоки, несетевые потоки, матрица, элементы матрицы, мощность истока, изолинии, изогипсы, изофоры, изостады, изохроны, изометрические линии.

Содержание практического занятия: Построение карт линий и контуров:

1. Сетевые потоки.

2. Несетевые потоки – схемы связей.

3. Изолинии.

Методические рекомендации:

Групповая форма организации занятия с использованием статистических сборников и карт, находящихся на кафедре.

Вопросы для самоконтроля:

1. В каких исследованиях используют карты сетевых потоков?

2. В чём суть карт несетевых потоков?

Литература:

1. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 146-156.

Тема 11: «Функциональная иерархия городов».

Цель практического занятия: получить навыки изучения региональных структур на примере исследования функциональной иерархии городов.

Ключевые слова: региональная структура, функциональная иерархия городов.

Содержание практического занятия:

1. Приобретение навыка исследования региональных структур.

2. Изучение региона.

Методические рекомендации:

Индивидуальная форма работы, допускается групповая форма организации занятий. Используются географические карты и статистические справочники.

Вопросы для самопроверки:

1. Каким способом можно изучить связь между размером поселений и числом выполняемых ими функций?

2. Как изучить связь между числом предприятий в различных видах услуг и людностью поселений, в которых расположены предприятия?

Литература:

1. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 204-217.

Тема 12: «Исследование размещения и перемещения».

Цель практического занятия:

1. Получение навыка определения функций центрального делового района.

2. Совершенствование умений оценки стоимости земли.

Ключевые слова: центральный деловой район, функции ЦГР, основные фонды, стоимость земли.

Содержание практического занятия: Освоить методику изучения:

1. Функций центрального городского района.

2. Стоимости земли и основных фондов.

Методические рекомендации:

Групповая форма проведения занятия, с последующей фронтальной формой обобщения изученного материала.

Вопросы для самопроверки:

1. Что называется Центральным деловым районом города?

2. Каким образом можно определить функции ЦДРГ?

3. Как определяется стоимость земли в городе?

Литература:

2. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 223-237.

Тема 13: «Сети линий связи в географии. Элементы теории графов».

Цель практического занятия:

1. Дать студентам представление о теории графов и её практическом применении в географии.

2. Получить навыки изучения сетей.

Ключевые слова: теория графов, сети, сетевые потоки, несетевые потоки.

Содержание практического занятия:

1). Сети:

Освоение основных определений теории графов.

Методические рекомендации:

Фронтальная форма организации занятия с использованием частично-поискового и проблемного методов обучения.

Вопросы для самопроверки:

1. В чём суть теории графов?

2. Что называется вершинами и рёбрами графа?

3. Раскрыть понятие «Сети».

Литература:

1.Михеева В.С. Математические методы в экономической географии. Ч. II. Приложения теории графов: Курс лекций. –М.: Изд-во Моск. ун-та им. М.В.Ломоносова, 1983, с. 7-14.

2.Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 259-264.

Тема 14: «Теория центральных мест»

Цель практического занятия:

1. Дать представление студентам о теории Центральных мест.

2. Показать использование этой теории в экономико-географических исследованиях.

Ключевые слова: изотропная поверхность, k-оценка центрального места, центральное место, теория центральных мест, организация центральных мест.

Содержание практического занятия:

1. Принципы изотропной поверхности.

2. k-оценка центрального места.

3. Принципы организации центральных мест.

Методические рекомендации:

Фронтальная форма в виде эвристической беседы с использованием краеведческого материала. Применяется Исследовательский метод обучения.

Вопросы для самопроверки:

1. Что называется центральным местом?

2. В чём суть теории центральных мест?

3. Что показывает k-оценка центрального места?

Литература:

2. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 265-270.

Тема 15: «Практическое использование исследовательских методов в географии».

Цель практического занятия:

1. Подготовить студентов к самостоятельному выбору оптимальных методов своего исследования.

Ключевые слова: оптимальный метод исследования.

Содержание практического занятия:

2.Выбор оптимальных методов исследования для проведения конкретного географического изучения.

3. Обоснование своего выбора.

Методические рекомендации:

Фронтальная форма проведения занятия в виде эвристической беседы.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие критерии можно использовать для определения оптимального метода исследования?

Литература:

1. Салищев К.А. Проблема границ в её решении на картах // Вестн. Моск. Ун-та им. М.В.Ломоносова, Сер. География, 1983, с. 14-21.

2.Основы конструктивной географии. / И.П.Герасимов, В.С.Преображенский и др.. – М.: Просвещение, 1986.

3.Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977.

4.Ханвелл Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. Вып. 2 Физическая география. – М.: Прогресс, 1977.

8. Методические рекомендации и указания по типовым расчётам. (программой не предусмотрены).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.