Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демонополизация и развитие конкуренции, задачи либерализации экономики




Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Основными направлениями демонополизации являются:

• формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; • разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции; • государственное регулирование деятельности монополий; • контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

В соответствии с проводимой антимонопольной политикой стал регулярно составляться Госуд. реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ. Основным критерием для включения в него является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельно установленную величину. Для хозяйствующих субъектов — производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения (ППТН)) она составляет: для одного — 30%, двух —54, трех—72, четырех—95; для производителей ППТН — соответственно 45,67,86 и 100%. Число предприятий промышленности, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ, в последние годы заметно сократилось. Для успешного осуществления антимонопольной политики главное значение имеет всемерное развитие конкуренции (К.) К. на рынке выступает в разных формах и осуществляется различными способами. Она мб внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между разноотраслевыми товары). Различают совершенную К., чистую монополию, монополистическую К. и олигополию.

Совершенная К. представлена в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на его цену. При чистой монополии существует только 1 продавец, причем он производит товар, не имеющий аналогов. Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хоз-во), где в настоящее время К. невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, они находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Монополистическая К. (монополия по дифференцированн. продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную продукцию. В условиях монополистической К. каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением (дифференцированный продукт). Данный вид К характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (станций технического обслуживания, банковских учреждений, сети ресторанов); в производящих отраслях—это производство безалкогольных напитков, компов, одежды, телефонной аппаратуры, стирального порошка и тд. Олигополия представляет собой рыночную структуру, при кот. отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего на олигополистич. рынке действуют 3-10 крупных предприятий, на кот. приходится половина и более общих продаж продукта.

По методам осущ-ния К. можно подразделить на ценовую и неценовую. 1 — продажа товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. 2 — предложение товара более высокого качества, с большой надежностью и сроком службы, более высокой производитель-ности. Процесс становления К. в переходной экономике во многом зависит от преобразования отношений собственности. Преобладание гос.собственности на средства производства сдерживает ее развитие. Чем быстрее идет процесс приватизации, тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.