Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В первой половине XIX века




Социально-экономическое развитие России

Россия от Венского конгресса до Крымской войны

Россия и мир в эпоху наполеоновских войн

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

Особым этапом в развитии европейского общества – становлении индустриальной цивилизации, основой которого становится технический прогресс, является XIX век. В начале XIX века новым явлением в экономике европейских стран становятся не отдельные открытия и эксперименты, а промышленное освоение новых машин, широкое внедрение новых технологий. В этот период Дж. Стефенсон изобрел железнодорожный локомотив, а Р. Фултон запатентовал первый в мире пароход. В целях обмена опытом с середины XIX в. началось проведение всемирных промышленных выставок. В Лондоне 1 мая 1851 г. была организована первая международная промышленная выставка.

Развитие новых технологий создало благоприятные предпосылки для промышленных переворотов, положивших начало индустриальной экономике. Однако промышленные перевороты в западноевропейских странах произошли не одновременно. Первой на путь индустриализации становится Англия, где раньше других стран сложились предпосылки для промышленного переворота. К ним относятся:

значительное накопление капитала предпринимателями;

создание свободного рынка труда за счет крестьян и разорившихся ремесленников;

буржуазная революция, устранившая препятствия для развития новых экономических отношений;

конкуренция с другими государствами.

В ходе промышленной революции государство большое внимание уделяло вопросам развития науки и техники. Квалифицированные специалисты готовились в Оксфордском, Кембриджском и др. университетах. По закону 1802 г. предприниматели должны были открывать фабричные школы, где в течение четырех лет молодежь обучалась без отрыва от производства.

Промышленная революция, продолжавшаяся в Англии с 60-х годов XVIII в до 30-х годов XIX в., превратила страну в индустриальную державу. Однако ориентация важнейших отраслей производства в основном на колониальный рынок в дальнейшем негативно отразилась на ее экономическом развитии. Промышленный переворот, начавшийся во Франции в конце XVIII в. происходил медленнее, чем в Англии, что объяснялось преобладанием мелкого крестьянского хозяйства. Только в 30-40-е годы XIX в. в основных отраслях промышленности переход к машинной технике принял широкий размах. Начальная стадия индустриализации завершается во Франции в 70-е гг. XIX века.

В начале XIX века в экономическом отношении одной из самых отсталых стран Европы была Германия. Причинами отставания являлись: сохранение крупного помещичьего землевладения, цеховой системы и политической раздробленности страны.

До середины XIX века Германия оставалась аграрной страной, отмена крепостного права произошла здесь значительно позже, чем в развитых западноевропейских странах. В отличие от Франции, отмена крепостного права в Германии осуществлялась постепенно «сверху», т.е. путем правительственных реформ. Поэтому освобождение сельского хозяйства от крепостнических пережитков носило затяжной и противоречивый характер. Подобная ситуация имела место в России в 1860-е годы.

В начале XIX века быстрыми темпами развивается экономика США. К середине XIX века эта страна вышла на 4-е место в мире по общему объему промышленного производства. По выплавке чугуна США заняли 3-е место после Англии и Франции. Промышленный переворот начался в стране в 20-30- е гг.XIX в., охватив текстильную промышленность, пищевую, металлургию, машиностроение и транспорт. На севере страны развивалось фермерское хозяйство, в то время, как Юг оставался регионом плантационного сельского хозяйства, основанного на труде рабов. После гражданской войны (1861-1865 гг.) в США начинается экономический подъем, вызванный отменой рабства, ликвидацией крепостнических пережитков, наличием огромного количества свободных земель, разнообразием природных ресурсов.

В условиях промышленного переворота быстрыми темпами растет население, особенно городское. Если в 1700 г население мира составляло 610 млн чел., то в 1800 г.- 905 млн чел., а в 1900 – 1630 млн чел.

В данный период изменяется социальная структура населения. Растет значение в экономической и политической жизни европейских стран предпринимателей, владевших фабриками и заводами и рабочего класса. В большинстве стран Западной Европы завершилось формирование наций. Изменения затронули и государственное устройство многих европейских стран, где абсолютные монархии были заменены конституционными монархиями или республиками.

Достижения в области науки и техники оказали огромное влияние на развитие культуры, образования. В художественной литературе в начале XIX века господствует романтизм, в основе которого лежал конфликт с реальностью (В. Скотт, Дж. Байрон, В. Гюго и др.).

В XIX веке появляются и получают развитие теории переустройства общества социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. В середине XIX века получает распространение учение марксизма, обращенного к классовому сознанию людей.

Таким образом, изменения, происходившие в экономической, политической, духовной жизни европейских государств находили отражение в культуре и искусстве.

Отметим, что XIX в. занимает особое место не только в мировой истории, но и в истории России, так как в этот период были созданы предпосылки для отмены крепостного права, промышленного переворота и перехода к индустриализации.

По численности населения Россия являлась одним из крупнейших государств Европы (в 1800 г. в стране проживали 36 млн. человек, а в 1825 –52 млн. человек).

Начавшийся прогресс в экономике был связан с развитием новых форм хозяйства и характеризовался упадком посессионной мануфактуры, появлением новых отраслей промышленности, ростом населения городов. Однако формирование новых рыночных отношений в экономике страны имело свои особенности. Рабочая сила в основном была представлена крепостными крестьянами. Только в немногих отраслях, например хлопчатобумажной отрасли, преобладал вольнонаемный труд. В 1825 году вольнонаемные рабочие составляли примерно треть всех работников, занятых в промышленности, при этом даже среди них большинство были оброчными крепостными крестьянами, отпущенными на заработки.

В начале XIX века произошли значительные изменения и в сельском хозяйстве. Зерно составляет 20-25 % стоимости русского экспорта. Расширяется и внутренняя торговля хлебом. В связи с этим, особенно в южных и юго-западных губерниях, помещики начинают отбирать у крестьян землю и усиливать барщину.

Таким образом, в России, в отличие от западноевропейских стран рост товарооборота укреплял крепостнические формы хозяйствования.

Финансовая система страны также была несовершенной. Практически все налоги в государственный бюджет поступали за счет подушной подати и акцизов - косвенных налогов на вино, соль, табак и некоторые другие предметы массового потребления.

Значительное отставание по уровню экономического развития России от стран Западной Европы требовало преобразований в экономической, общественной жизни и государственном устройстве страны.

Реорганизация государственного устройства страны началась в период правления Александра I. Представители прогрессивно настроенной части дворянства (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и
А. Чарторыйский) создали Негласный комитет, на заседаниях которого решались вопросы, касавшиеся дальнейшего развития России. Главная задача комитета заключалась в подготовке реформ управления.

В сентябре 1802 г. вместо устаревших петровских коллегий были образованы 8 министерств, создан комитет министров. Реорганизация коснулась и Сената, являвшегося высшей судебной инстанцией. Сенат был разделен на 9 департаментов и министры обязаны были ему ежегодно предоставлять отчеты.

Одним из лучших представителей российских реформаторов начала XIX века был М.М. Сперанский. В 1803 г. он составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений», а в 1809 г. подготовил «Ведение к Уложению государственных законов». В данных документах М.М. Сперанский указывал, что в России есть все условия для постепенного перехода к конституционной монархии. Он предлагал ввести в стране выборную систему представительных органов.
Негативно М.М. Сперанский относился к крепостному состоянию крестьян, считая, однако отмену крепостного права не первоочередной задачей.

В конце 1809 г. М.М. Сперанский, назначенный на должность государственного секретаря, приступает к реформам. В целях урегулирования споров между императором и правительственными учреждениями был создан Государственный совет, были введены экзамены для чиновников определенных классов. Летом 1811 г. вместо упраздненного министерства коммерции было образовано министерство полиции.

Одновременно с реформированием государственного аппарата М.М. Сперанский проводит финансовую реформу. В начале 1818 г. страна находилась в крайне бедственном финансовом состоянии:
125 млн р. дохода, 230 млн р. расхода и 100 млн р. долга. План оздоровления финансового состояния страны включал следующие мероприятия:

-изъять из обращения все облигации и образовать капитал для их погашения;

-сократить расходы всех государственных ведомств;

-создать новую монетную систему;

-удвоить все налоги, ввести новый подоходный прогрессивный налог, которым должен был облагаться доход помещиков с их земель.

В результате реализации части проекта финансовой реформы уже к концу 1810 г. расходная часть бюджета сократилась на 20 млн р.
А в 1811 г. дефицит бюджета сократился до 6 млн. руб., а доходы выросли до 300 млн р.

В 1812 году по ряду внутренних и внешних обстоятельств преобразовательная деятельность М.М. Сперанского была прервана. Реформы начала XIX в. затронули и общественные отношения. В феврале 1803 г. был опубликован указ «о свободных хлебопашцах», согласно которому помещики могли освобождать своих крестьян целыми селениями или семьями обязательно с землей по обоюдному соглашению. Это способствовало формированию в стране нового слоя крестьян – «вольных хлебопашцев». Однако лишь небольшая часть крестьян (менее 50 тыс. человек) смогли войти в категорию свободных людей из-за высокого размера выкупа. Например, 5 тыс. крепостных крестьян помещика Петрово-Соловово должны были за 19 лет выплатить ему 12,5 млн р.

В ходе реформы системы образования в России устанавливаются четыре вида учебных заведений: сельские приходские, уездные училища, гимназии университеты. Университетский устав 1804 г. предоставил широкую автономию советам профессоров, избиравших ректоров, деканов факультетов.

В результате проведенной реформы страна была разделена на
6 учебных округов во главе с попечителями. Местный университет осуществлял фактическое руководство народным просвещением в каждом округе. Всего в 1805 г. в России было 6 университетов, 42 гимназии
(без учета гимназий в Литве, Польше и Прибалтийском крае) и 45 уездных училищ.

В 1811 г. был открыт первый лицей, призванный готовить широко образованных чиновников, убежденных в необходимости реформирования России, директором которого стал известный демократ В. Ф. Малиновский.

Преобразования в сфере просвещения создавали благоприятные предпосылки для развития культуры, науки, роста общественного сознания.

Открываются библиотеки, музеи, издаются журналы «Вестник Европы», «Журнал русской словесности» и др. Развивается русская литература (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.А.Крылов и др.).

В 1820 г. научная экспедиция под руководством М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллингсгаузена открыла новый материк – Антарктиду. Русские ученые исследовали острова Тихого океана, Аляску и т.д.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, вызвавшие огромный интерес в стране.

Таким образом, обстановка, сложившаяся в России в начале XIX века, способствовала появлению конституционных настроений передовой части интеллигенции, образованию тайных вольнодумных обществ. Однако преобразования, проводившиеся в стране, были враждебно встречены большей частью дворянства.

После окончания войны с Наполеоном в 1815 г. в России еще некоторое время продолжалась работа над проектами реформ в сфере системы управления и крестьянском вопросе. Однако после 1820 г. АлександрI окончательно отказывается от либеральных идей и в стране начинается период правительственной реакции.

Особое возмущение в обществе вызывает введение военных поселений генералом А.А. Аракчеевым. Жизнь казенных крестьян на территории военных поселений находилась под постоянным надзором начальства, они подчинялись жесткой военной дисциплине и одновременно должны были заниматься крестьянским трудом.

Отказ правительства от либеральной политики способствовал дифференциации дворянства в России, возникновению движения декабристов.

В 1816 г. в Петербурге было образовано в среде гвардейских офицеров первое тайное общество будущих декабристов – «Союз спасения», спустя два года преобразованное в «Союз благоденствия». Разногласия внутри союза привели к его роспуску и образованию в 1821-1822 г. Северного и Южного обществ декабристов. Программой Южного общества была «Русская правда», составленная П.И. Пестелем, а Северного общества «Конституция» Н. Муравьева. Вооруженное восстание декабристов в 1825 г. закончилось поражением, что замедлило темпы эволюции государственного строя по западноевропейскому пути развития.

Новый подъем общественного движения в России приходится на вторую половину 30-х гг. XIX века. В этот период получает развитие либеральное движение, включающее два направление – западничество и славянофильство.

Западники (Т.Н, Грановский, П.В. Анненков, В.П. Боткин и др.) считали, что для преодоления социально-экономической отсталости у России есть единственный путь развития – западноевропейский. Славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.В. Самарин, К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и
П. В. Киреевские и др.) считали, что Россия должна развиваться своим особым путем, с учетом национального опыта, традиций, обычаев, культуры. Проблема поиска путей развития России способствовала формированию в общественной мысли революционно-демократического направления (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, М.В. Буташевич-Петрашевский и др.).

С приходом к власти Николая I в 1825 г.началась бюрократизация всех сторон государственной и общественной жизни России. Государственный аппарат приобрел огромные размеры и влияние. Снижается роль Государственного совета и Сената, а возрастает значение монаршей власти и военных ведомств.

В системе образования усиливается сословное начало. Каждому сословию предоставляется соответствующий уровень образования. Уставом 1835 г. ограничивалась автономия университетов, за студентами был установлен строгий надзор особых инспекторов

В начале 30-х гг. XIX века министр народного просвещения граф С.С. Уваров обосновывает идеологически правительственную политику в теории «официальной народности», включавшую в себя единство православия самодержавия, народности.

Несмотря на усиление консервативных тенденций, правительство Николая I понимало необходимость проведения крестьянской реформы. Граф П.Д. Киселев разработал проект реформы. Он планировал вначале провести преобразования в отношении государственных крестьян, составлявших 40% всех крестьян, а затем – помещичьих. В 1837- 1841 гг. реформа государственной деревни была проведена. Значительно увеличились наделы государственных крестьян, подушный оброк стал постепенно превращаться в поземельно-промысловую подать.

В результате реформы волостное и сельское управление стало строиться на началах крестьянского самоуправления. Сельский сход выбирал уполномоченных на волостной сход, а волостной выбирал волостного голову и двух его заместителей. Министерство государственных имуществ во главе с П.Д. Киселевым стремилось удовлетворять хозяйственные и бытовые нужды крестьян: открывали магазины, судо-сберегательные кассы, школы, больницы.

В 1839 г. министр финансов Е.Ф. Канкрин провел денежную реформу, в результате которой основной денежной единицей России становится серебряный рубль (350 бумажных рублей приравнивались к 100 серебряным), что означало девальвацию ассигнаций. Ассигнации постепенно изымались из обращения и заменялись кредитными билетами. Однако неблагоприятные экономические и внешнеполитические условия привели к постоянному падению курса рубля и отмене свободной конвертации кредитных денег в серебряные. Это способствовало началу финансового кризиса и росту бюджетного дефицита, достигшего в середине 50-х гг. XIX века 50%.

Отказ правительства Николая I от решения важнейших социально-экономических и политических проблем приводил к углублению застоя в жизни страны. Будущий министр правительства Александра II писал о России второй четверти XIX в.: «Сверху блеск, снизу гниль». Его оценка подтвердилась неудачной внешней политикой России в последние годы правления Николая I. Таким образом, для дальнейшего развития страны необходимы были структурные реформы.

 

Контрольные вопросы

1.Что такое промышленный переворот? Каковы его особенности в странах Западной Европы?

2.Выделите особенности экономического развития России в первой половине XIX века?

3.Почему правительство Александра I отказывается в 20-е гг. XIX века от курса реформ?

4.Какие новые направления в общественном движении России появляются во второй половине 30-х гг. XIX века?

5.Каковы общие черты и особенности социально-экономического развития страны в первой и второй четверти XIX века?

 

Литература

Буданова В.П. История мировых цивилизаций. М., 2005.

История России: учебное пособие / отв. ред. Я. А. Перехов. Изд. 3. М., 2009.

Самыкин П.С., Самыкин С.И. и др. История для бакалавров: учебник. Ростов н/Д., 2011.

Соловей В. русская история: новое прочтение. М., 2005.

Шевелев В.Н. Все могло быть иначе: альтернативы в истории России.- Ростов н/Д., 2009.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.