КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания для практических занятий
Методические указания по изучению дисциплины. Тема 1: «Альтернативные пути исследования в географии». Цель практического занятия: убедить студентов в том, что для прогресса географической науки всё большее значение приобретает не только знание фактов самих по себе, но и знание методики их исследования. Ключевые слова: этап обдумывания и исследований, этап интерпретации и решения проблемы, этап доказательств и увязки результатов, идеографический (индивидуализирующий подход), номотетический (обобщающий) подход. Содержание практического занятия: 3. Вычертить схему альтернативных путей исследования в географии. 4. Сопоставить пространственные и временные масштабы природных объектов. Методические рекомендации: индивидуальная форма проведения занятия с использованием научных публикаций имеющихся на кафедре. Вопросы для самопроверки: 1. Из каких действий состоит этап обдумываний и исследований? 2. Какая интеллектуальная продукция является итогом номотетического подхода? 3. Раскрыть суть идеографического подхода в географических исследованиях Литература: 1. Ханвелл Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. Вып. 2 Физическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 11-20. Тема 2: Исторический аспект в географии. Цель практического занятия: Выяснить влияние геологического прошлого на формирование и размещение полезных ископаемых Республики Казахстан и на территориальную организацию современного хозяйства. Ключевые слова: период релаксации, обратная связь, геохронологическая таблица, дрейф континентов. Содержание практического занятия: 1. Изучить влияние геологического прошлого Республики Казахстан на формирование полезных ископаемых республики. 2. Рассмотреть обратные связи в географии. Методические рекомендации: Групповая форма проведения занятия, используются настенные наглядные пособия кабинета геологии, карты географических атласов. Вопросы для самопроверки: 1. В какое геологическое время и где именно были наиболее благоприятные на территории Республики Казахстан условия для образования запасов угля? 2. В какое геологическое время и где именно были наиболее благоприятные на территории Республики Казахстан условия для образования запасов нефти? Литература: 1. Амельченко В.И. Влияние геологического прошлого на современный экологический каркас Республики Казахстан. //Географический сборник Западно-Казахстанского географического общества. – Уральск, 2005, с. 124-133. 2. Ханвелл Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. Вып. 2 Физическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 315-325. Тема 3: «Измерения в физической географии» Цель практического занятия: понять значение и получить навыки правильного измерения в географическом исследовании. Ключевые слова: перепись, опрос, официальные данные, правила измерения, единицы измерения, порядковые шкалы Содержание практическое занятия: 4. Виды измерений. 5. Правила измерения. 6. Соотношение слов и чисел. Методические рекомендации: Индивидуальная форма в начале занятия при измерениях и составлении анкет. В заключении занятия проводится фронтальная форма в виде свободного обсуждения и закрепления изученного материала. Вопросы для самопроверки: 1. Какие виды переписи практикуются в настоящее время? 2. В чём суть проведения опроса? 3. Перечислить правила измерений. Литература: 1. Ханвелл Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. Вып. 2 Физическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 27-31 Тема 4: «Сбор географической информации». Цель практического занятия: изучить источники статистической информации и способы их использования. Ключевые слова: промышленная статистика, статистика занятости, демографическая и жилищная статистика, транспортная статистика, неофициальные статистические публикации, неофициальные статистические материалы. Содержание практического занятия: Использование источников для получения географической информации: 2. Документальные источники. А) промышленная и сельскохозяйственная статистика; Б) транспортная статистика; В) неофициальные статистические публикации. 2. Неопубликованные статистические материалы. Методические рекомендации: Групповая форма работы. Группы рассматривают набор статистических источников по разным отраслям и по кругу обмениваются ими. В заключении проводится фронтальное обобщение изученного материала. Вопросы для самоконтроля: 1. Укажите местонахождения изученных источников географической информации. 2. Для изучения каких географических явлений необходима транспортная статистика? 3. В каких случаях используются неопубликованные статистические материалы? Литература: 2. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 11-19. Тема 5: «Статистическая обработка данных». Цель практического занятия: изучить наиболее распространённые приёмы обобщения первичных географических данных. Ключевые слова: обобщение данных, сопоставление данных, дискретные переменные, континуальные переменные, статистические группы, нижний предел группы, верхний предел группы. Открытые группы, диаграмма распределения, гистограмма, полигоны распределения. Содержание практического занятия: Обобщение данных: 1. Статистическая группировка; 2. Гистограмма; 3. Полигоны распределения. Методические рекомендации: Индивидуальная форма работы, в некоторых случаях допускается групповая форма. Используются статистические материалы студентов, собранные ими по их индивидуальным темам. Вопросы для самопроверки: 1. В каких случаях проводят статистическую группировку? 2. Какие статистические группы называются открытыми? 3. Как построить диаграмму распределения частот? 4. В каких случаях используется гистограмма? Литература: 1.Амельченко В.И. и др. Использование количественных методов на уроках географии. // Географический сборник Западно-Казахстанского географического общества. – Уральск, 2005, с. 32-42. 2.Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с.48-58.
Тема 6: «Сопоставления в географии». Цель практического занятия: дать представление о чисто дескриптивном сопоставлении. Ключевые слова: дескриптивные сопоставления, независимые переменные, зависимые переменные, среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение. Содержание практического занятия: Выработка навыка чисто дескриптивных сопоставлений. Методические рекомендации: Групповая форма организации занятия. В заключении используется фронтальная форма - проводится обобщение в виде сообщений представителей от групп. Вопросы для самоконтроля: 1. В чём суть чисто дескриптивных сопоставлений? Литература: 1. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 72-75. Тема 7: «Эмпирические объяснительные сопоставления». Цель практического занятия: приобрести навык объяснительного объяснения Ключевые слова: эмпирические объяснительные сопоставления, ковариация, коэффициент корреляции моментов произведений, коэффициент ранговой корреляции, порядковая шкала. Содержание практического занятия: Определение коэффициента ранговой корреляции (Спирмена). Методические рекомендации: Индивидуально-групповая форма организации занятия с использованием статистических материалов, собранных студентами по их индивидуальным темам. Вопросы для самоконтроля: 1. В каких случаях используется коэффициент ранговой корреляции? 2. Показать, каким образом определяется коэффициент ранговой корреляции. Литература: 1. Амельченко В.И. и др. Использование количественных методов на уроках географии. // Географический сборник Западно-Казахстанского географического общества. – Уральск, 2005, с. 32-42. 2. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 82-87. Тема 8: «Источники информации при изучении физической географии». Цель практического занятия: изучить основные источники информации при изучении физической географии, Ключевые слова: основной метод, общая информация. Содержание практического занятия: 1. Использование в физической географии основного метода. 2. Применение общей информации. Методические рекомендации: Групповая форма организации работы. Используются фондовые материалы кафедры географии. Собранные студентами при прохождении ими полевых практик. Вопросы для самопроверки: 1. Перечислить последовательность действий при разработке научной проблемы. Литература: 1. Ханвелл Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. Вып. 2 Физическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 379-381. Тема 9: «Графические методы исследования в географии». Цель практического занятия: изучить графические методы исследования в географии. Ключевые слова: кумулятивные графики, сглаженные графики, совмещаемые графики, многомерные графики, статистическая поверхность, звёздная диаграмма. Содержание практического занятия: Представить собранную и обработанную географическую информацию в виде графиков: 1. кумулятивных, 2. сглаженных, 3. совмещаемых, 4. n-мерные. Методические рекомендации: Индивидуальная форма работы с использованием ранее собранные и обработанных студентами материалов по тих индивидуальным темам Вопросы для самопроверки: 1. В каких случаях используют кумулятивные графики? 2. Методика построения и использования трёхмерных графиков. Литература: 1. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 107-122. Тема 10: «Исследование размещения». Цель практического занятия: научиться использовать при географических исследованиях карт линий и контуров. Ключевые слова: сетевые потоки, несетевые потоки, матрица, элементы матрицы, мощность истока, изолинии, изогипсы, изофоры, изостады, изохроны, изометрические линии. Содержание практического занятия: Построение карт линий и контуров: 1. Сетевые потоки. 2. Несетевые потоки – схемы связей. 3. Изолинии. Методические рекомендации: Групповая форма организации занятия с использованием статистических сборников и карт, находящихся на кафедре. Вопросы для самоконтроля: 1. В каких исследованиях используют карты сетевых потоков? 2. В чём суть карт несетевых потоков? Литература: 1. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 146-156. Тема 11: «Функциональная иерархия городов». Цель практического занятия: получить навыки изучения региональных структур на примере исследования функциональной иерархии городов. Ключевые слова: региональная структура, функциональная иерархия городов. Содержание практического занятия: 1. Приобретение навыка исследования региональных структур. 2. Изучение региона. Методические рекомендации: Индивидуальная форма работы, допускается групповая форма организации занятий. Используются географические карты и статистические справочники. Вопросы для самопроверки: 1. Каким способом можно изучить связь между размером поселений и числом выполняемых ими функций? 2. Как изучить связь между числом предприятий в различных видах услуг и людностью поселений, в которых расположены предприятия? Литература: 1. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 204-217. Тема 12: «Исследование размещения и перемещения». Цель практического занятия: 1. Получение навыка определения функций центрального делового района. 2. Совершенствование умений оценки стоимости земли. Ключевые слова: центральный деловой район, функции ЦГР, основные фонды, стоимость земли. Содержание практического занятия: Освоить методику изучения: 1. Функций центрального городского района. 2. Стоимости земли и основных фондов. Методические рекомендации: Групповая форма проведения занятия, с последующей фронтальной формой обобщения изученного материала. Вопросы для самопроверки: 1. Что называется Центральным деловым районом города? 2. Каким образом можно определить функции ЦДРГ? 3. Как определяется стоимость земли в городе? Литература: 2. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 223-237. Тема 13: «Сети линий связи в географии. Элементы теории графов». Цель практического занятия: 1. Дать студентам представление о теории графов и её практическом применении в географии. 2. Получить навыки изучения сетей. Ключевые слова: теория графов, сети, сетевые потоки, несетевые потоки. Содержание практического занятия: 1). Сети: Освоение основных определений теории графов. Методические рекомендации: Фронтальная форма организации занятия с использованием частично-поискового и проблемного методов обучения. Вопросы для самопроверки: 1. В чём суть теории графов? 2. Что называется вершинами и рёбрами графа? 3. Раскрыть понятие «Сети». Литература: 1.Михеева В.С. Математические методы в экономической географии. Ч. II. Приложения теории графов: Курс лекций. –М.: Изд-во Моск. ун-та им. М.В.Ломоносова, 1983, с. 7-14. 2.Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 259-264. Тема 14: «Теория центральных мест» Цель практического занятия: 1. Дать представление студентам о теории Центральных мест. 2. Показать использование этой теории в экономико-географических исследованиях. Ключевые слова: изотропная поверхность, k-оценка центрального места, центральное место, теория центральных мест, организация центральных мест. Содержание практического занятия: 1. Принципы изотропной поверхности. 2. k-оценка центрального места. 3. Принципы организации центральных мест. Методические рекомендации: Фронтальная форма в виде эвристической беседы с использованием краеведческого материала. Применяется Исследовательский метод обучения. Вопросы для самопроверки: 1. Что называется центральным местом? 2. В чём суть теории центральных мест? 3. Что показывает k-оценка центрального места? Литература: 2. Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977, с. 265-270. Тема 15: «Практическое использование исследовательских методов в географии». Цель практического занятия: 1. Подготовить студентов к самостоятельному выбору оптимальных методов своего исследования. Ключевые слова: оптимальный метод исследования. Содержание практического занятия: 2.Выбор оптимальных методов исследования для проведения конкретного географического изучения. 3. Обоснование своего выбора. Методические рекомендации: Фронтальная форма проведения занятия в виде эвристической беседы. Вопросы для самопроверки: 1. Какие критерии можно использовать для определения оптимального метода исследования? Литература: 1. Салищев К.А. Проблема границ в её решении на картах // Вестн. Моск. Ун-та им. М.В.Ломоносова, Сер. География, 1983, с. 14-21. 2.Основы конструктивной географии. / И.П.Герасимов, В.С.Преображенский и др.. – М.: Просвещение, 1986. 3.Тойн.П., Ньюби П. Методы географических исследований. Вып. 1 Экономическая география. – М.: Прогресс, 1977. 4.Ханвелл Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. Вып. 2 Физическая география. – М.: Прогресс, 1977. 8. Методические рекомендации и указания по типовым расчётам. (программой не предусмотрены).
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |