КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы товарной экспертизы
Метод товарной экспертизы — способ достижения конечных результатов экспертной оценки товаров. В зависимости от применяемых средств измерения все методы делятся на группы, подгруппы и виды. Классификация методов товарной экспертизы
Методы ТЭ подразделяются на две группы: объективные и эвристические. Объективные методы — методы, основанные на определении характеристик товаров путем измерений (измерительные методы) или регистрации каких-либо несоответствий, отказов, отклонений от установленных требований (регистрационный метод). Общим для объективных методов является выражение результатов измерений или подсчетов в принятых единицах измерения или в процентах, причем эти результаты сопоставимы, воспроизводимы и проверяемы. Различия между ними заключаются в том, что при измерительных методах используются технические устройства (простейшие приспособления и сложные измерительные приборы, системы, преобразователи), а при регистрационных — визуальный подсчет. Достоинства измерительных методов: объективность оценки, выражение результатов в общепринятых единицах измерения, сопоставимость и воспроизводимость результатов. Недостатками измерительных методов являются: высокие затраты на проведение испытаний, для которых требуются оборудованные испытательные лаборатории, лабораторное и вспомогательное оборудование, порой очень дорогостоящее, а также высококвалифицированный персонал. В связи с этим применение измерительных методов при товарной экспертизе ограничено и рекомендуется только в тех случаях, когда без данных, получаемых с помощью этих методов, невозможно сделать объективные и достоверные выводы. Измерительные методы подразделяются на подгруппы, виды и разновидности по ряду признаков. По хронологическому признаку и чувствительности измерительные методы делятся на классические и современные; по времени получения результатов испытаний — на экспресс-методы и долгосрочные; по принципам метода — на физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические и биологические.
Классификация измерительных методов
Регистрационный метод основан на наблюдениях и подсчетах числа объектов, выбранных по определенному признаку. В качестве классификационного признака могут быть выбраны конкретные виды дефектов или градации товаров, а также их наименования, виды, подгруппы и группы. Регистрационным методом определяются приемочные и браковочные числа при приемке товаров, количество дефектных товаров. При необходимости устанавливается количественное соотношение отдельных видов дефектов. Сортировка товаров на градации качества (стандартную, нестандартную, отход, брак, а также на товарные сорта) осуществляется с помощью этого же метода. Результаты определений заданных объектов регистрационным методом выражаются в абсолютных или относительных величинах. Регистрационный метод — один из наиболее распространенных методов экспертной оценки при приемке и хранении товаров. Очень часто регистрационный метод используется совместно с другими методами товарной экспертизы (органолептическим, измерительным, социологическим). В то же время следует иметь в виду, что регистрационные методы как самостоятельные имеют ограниченное применение при отдельных операциях товарной экспертизы. Эвристические методы — методы, основанные на совокупности логических приемов и методических правил теоретических исследований для достижения (нахождения) конечных результатов. Общим для всех эвристических методов является субъективный подход к оценкам, построение гипотез, догадок, основанных на предположениях отдельных лиц. Эвристические методы включают подгруппы: органолептические, социологические, экспертные. Различия между подгруппами эвристических методов заключаются в их назначении и используемых средствах или приемах. Органолептические методы предназначены для определения значений органолептических показателей товаров, экспертные — для оценки свойств и показателей товаров в условиях неопределенности и риска, социологические — для установления потребительской оценки товаров путем опросов покупателей. Каждая подгруппа делится в свою очередь на виды и разновидности. Органолептические методы — методы определения значений показателей качества с помощью органов чувств. Для них характерны сложные физиолого-психологические основы, что предопределяет субъективизм этих методов. В органолептической оценке участвуют все пять органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей качества органолептические методы подразделяется на пять подгрупп: визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой и аудиометод. К достоинствам органолептических методов относятся доступность и быстрота определения значений показателей качества, а также отсутствие дорогостоящего оборудования при измерениях. К недостаткам органолептических методов относятся субъективизм оценки, относительное выражение ее результатов в безразмерных величинах (цвет — зеленый, красный и т. п.; вкус — сладкий выраженный, маловыраженный, безвкусный и т. п.), несопоставимость и недостаточная воспроизводимость результатов. Смягчить указанные недостатки могут следующие приемы: обучение экспертов правилам оценки основных органолептических показателей (цвета, вкуса, запаха, консистенции), соблюдение условий проведения органолептической оценки, разработка и использование шкалы баллов по конкретным товарам, проведение оценки специально сформированными группами экспертов, проверенными на сенсорную чувствительность. Социологические методы применяют для установления потребительской оценки товаров путем опросов покупателей. При социологических методах могут использоваться любые средства, в том числе и характерные для других подгрупп объективных и эвристических методов. Важнейшими средствами социологических методов являются анкеты. Применяются и др. методы, например, метод опытной носки. Социологический метод определения качества товара основан на сборе и анализе мнений потребителей о качестве товара. Он используется для оценки как непродовольственных, так и продовольственных товаров; для установления предпочтений потребителей, их удовлетворенности товаром; выявления реакции потребителей на изменение рецептуры и технологических режимов производства пищевых продуктов, сравнительной оценки традиционных и новых продуктов. Социологический метод является наиболее информативным и доступным методом определения качества товара и торговле. Результаты исследований, основанные на данном методе, позволяют судить, соответствует товар запросам конкретных потребителей или нет. Экспертные методы — методы оценки, проводимые группой экспертов в условиях неопределенности или риска, основанные на принятии эвристических решений, базой для которых служат знания и опыт, накопленные экспертами в конкретной области в прошлом. Они предназначены для экспертной оценки товаров в случаях, когда другие, ранее перечисленные методы неприменимы или неэкономичны. В торговой практике довольно часто складывается ситуация, когда для принятия каких-либо решений в отношении конкретных товаров имеющейся информации недостаточно или она частично недостоверна. Экспертные методы основаны на определении значений показателей качества товаров анализом качественных и количественных оценок экспертов. Качество товаров определяет экспертная комиссия, которая состоит из экспертной и рабочей групп. Рабочая группа организует процедуру экспертного обсуждения, опроса, математико-статистическую обработку результатов, анализ оценок экспертной группы. Достоинством экспертных методов является возможность принятия решения, когда более объективные методы неприемлемы. К другим достоинствам относятся их воспроизводимость и точность, которые определяются высокой квалификацией экспертов. К недостаткам экспертных методов относятся субъективизм, ограниченность применения, высокие затраты на их проведение. Экспертные методы достаточно трудоемки, что и определяет повышенные затраты на их применение.
Классификация экспертных методов
Алгоритм экспертной оценки 1. Формирование рабочей группы 2. Формирование экспертной группы 3. Определение номенклатуры показателей качества товара 4. Выбор методики проведения оценки 5. Подготовка анкет и пояснительных записок для опроса экспертов 6. Опрос экспертов 7. Обработка экспертных оценок 8. Анализ результатов 9. Оформление протокола
Эксперты перед вынесением суждения должны разносторонне рассмотреть представленную проблему. Поэтому для проведения процедуры необходимо подготовить информационные материалы, имеющиеся статистические данные, справочные материалы и образцы товара. Данные о товарах должны быть разносторонние и нейтральные. Рабочая группа заранее разрабатывает бланки анкет для экспертов. В зависимости от метода они могут быть с открытыми и закрытыми вопросами. Эти материалы должны содержать примерный перечень оцениваемых показателей и порядок их оценки, а также ориентировочные характеристики базовых значений показателей для каждого уровня градации оценочных шкал. Ответ может даваться в виде суждений, парного сравнения, ранжированного ряда, в баллах или в виде абсолютной оценки. Саму процедуру проводит независимый модератор (руководитель процедуры), который контролирует соблюдение регламента, раздает материалы и анкеты, но свое мнение не высказывает. Количество привлекаемых экспертов может быть ограниченным и неограниченным. Обычно приглашают от 5 до 12 экспертов, обладающих специальными знаниями, навыками оценки, опытом в областях, соответствующих решаемым задачам. Следует учитывать момент личной заинтересованности, который может стать существенным препятствием для получения объективного суждения. При подборе экспертов применяются разные методы. Наиболее распространен метод Шара, когда наиболее уважаемый специалист рекомендует ряд других и далее по цепочке, пока не будет подобран необходимый коллектив. Обобщение мнений экспертов относительно номенклатуры показателей, их базовых значений, коэффициентов весомости показателей, диапазона балловой шкалы, терминологии, градации продукции по категориям качества проводят методами обсуждения и голосования (опрос с взаимодействием) или методом усреднения (опрос без взаимодействия). В первом случае обобщенное мнение экспертной группы выявляется большинством голосов (не менее двух третей). Количество технических специалистов рабочей группы зависит от объема работ, выполняемых экспертной комиссией. Технические работники организуют опрос экспертов, проводят обработку полученных результатов. В зависимости от метода опроса технический работник вступает или не вступает в контакт с экспертом, при необходимости разъясняет ему недостаточно понятные вопросы. Для сбора экспертных данных применяются следующие методы анкетирования: — эксперт самостоятельно, пользуясь пояснительной запиской, заполняет анкету и передает или пересылает ее техническому работнику или заполняет электронную анкету; — эксперт заполняет анкету в процессе беседы с техническим работником (анкета-интервью). Последний метод предпочтительнее, так как позволяет получить более полную информацию и уменьшить вероятность ошибок. В рамках экспертного метода может проводиться балльная оценка.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 6558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |