Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция мультипликатора




Суть концепции мультипликатора состоит в том, что между изменением инвестиций и национального дохода существует устойчивая зависимость.

Рассмотрим качественную и количественную характеристику мультипликатора.

Качественная характеристика.

Дж. М. Кейнс связывал мультипликативный эффект не с отдачей от инвестиций в виде выпуска готовой продукции, а он полагал, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у которых эти товары приобретены. Увеличение дохода приведет к увеличению потребления, а увеличение потребления вызовет рост совокупного спроса, а, следовательно, и дохода. Например, исходное увеличение инвестиций приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары (станки, машины, оборудование и т.д.). Они, в свою очередь, расширяют собственное потребление, производство, занятость и предъявляют спрос на продукцию сырьевых и смежных отраслей. Рост занятости и доходов работников способствует расширению производства в отраслях, производящих потребительские товары, а, значит, и к росту их доходов. Таким образом, цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли, то есть вслед за первичным ростом дохода следует вторичный, третичный и так далее прирост дохода. Это и есть качественная характеристика мультипликационного (multiplico - умножаю) эффекта.

Пример: пусть располагаемый доход DI = 400

МРС = 0,75

I = 100

Пусть прирост инвестиций rI = 50, на эту же величину возрастут первичные доходы – это вызовет увеличение потребительских расходов на величину rC = 37,5 (rC = МРС×rDI, т.е. rC = 0,75×50 = 37,5).

Если потребление выросло, то вырос и спрос, а значит и доход. Новое увеличение (вторичное увеличение дохода на 37,5) повлечет за собой новое увеличение потребления, а значит и дохода на величину rC = 0,75×37,5 = 27,1. Далее rC = 27,1×0,75 и т.д.

Развитие мультипликационного процесса представим в виде схемы.

r DI 50 37.5 27.1

r I 50

r C 37.5 27.1

Данная схема показывает, что мультипликационный эффект имеет тенденцию к затуханию.

Количественная характеристика мультипликатора

Y = C + I; DI = Y (если нет государства)

С = МРС × DI; Y = MPC × DI + I

DI = MPC × DI + I

DI – MPC × DI = I

DI × (1 – MPC) = I

rDI × (1 – MPC) = rI

- мультипликатор

Таким образом, мультипликатор – это коэффициент, который показывает, как изменяется национальных доход при изменении инвестиций на единицу.

Прирост национального дохода всегда больше прироста инвестиций.

Проиллюстрируем графически действие мультипликационного эффекта в модели «доходы-расходы» (рис. 3.16).

 

АЕ

У=АЕ

AE1 = C + I1

∆I АЕ=C + I

C

 

I

 
 


 

rУ У(DI)

 

Рис. 3.16 – Мультипликационный эффект в модели «доходы-расходы»

 

Эффект мультипликатора Кейнса применим к обществу, которое находится в состоянии кризиса, с высоким уровнем безработицы, с неполным использованием производственных мощностей. Увеличение инвестиций в этом случае обеспечивает более полное использование имеющихся производственных ресурсов. Если же экономика характеризуется высокой экономикой конъюнктурной, то результат действия мультипликатора выразится в повышение цен и инфляции, которые вызваны избыточным спросом.

Анализ мультипликационного эффекта показывает наличие необычного явления, получившего название парадокса бережливости. Для характеристики парадокса бережливости обратимся к примеру.

Предположим, что при прочих равных условиях общество стало более бережливым, то есть потребители стали меньше потреблять и больше сберегать. Пусть это привело к снижению предельной склонности потребления с 0,75 до 0,5.

В этом случае дополнительные инвестиции, равные 50, приведут к росту национального дохода всего на 100 единиц.

При MPC = 0,75 прирост национально дохода составлял 200. Таким образом, налицо парадоксальный результат. Общество стало более бережливым, а темпы роста национального дохода снизились. В этом суть парадокса бережливости.

На основе практических рекомендаций Дж.М. Кейнса, направленных на стимулирование совокупного (эффективного) спроса для роста национального дохода в периоды кризиса, многие правительства в период «великого экономического кризиса» (1929-1932) приняли меры к организации масштабных общественных работ, ввели выплату пособий по безработицы, создали множество социальных программ, финансируемых из бюджета и т.д. И все это для того, чтобы поддержать эффективный спрос на достаточном уровне при проявлении кризисных явлений в экономике и смягчить последствия усиления бережливости населения.

 

Контрольные вопросы

1. Опишите влияние следующих факторов на совокупный спрос и совокупное предложение:

а) снижение уровня ставки процента (не связанное с изменением цен);

б) усиление инфляционных ожиданий в экономике;

в) рост ставок подоходного налога;

г) увеличение предложения денег в экономике;

д) появление новых технологий;

е) решение правительства о сокращении финансирования социальных программ;

ж) сильное землятресение, повлекшее за собой многочисленные разрушения.

2. Выделите на кривой совокупного предложения следующие участки: классический, кейнсианский, промежуточный. К каким последствиям приведет изменение совокупного спроса на каждом из этих участков?

3. В американских газетах появилось сообщение о том, что ряд стран Южной Америки не смогут выполнить свои обязательства по займам, полученным у американских банков. Каким образом этот факт может отразиться на объеме совокупного спроса в американской экономике.

4. «Политика, направленная на стимулирование совокупного спроса всегда ведет к инфляции» Согласны ли Вы с данным высказыванием? Ответ поясните графически.

5. Проведите сравнительный анализ равновесия на рынках, труда и благ в классической и кейнсианской моделях. На чем основаны эти различия?

6. Какая из двух составных частей совокупных расходов отличается большей нестабильностью – потребительские расходы или инвестиционные расходы? Аргументируйте свой ответ.

7. Проблемы макроэкономического равновесия можно графически проиллюстрировать при помощи следующих моделей: «AD-AS», «доходы-расходы». В чем различия двух указанных моделей? Есть ли они вообще?

8. Слово «автономный» можно перевести как «самостоятельный», «независимый». Что означает выражение «автономные инвестиции»? От чего независимы такого рода инвестиции. Приведите примеры.

9. Каким образом проявляется эффект мультипликатора на различных участках кривой совокупного предложения?

10. Почему эффект мультипликатора и «парадокс бережливости» проявляется лишь в экономике с неполной занятостью?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.