![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Инновационная деятельность международных компаний в условиях глобализации
Аннотация: Тема посвящена изучению инновационной политики международных компаний. Определены типы инновационных стратегий международных компаний. Рассмотрены формы организации научно-исследовательских подразделов международных компаний. Охарактеризована роль иностранных инвестиций и трансферта технологий в функционировании международных компаний. Учебные задания: 1. Дайте определение международным корпорациям. 2. Понятие инновационной политики международных корпораций. 3. Охарактеризуйте инновационную деятельность международных корпораций. 4. Направления деятельности международных корпораций в научно-технологических разработках. 5. Определить роль международных корпораций в международном научно-технологическом обмене. 6. Особенности международного научно-технологического обмена международных корпораций. Формы контроля: 1. Обсуждение теоретических вопросов. 2. Решение ситуационных упражнений. 3. Защита индивидуального задания.
Основные понятия и определения: Инновационная политика (корпоративная) – система взглядов, принципов и требований, а также форм организации инновационной деятельности в определенных компаниях. Выделяют следующие типы инновационных стратегий международных компаний: 1. Стратегия «наступления»: проведение НИОКР, достаточных для того, чтобы достичь опережения или удержать лидерство. Используется преимущественно в тех отраслях, сформированных относительно недавно («новейшие») и сильно восприимчивы к инновациям. Чаще всего, для реализации данной стратегии международные корпорации создают специальные подразделения НИОКР в виде внешних или внутренних венчуров. 2. Стратегия «защиты»: постоянное использование поведения конкурентов, которые являются лидерами рынка; следование за ними путем воспроизводства и достижения. Продукция выводится на рынок с меньшим отставанием. 3. Стратегия «абсорбции» (поглощения): имитация трудовой продукции и технологий с большим технологическим отрывом от лидеров. Основное внимание на эффективности производственного процесса. Стратегия характерна для традиционных отраслей, где доминирует ценовая конкуренция, а появление инноваций не высока. Выделяют четыре основные типа научно-технологических стратегий: · Стратегия имитации. Предполагает приобретение новых компаний, проведение исследований в кооперации с различными компаниями и организациями в разных отраслях, разработка изделий, ориентированных на достижение краткосрочных целей; · Стратегия разработки технологических процессов. Компании используют собственный научно-технологический и исследовательский потенциал, приобретение лицензий и сотрудничество с другими организациями по осуществлению НИОКР незначительны. Внутренняя ориентация не допускает активного изучения технологической стратегии конкурентов. Разработки часто не защищаются патентами; · Стратегия наступательной специализации. Компании проводят в основном НИОКР специального назначения, которые ориентированы на индивидуального потребителя; широко практикуются контрактные исследования с привлечением сторонних организаций, однако совместных исследований с другими организациями сравнительно немного; особое внимание уделяется разработке новых технологических процессов; · Стратегия наступательных инноваций. Реализуют корпорации, которые детально анализируют технологические стратегии конкурентов; активно осуществляются НИОКР с другими компаниями, увеличивается количество источников новых знаний и каналов информации; создаются не только технологические процессы, но и продуктовые инновации. Формы организации подразделений НИОКР международных корпораций: 1. Отраслевые структуры - узкое деление подразделений НИОКР по отраслям науки. Соответственно, сотрудники занимаются одной научной проблемой в рамках одной дисциплины в своем подразделении, т.к. каждое подразделение получает свое научное задание. 2. Продуктовые структуры создаются для сближения процесса НИОКР с производственным. Ориентированы на конечный продукт, постоянно обеспечивают связь с проблемами производства, при этом каждая структура занимается очень широким спектром работ. 3. Проектные структуры используются, когда необходима быстрая реализация какого-либо инновационного проекта. В такое подразделение включаются специалисты из разных областей. Чаще всего создается новое структурное подразделение. 4. Структуры, организованные по стадиям НИОКР предполагают, что в рамках корпорации создается несколько подразделений фундаментальных и прикладных исследований между которыми распределяются отдельные стадии разработки продукции и технологий. 5. Комбинированные структуры комбинация описанных выше форм, учитывая их преимущества и недостатки. Задание для самостоятельной работы: 1. Вопрос для самостоятельного изучения: 1. Роль иностранных инвестиций и трансферта технологий в функционировании международных компаний. 2. Инновационная деятельность ведущих корпораций в секторе информационных технологий. Источники: [1, 3, 4, 5, 7, 8, 11]. 2. Сделайте обзор периодической литературы за темами: 1. Инновационная деятельность корпораций в пищевой промышленности. 2. Инновационная активность промышленности в Украине. 3. Международные корпорации в системе научно-технического обмена.
Тесты: 1. Эффективность международных корпораций объясняется А) способностью обеспечить непрерывные инновационные процессы; Б) увеличением сбыта продукции и услуг на мировых рынках; В) результативностью использования преимуществ интернационализации в сфере производства; Г) все ответы верны.
2. Система взглядов, принципов и требований, а также форм организации инновационной деятельности в определенных компаниях - это А) международная корпорация; Б) инновационная политика; В) политика в сфере инвестиций; Г) научно-техническая стратегия.
3. До стратегических установок инновационной политики главной компании в контексте общей стратегии развития международной корпорации относятся А) формулировка стратегических целей - планирование долгосрочных мероприятий, распределение ключевых ресурсов, подготовка инновационных проектов и планов организации Б) разработка схем распределения технологий и продуктов между подразделами, планов относительно их возобновления, а также схем кооперации между подразделами разработки технологий и продуктов, создания научно-исследовательских подразделов (НИП), а также схем кооперации, что функционируют на разных предприятий, организация и обеспечение инновационного процесса на предприятии; В) формулировка приоритетов для разных производственных предприятий, разработка программ из подготовки и переподготовки персонала; Г) подготовка инновационных проектов и планов организации, организация и обеспечение инновационного процесса на предприятии, разработка программ из подготовки и переподготовки персонала.
4. Которые существуют стратегии в сфере инноваций? А) стратегия «наступления», стратегия «развития», стратегия «абсорбции»; Б) стратегия «наступления», стратегия «защиты», стратегия «поглощения»; В) стратегия «развития», стратегия «абсорбции», стратегия«поглощения»; Г) стратегия«защиты», стратегия«абсорбции», стратегия«доминирования».
5. Проведение НДДКР, достаточных для того, чтобы достичь опережения или удержать лидерство предусматривает А) стратегия «наступления»; Б) стратегия «абсорбции»; В) стратегия «развития»; Г) стратегия «поглощения».
6. Стратегия «абсорбции» предусматривает А) проведение НДДКР, достаточных для того, чтобы достичь опережения или удержать лидерство; Б) имитацию трудовой продукции и технологии с большим технологическим отрывом от лидеров; В) постоянное использование поведения конкурентов, которые являются лидерами рынка; Г) правильного ответу нет.
7. Какие четыре основных типа научно-технологических стратегий выделяют? А) стратегия «наступления», стратегия «абсорбции», стратегия «развития», стратегия «поглощения»; Б) стратегия «защиты», стратегия «абсорбции», стратегия «доминирования», стратегия «поглощения»; В) стратегия «имитации», стратегия «разработки технологических процессов», стратегия «наступательной специализации», стратегия «наступательных инноваций»; Г) стратегия «доминирования», стратегия «разработки технологических процессов», стратегия «наступательной специализации», стратегия «наступательных инноваций».
8. Стратегия «разработки технологических процессов» предусматривает А) приобретение новых компаний, проведение исследований в кооперации с разными компаниями и организациями в разных отраслях, разработка изделий, ориентированных на достижение краткосрочных целей; Б) использование компанией собственного научно-технологического и исследовательского потенциала, приобретение лицензий и сотрудничество с другими организациями относительно осуществления НДДКР незначительные; В) проведение компанией НДДКР специального назначения, которые ориентированы на индивидуального потребителя, широко практикуются контрактные исследования с привлечением посторонних организаций, однако общих исследований с другими организациями сравнительно немного, особенное внимание уделяется разработке новых технологических процессов; Г) реализацию корпораций, которые детально анализируют технологические стратегии конкурентов, активно осуществляются НДДКР с другими компаниями, увеличивается количество источников новых знаний и каналов информации, создаются не только технологические процессы, но и продуктовые инновации.
9. Стратегические альянсы - это А) заключение долгосрочных соглашений о сотрудничестве между компаниями конкурентами, проведение общих НДДКР; Б) объединение компаний, которые не являются конкурентами; В) форма взаимодействия корпораций с некоммерческими организациями и государственными учреждениями; Г) объединение компаний для проведения общей политики безопасности.
10. Какие формы организации подразделений НДДКР международных корпораций существуют А) отраслевые структуры, продуктовые структуры, проектные структуры, структуры, организованные за стадиями НДДКР, организационные структуры; Б) продуктовые структуры, проектные структуры, структуры, организованные за стадиями НДДКР, инновационные структуры; В) проектные структуры, структуры, организованные за стадиями НДДКР, отраслевые структуры, продуктовые структуры, комбинируемые структуры; Г) структуры, организованные за стадиями НДДКР, отраслевые структуры, структуры стратегического назначения, продуктовые структуры.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |