Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ростов-на-Дону 2014




Учебно-методическое пособие

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Горшкова Ю.В.

Есипов Ю.В.

 

 

 

Допущено в качестве учебно-методического пособия по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей.

 

 


 

Есипов Ю.В.

Горшкова Ю.В.

Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Донского Государственного Технического университета

. – Ростов-на-Дону, 2014..

 

Учебно-методическое пособие в сжатом виде представляет обязательный минимум знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», который согласно рабочим программам изучается на лекциях, семинарских и практических занятиях. Основное внимание уделено формированию у студентов цельного актуального и сбалансированного комплекса знаний и навыков применительно к области обеспечения безопасности их жизнедеятельности и работ по специальности.

Предназначено для студентов всех специальностей ДГТУ.

 

Рецензенты:

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» Ростовского государственного университета путей сообщения;

К.т.н., доцент Овчаров Н.П., доцент кафедры “Безопасность полетов” Московского государственного технического университета гражданской авиации (Ростовский филиал).


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с рабочими программами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) для всех специальностей ДГТУ.

Авторы имеют опыт чтения лекций по дисциплине БЖД с 2001 года, а также ведения аналогичного курса для военных специалистов.

Основу научных и практических знаний, содержащихся в учебно-методическом пособии, составляют знания, соответствующие обязательному минимуму таких дисциплин как «Безопасность эксплуатации сложных объектов», «Охрана труда» и «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации». Их основное содержание сводилось к изучению средств и методов защиты человека и природной среды от негативных факторов техногенного происхождения.

Изучаемая в настоящее время в ДГТУ учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» интегрирована с такими дисциплинами как «Экология», «Экологический менеджмент» и формирует на общей методической основе целостные знания о безопасности и риске системы «человек (подразделение исполнителей) – средства и мероприятия защиты – потенциально опасные процессы и объекты – опасные и вредные факторы». В условиях дефицита времени, отведённого на дисциплину в учебном плане, акцент делается на обоснование организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности, расчёту простейших показателей безопасности и моделированию поведения и действий в условиях негативных и (или) чрезвычайных ситуаций.


 

1. Основные понятия и определения БЖД

1.1. Методология опасности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) –учебная дисциплина, в рамках которой с позиции системного анализа:

1) изучают и моделируют как опасности и происшествия, так и их предпосылки, создающие угрозу человеку, техническим объектам и (или) окружающей среде и

2) разрабатывают способы и средства защиты для предотвращения и (или) минимизации возможного ущерба или вреда.

БЖД служит основой для решения специальных проблем безопасности. Это отраслевая безопасность и охрана труда, радиационная безопасность, электрическая безопасность, космическая безопасность, а в настоящее время – декларация безопасности предприятий и техническое регулирование процессов, услуг и производств. Кроме того, БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший БЖД, надежно защищен от опасностей, не навредит другим людям, способен грамотно действовать в условиях опасности. БЖД – это не средство личной защиты (не секьюритология), как полагают некоторые. БЖД – это модели, принципы и правила защита личности, общества и государства. БЖД была введена в вузах 1990 году. Для её обеспечения в средних школах с 1991 года стали преподавать «Основы безопасности жизнедеятельности».

БЖД решает три группы учебных задач:

а) системный анализ, моделирование, описание и идентификация (распознавание) опасностей (происшествий) по признакам: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.;

б) профилактика и предупреждение выявленных предпосылок и (или) идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;

в) в соответствии с концепцией приемлемого риска часть идентифицированных опасностей может с определенной вероятностью реализоваться, следовательно, третья группа задач – это действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности.

Опасность центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами.

Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Опасность – понятие относительное. Мы будем понимать под опасностью любые предпосылки происшествий.

Номенклатура опасностей. Номенклатура – система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники. В теории БЖД целесообразно выделить несколько уровней номенклатуры: общую, локальную, отраслевую, местную (для отдельных объектов) и др. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и т. п.). Полезность номенклатур состоит в том, что они содержат полный перечень потенциальных опасностей, облегчают процесс идентификации, а процедура их составления имеет профилактическую направленность.

Таксономия опасностей. Таксономия - наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности. Опасности классифицируют по: происхождению; характеру воздействия на человека; времени, сфере и месту проявления отрицательных последствий; ущербу; структуре и т. д.

По происхождению различают 6 групп опасностей: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т. д.

По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это – острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.

Идентификация опасностей. Опасности носят потенциальный, т.е. скрытый характер. Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. В процессе идентификации выявляются:

1) номенклатура опасностей;

2) мера определенности (вероятность или субъективная возможность) их проявления;

3) пространственная локализация (координаты);

4) возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда. Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т. п.

Причины и следствия. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами (предпосылками происшествий). Причины характеризуют совокупность обстоятельств, вследствие которых опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др. Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий (происшествий), как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д. Триада «опасность – причины – нежелательные следствия» - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в происшествие и реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает в себя несколько причин, т. е. является много причинным. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины. По существу в основе профилактики несчастных случаев лежат моделирование и поиск причин опасности.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Человеческая практика даёт основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее: любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение имеет аксиоматический характер. Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение. Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

Квантификация опасностей. Квантификация – это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий. Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.